«А мне нравится такси»
Совсем недавно прошёл финал всероссийского конкурса водителей такси. На автодроме в Сочи, где проходит «Формула-1», таксисты соревновались в своих профессиональных навыках и боролись за денежный приз в 150 000 руб. Николай Рычков из Кемерова, выигравший региональный этап, рассказал «Avokado», как проходил конкурс, что интересного и опасного в профессии таксиста.
– Николай, здравствуйте! Конкурс водителей молодой, о нём почти ничего не известно. Как вы узнали о наборе участников и как проходили этапы?
– Знаете, я случайно увидел листовку с конкурсом в офисе, когда проходил ежедневный предрейсовый осмотр. В первую секунду сразу решил, что точно буду участвовать. Замечу, что в Новосибирской области службы такси информировали своих водителей сообщениями в рабочих приложениях, в Кемерове такого не было, конкурс особо не афишировался. Поэтому на региональном этапе на весь Кузбасс собралось всего 10 участников. Всё сделали на быструю руку. На региональном этапе я победил с отрывом в одно и два очка с первым и вторым местом, соответственно. Соперники были, но мало. А когда приехал на федеральный сразу понял, вот где начинается что-то интересное. Конкурс проходил во второй раз. В 2018 году внем участвовало 17 регионов, в этом – уже 29. Водители разные, разных возрастов и опыта. К примеру, победительница конкурса – Луиза Бадреева из Татарстана. У неё даже дети занимаются скоростным маневрированием, и сама она окончила автотранспортный техникум, выигрывала разные конкурсы, вроде «Автоледи» и других.
– А в целом, много женщин было среди участников? И как вы относитесь к женскому такси?
– Женщин-конкурсанток было всего 3 вместе с Луизой. Ещё были участницы из Новосибирска и Севастополя. Да, и знаете, женское такси – это нормально. Единственное, что у нас был период в 2014-15 году, что ни ночь, так покушения или неоплаты, в основном на женский пол. Хоть и говорили им постоянно: « Зачем ездить в тот район, где нападения одни за одним ». Нет, продолжают. Не плюнешь же на них, всё равно нужно ехать выручать.
– Вернемся к конкурсу. Какие испытания пришлось пройти на региональном и федеральном этапах?
– Во-первых, для участия в конкурсе у водителя должен быть стаж вождения не менее трёх лет, за три года не должно быть ни одной аварийной ситуации, в которой он виноват, и неоплаченных штрафов. Что касается испытаний, то на региональном этапе все было проще. Теоретический этап из 20 вопросов на знание ПДД, оказание первой медицинской помощи и знание истории региона. Практический этап – скоростное маневрирование и плавность вождения со стаканом воды на крыше. На федеральном этапе всё серьёзнее: мы соревновались уже в знании законодательства такси, скоростном маневрировании, а ещё испытание жизненной ситуацией – высадка и посадка пассажира с разными сценариями. Ну и под финал – творческий номер.
– Испытание жизненными ситуациями – это одна из лучших проверок, мне кажется. Как проходил этап с пассажирами?
– Например, судьи во время движения отвлекали водителя разговорами, как говорится, комментировали под руку (улыбается). Такая своеобразная проверка на вежливость и внимательность. Собран ли ты во время вождения, отвлечёт ли тебя разговор во время выполнения маневра «змейка» или просто от дороги. Один из участников даже заговорился и проехал финиш, довёз их почти до исходной.
– Как думаете, водитель должен разговаривать с пассажирами? Часто ли вы сами разговариваете за рулём?
– Я – часто (смеётся). Много жизненных проблем наслушался от пассажиров, но у меня проходит это в машине так: в одно ухо влетает, в другое – вылетает. Я веду разговор на автомате, больше внимания уделяю дороге.
– Вы сказали, что, не обдумывая, приняли решение об участии. И часто вы принимаете решения «не думая»?
– Очень редко, но, как правило, они и оказываются верными. А про конкурс…Мне давно было интересно проверить себя. 8 лет работая в такси, я думал, почему для парикмахеров, поваров и многих других существуют конкурсы, а для таксистов – нет. Вот, когда узнал, что они все-таки есть, первым делом решил поучаствовать.
