Феликс Умаров — молодой кинорежиссер, решивший дебютировать в «большом» кино именно с этой работой. Несмотря на разделенные мнения о фильме и шквал критических отзывов и проклятий, направленных на него за нереалистичный и забористый сюжет и подход к картине. Как же иначе, ведь он посягнул на святое святых — биографию великого поэта, да еще и в современной интерпретации с песнями и плясками. Стоит все же отметить, что такая версия действительно с какой-то стороны делает фильм самобытным, ярким и в какой-то степени даже безумным, но помимо этого картине практически нечего предложить зрителю.
Аннотация к фильму гласит:
Пушкин молод, дерзок и любим публикой: он — звезда любого бала, поклонники носят его на руках, а девушки мечтают о его внимании. Но ни высокие покровители, ни верные друзья, ни известность не могут отвести от него злой рок — ссылки, дуэли и безденежье. Пока однажды он не встречает ту самую, единственную, кто осветит его жизнь и станет его судьбой.

Сюжет:
Жизнь и творчество светила российской поэзии в общих чертах известны любому жителю страны. Поэтому всё, что вы прочтёте ниже, ни в коем случае не является спойлером.
С самого начала фильма Пушкин предстает перед нами карикатурным «суперстаром» своего времени. Его книги буквально вырывают из рук, блюда в ресторанах рекламируют с помощью его имени, весь Петербург взрывается криками о новом светиле русской поэзии.
Чуть позже нас переносят к юному лицеисту - Пушкину (Кай Гетц). Малолетний «МС Саша» (потом поймете почему) вдохновляет своих сверстников на бунт против устаревших методов учителей, навязанного им устройства жизни в лицее, вызывая на рэп-баттл Пилецкого(одного из преподавателей), получая одобрение от Державина. Параллельно с этим зритель знакомится с его близкими друзьями Александра Сергеевича, Пущиным и Данзасом, также где-то в углу экрана мельком появляется и юный Кюхельбекер - известный будущий декабрист.
Рэп перед учителями и танцы создают ощущение абсурда и хаоса всего происходящего на экране. Понятно, что картину делали для молодежи, а молодежь нельзя привлечь скучным пересказом биографии поэта, но с этой сценой явно переборщили, слишком нереалистично, слишком ярко, слишком современно и не в тему.
Постепенно кадр сменяется, и мы видим, как его друзья Иван Пущин (Илья Виногорский) и Константин Данзас (Роман Васильев) ведут подросшего поэта (Юра Борисов) в светский салон княгини Голицыной (Светлана Ходченкова). Подвыпивший Пушкин запрыгивает на стол и начинает читать оду «Вольность» в ритме R&B.
Пораженная творчеством «юнца» Голицына предсказывает юному Пушкину великое будущее, а гадалка с «вечеринки» предрекает ему потерю друга и смерть от руки человека с белой головой. Пушкин, как ни странно, верит в эти предсказания и начинает свой путь к известности, практически стразу попадая в поле зрения главного цензора России — графа Бенкендорфа (Сергей Гилёв), а также находя утешение в страстных объятиях графини Воронцовой (Анна Чиповская).
После этого фильм начинает набирать бешеные обороты. Поэт отправляется в Михайловское на прием к государю Николаю I (Евгений Шварц), под венец с Натальей Гончаровой и на дуэль. Однако отсутствие некоторых знаковых событий, такие как знаменитые Болдинские осени или отсутствие фигуры Арины Родионовны(няня Пушкина), убивают весь драматизм. Зато мы видим достаточно смазанное восстание декабристов, где Пущин буквально в одиночку ведет своих товарищей на Сенатскую площадь. Сломленный потерей товарищей, Пушкин становится все яростнее, но теперь намного тише, да и рэп читает уже не с таким воодушевлением.
Во второй части фильма центральное место занимает Наталья Гончарова — юная, наивная и добрая красавица, которая станет женой знаменитого поэта. Их знакомство, свадьба и рождение детей происходят слишком стремительно, и вот перед нами уже изнуренная молодая мать, мечтающая о веселых вечерах на балах. Она все еще стройна и привлекательна, и ей не хочется оставаться запертой дома.
Именно в этот период экранный Пушкин абсолютно меняется. Из молодого повесы и бунтаря он превращается в заботливого и уставшего отца семейства, который ищет способы заработать деньги. Пока он трудится и создает все больше новых произведений, Наташа наслаждается балами. И на одном из таких мероприятий появляется Жорж Дантес, что становится началом конца.
Ревность к любимому человеку способна довести даже самого спокойного человека до безумия, а что уж говорить о Пушкине с его взрывным темпераментом? Осознавать, что злые языки обсуждают предполагаемый роман его жены с Дантесом, чувствовать насмешливые взгляды общества — это было для него настоящим испытанием.
Фильм прекрасно передает состояние поэта: с одной стороны, он сталкивается с финансовыми трудностями, с другой — его творчество подвергается притеснению цензоров. А колкие уколы со стороны императора лишь усугубляют его страдания. И, конечно, болезненная ситуация с женой добавляет ему еще больше переживаний. Последней каплей стало анонимное письмо, чье происхождение в фильме так и остается загадкой.
Пушкин получает записку: «Патент на звание рогоносца», содержащее насмешки и намеки на измену его жены. Это и служит причиной вызова на дуэль Дантеса, что, к сожалению, заканчивается смертью поэта.
