Забытые традиции на Масленицу: чем заняться на праздничной неделе, чтобы весна оказалась успешной? 

Масленица — это яркий и веселый праздник, отмечаемый в последние дни перед Великим постом. В народе эта неделя символизирует конец зимы и начало весны. И все обряды, которые проводились в эти дни, были посвящены плодородию. В Кузбассе, как и в других регионах России, эта неделя наполнена традициями, обычаями и мероприятиями, чтобы скорее призвать весну. Наше издательство решило узнать о забытых забавах, которые существовали во время празднования Масленицы. Мы поговорили с Полиной Абрамовой – доцентом КемГИК о традициях и обрядах, которые были популярны.

26.02.2025  16:17 Общество
1079
Image

Начать празднование Масленицы было необходимо с подготовки традиционных угощений. Особое внимание уделяли ритуальной трапезе перед Великим постом, которая символизировала «моделирование» будущей сытой жизни. Самым известным масленичным блюдом были блины, которые ставили на стол. 

no_image

«Все знают, что на масленицу пекут блины, что нужно устраивать состязания и всю неделю гулять» - рассказывает эксперт.

Блины в эту неделю можно было готовить как угодно: с начинкой из творога, сметаны, фруктов или мясных продуктов – из всего, на что хозяюшкам хватало фантазии. Также стоит обратить внимание на то, что блины были тонкими и золотистыми, чтобы они были похожи на солнце – вестник тепла.

no_image

«Если говорить про игры и про развлечения, связанные с блинами, то была такая интересная игра – «Выпекать блины». Водящий брал  из дома хлебную лопату,  догонял соседа, хлопал его ей. Это называлось «Припечь блин». Ну и дальше тот, кого, соответственно, припекли, становился водящим. И таким образом игра продолжалась» - делится знаниями Полина.

После того как блины были готовы и съедены, наши предки собирали друзей, соседей, прохожих с улицы, чтобы наконец начать народные гуляния. Самым известным был обряд катаний. Обязательно нужно было кататься «по солнцу», то есть по часовой стрелке, так люди помогали солнцу быстрее двигаться, приближая весну. 

« На Масленицу в разных районах Кузбасса существовала традиция конных бегов. В некоторых селах этнографы фиксируют такую традицию, что и парни, и девушки соревновались в конных бегах, причем кони должны были въезжать в гору, девушки ехали первые, а парни должны были их догнать» - рассказывает Полина.

Еще одним из таких забытых обычаев является «масленичный поезд». В «масленичном поезде» люди собирались вместе, чтобы разыграть шуточные представления, нарядившись в костюмы царя, генералов и шутов. Интересно, что на Масленицу катались на самых разных предметах. Это могли быть подмороженные пимы(валенки-прим.ред), корзины, санки и даже шкуры. Спуск с горы символизировал магию, связанную с обильным урожаем. А если кататься на шкуре, которая также ассоциируется с богатством, то это считалось особенно благоприятным знаком, предвещающим щедрый и урожайный год.

«Сооружали целую вереницу коней, которые были запряжены в сани, в кошева (широкие и глубокие сани – прим. ред), иногда даже запрягали коня в лодку, а иногда вместо коней запрягали парней. И вот эта вереница людей ездила по деревне. Также на этих лодках или санях сидели женщины, которые изображали прях и заметали дорогу зиме» - отмечает Полина.

Для многих остаются загадкой обычаи, в которых существует особая связь Масленицы с тещей. Так, на масленичной неделе в среду, теща должна угостить зятя блинами. А в пятницу наоборот, зять должен вдоволь угостить маму жены. 

«В Масленичную неделю существовал особый почет для молодоженов. Было принято навещать родственников невесты, поэтому и появились «тещины» блины. А вот ту молодежь, которая жениться не хотела, ее не потчевали блинами, а, наоборот, «закатывали в снег». Например, на холостых парнях могли 3-4 человека катиться с горы, использовать их вместо санок» - пугает неженатых кузбассовцев наша эксперт.

На протяжении всей Масленицы местные жители собирались, чтобы построить снежный город, который затем становился ареной для битв. В последний день праздника проходили красочные сражения, где одни участники изображали аборигенов Сибири, а другие — казаков. Эта игра символизировала переход от зимы к весне. 

«В основном сейчас мы бьемся мешками, лазаем на столб, перетягиваем канат. А тогда развлечения были самые разные. Парни брали на руки девушек, и кто дольше продержит свою девушку, тот и выиграл. Из таких состязаний, которые были только в Сибири, в отличие от других частей России, намного дольше просуществовали кулачные бои, которые там уже были запрещены. А у нас в Сибири больше сохранилось архаичных традиций, поэтому кулачные бои остались» - рассказывает доцент КемГИК.

Кульминацией праздника обычно становится сжигание чучела Масленицы. Это символ окончания зимы и прихода весеннего тепла. Построение большого костра, вокруг которого собираются все желающие. Однако не все знают историю «горящей бабы».

«Мы все привыкли, что чучело масленицы у нас, это, конечно же, непременно женщина в русском наряде. Причем сейчас ее стараются сделать такой лобочной, красивой. На самом деле это не совсем правильно, потому что чучело ассоциируется со всем старым. И масленицу в сибирских селах делали как раз наоборот страшную, уродливую, отвратительную, как отмечают этнографы. На нее надевали старую одежду, обматывали ее старыми какими-то тряпками, лохмотьями, делали и рисовали сажей ей страшное лицо», - учит Полина Абрамова.

Чучело не всегда было связано с женскими образами, были и другие вариации, которые существовали в разных регионах, особенно в Сибири. Здесь фиксировались случаи, когда масленица изображалась с мужскими атрибутами. Также встречались варианты, когда масленица представляла собой перевернутую ступу, на которую надевали шубу, или шест, обмотанный соломой.

Несмотря на разнообразие форм, суть оставалась одинаковой: масленицу обязательно нужно было сжигать, хотя в некоторых селах вместо сжигания ее просто разрывали и выбрасывали за пределы деревни. В костер, где горело чучело, также бросали старые вещи, что символизировало избавление от ненужного и подготовку к новому. Это был важный ритуал, который означал, что весной должно родиться что-то новое. 

«Было принято на Масленицу рядиться. Облачались в различных персонажей. Однако маски старались не надевать. Потому что надевать маску считалось большим грехом, считалось, что так можно переродиться в чертей. На святки можно было потом искупаться в проруби на крещение и таким образом себя от греха очистить. На Масленицу такой возможности уже не было, именно поэтому на Масленицу в чертей не рядились. У нас в Сибири могли наряжаться в шаманов. Ну и, например, молодежь рядилась в стариков и старух. Парни рядились в девок, а девки наоборот» - рассказывает Полина.

Каждый из этих обрядов должен был быть сопровожден смехом и радостью. Крестьяне рассказывали истории с главными персонажами — Масленицей, Блином и Воеводой — реальные события, высмеивали таким образом проступки односельчан и знакомых. На Масленицу ради смеха можно было «продергивать» даже барина, полицию и губернатора, а иногда и царя.