Стоит отметить, что в фильме образ Александра Сергеевича излишне романтизирован. В первой половине фильма Пушкин – вечно бунтующий, веселый повеса со стаканом в руке, а во второй части – печальный и совсем «раскисший», но великий поэт.
Актеры:
Что касается актерского состава, многие здесь и правда играют на высоте. Наверное, Роман Васильев, исполнивший роль Дантеса, впечатляет больше всего. Хотя сцен с ним немного, каждая из них запоминается благодаря своей эффектности. Он создает образ лощеного и красивого французика, который любит приключения и регулярно попадает в пикантные ситуации. Да, это не делает героя привлекательным для зрителя, но харизма актера затмевает негативную характеристику персонажа.
Юра Борисов, исполняющий главную роль, смог передать сложность характера поэта, его романтическую натуру и импульсивность, что сделало его образ особенно запоминающимся. Актер мастерски передал эмоциональные моменты, демонстрируя как радость вдохновения, так и горечь разочарования, с которыми сталкивался герой в этом фильме. Это нисколько не выглядело плохо, но нередко находилось на грани.
Княгиня Голицына (Светлана Ходченкова) — актриса великолепно передала образ княгини, показав ее высокомерие и эпатаж. Известно, что Голицына сыграла немаловажную роль в жизни Пушкина, и не секрет, что он был в нее влюблен. Хотя в фильме не показана откровенная любовная история, намеки на это присутствуют.
Иван Пущин (Илья Виногорский) и Константин Данзас (Роман Васильев) — лучшие друзья Пушкина, которые разделяют с ним все горести и радости. Именно Пущин первым посетил поэта в ссылке, и в фильме видно, как Пушкин радуется встрече с другом, который, казалось, единственный неравнодушен к его проблемам.
Данзасу же выпала сложная участь быть секундантом в роковой дуэли Пушкина. Его взгляд и эмоции передают весь спектр чувств: боль от происходящего. Он понимает, что это может быть последняя дуэль, и пытается уговорить Пушкина не совершать роковую ошибку, но переубедить поэта с его взрывным характером невозможно.
Графиня Елизавета Воронцова (Аня Чиповская) — Их откровенная любовная история, где Пушкин был любовником замужней женщины, действительно имела место в его жизни, но как и в фильме, так и в реальности продлилась недолго. Актриса хорошо справилась со своей ролью, хоть некоторые сцены с ней выглядят как-то незакончено и оборванно.
Наталья Гончарова (Алена Долголенко) — последняя и, пожалуй, самая настоящая любовь Пушкина. Алена Долголенко прекрасно справилась с ролью жены поэта. Казалось, Пушкин наконец остепенился и нашел ту, которую искренне полюбил. У них семья, четверо детей — живи и радуйся жизни. Но Наталья не из тех, кто хочет сидеть дома и заниматься только воспитанием. Ей хочется веселиться и проводить время на светских мероприятиях. Именно на одном из таких балов она знакомится с Жоржем Дантесом, который разделит их жизнь на до и после. Хотя вся эта история показана сжато, суть раскрыта достаточно ясно.
Василий Жуковский (Илья Любимов) — важный персонаж в жизни Пушкина, его учитель и наставник. Илья Любимов в этой роли — стопроцентное попадание. Он серьезный, рассудительный и благоразумный человек, который постоянно направляет поэта в нужное русло.
Вывод:
Любителям исторической точности, вероятно, не понравятся некоторые недочеты в повествовании. «Пророк» — это фильм, восприятие которого полностью зависит от настроения зрителя. Если он настроен скептически ко всем эти современным «штучкам», то уже в начале картины сможет увидеть за вихрем юбок, кудрей и блесток слабости сценария, из-за которого большинству актеров просто не хватает материала для игры.
Скептики также заметят, что молодому режиссеру явно не хватало вкуса в некоторых сценах. Одна из самых неудачных сцен — это момент, когда Пушкин в михайловской ссылке лихорадочно пишет произведения под трек «Отпусти меня, божественный глагол». Это не выглядит комично, как это задумывалось изначально, это выглядит совершенно никак, абсолютно пустая сцена, как и многие другие, которые затянули повествование на два часа.
Нельзя сказать, что недочеты сценария компенсируются забавными, иногда хорошими музыкальными номерами и работой актеров, прежде всего Борисова, который играет поэта с почти животной естественностью. Сделать фильм-мюзикл про самого известного поэта в России уже было серьёзным вызовом для отечественного кино. В какие-то моменты действительно удалось вытянуть фильм, в основном за счет картинки и хорошей актерской игры, но в остальном фильм зазвучал только из-за фигуры Пушкина.
«Пророк» вызывает целый спектр эмоции. Этого не отнять. От дикого стыда во время рэп-исполнений, до искренних переживаний за героев, а конец и вовсе может заставить заплакать.
Такой фильм хорошо бы подошел для занятий в школе, он мог бы значительно пробудить интерес подростков к жизни и творчеству Пушкина у молодежи. Такие современные вставки и интересный подход к биографии могут сделать классическую литературу более доступной и увлекательной для нового поколения. Но так как фильм все же не дотягивает до исторического, потом вам придется объяснять детям, что Пушкин никогда не писал рэп.