- Проверить себя в чём? В том, насколько вы хороши в профессии? Для вас это профессия?
- Для меня это, безусловно, профессия, я права получил специально, чтобы работать в такси. И, действительно, занимаюсь этим на профессиональном уровне. Создаю условия пассажирам для удобного передвижения. И мне всегда хотелось получить какую-то объективную оценку моей работы, понять, действительно ли я выкладываюсь на 100%.
– Во многих странах за рубежом профессия таксиста почитаема, а в России с ней связано много скандалов. А ещё таксистов часто побаиваются. Удивительно, что кто-то мечтает о такой работе. Вы изначально шли к работе в такси?
– Нет, я долго служил в спасательной части г.Екатеринбурга, после расформирования меня никуда не перенаправили, вот я и вернулся в Кемерово. А по этой части уже не взяли, мест не было, так и пробовал себя в разных направлениях, и на стройке и окна вставлял. Когда устроился в такси, понял – я на своём месте. Моя работа разносторонняя, никогда не знаешь, что произойдёт сегодня. Могу познакомиться с интересными людьми, могу попасть в какую-то экстремальную ситуацию, в которой придётся быстро принимать решения. Скандалов везде много. Но я ни разу грубого слова в сторону пассажира не сказал.
– А матерились когда-нибудь не на пассажира, а на ситуацию на дороге?
– Бывает, конечно (смеётся). Так, знаете, выплеснул в пустоту и дальше поехал.
– Тогда у вас есть какие-то правила или приметы, которые вы всегда соблюдаете во время работы?
– У меня три главных правила: не курить, в машине не пить, непристёгнутых детей не возить. Да и взрослым пассажирам не разрешаю. Пока я за рулём, на мне лежит большая ответственность.
Ещё есть примета для меня – «чёрная кошка – это золотая дорожка». Чёрная кошка перебегает мне дорогу, и тут активно начинается работа, даже специально пропускаю их порой пробежать. Многие таксисты в Кемерове этой приметы придерживаются, а в других регионах никто даже и не слышал о ней. А у меня вот так…
– Люди, приобретающие услугу, не особо любят, когда им навязывают свои правила. У вас есть истории, связанные с пассажирами, когда вы были готовы сорваться?
– Были экстремальные ситуации, были неоплаты и даже нападения. Выходил я из этого, как говорится, сдержанно.
– За последнее время участились случаи нападения на таксистов. Вам не страшно таксовать?
– Бояться можно всего, но это не исключает тот факт, что кирпич на голову не свалится. Все таксисты боятся, все с осторожностью. Кто-то не посадит пассажиров за собой, кто-то рядом, кто-то ещё где-то что-то делает. Но работать всё равно нужно.
– Вы сказали, что на вас были покушения. А при каких обстоятельствах?
– Да, два раза. Один раз мужчина пьяный в драку со мной полез. Я просто зажал его между двумя передними сидениями, чтобы он не мог двигаться. Остановил машину и отправил его пешком. Был случай, пришлось поцарапать машину об забор, чтобы привлечь внимание при втором нападение. Единственный шанс добиться внимания окружающих в движении – это протаранить забор или поцарапаться обо что-то. В наше время, если таксист врезался в знак или столб, значит он пьяный, люди быстрее бегут снимать его на телефон – а там и помощь образуется.
– Водителю в случае чего помогут другие водители. А вот кто вступится за пассажиров? Службы такси несут какую-либо ответственность за водителей?
– Компании не несут никакой ответственности на законодательном уровне. Всю ответственность несут перевозчики. Максимум от компании вы можете потребовать отключить водителя, но поверьте, он найдёт способ, как продолжить работать там дальше.
– Также ради безопасности у некоторых таксистов есть табу: «не брать заказы наркоманов и наркоторговцев». Вы придерживаетесь такого правила?
– У всех, кого знаю, такие правила. Мы для таких случаев знаем конкретные адреса в городе, кто и где торгует. В голове уже целый чёрный список.
– Это лишь принцип?
– Это ещё опасно. У меня один знакомый вёз цыган и попал на план "Перехват". Полиция остановила, при обыске нашли у цыган свёрток весом около килограмма. Повезло ему в том, что «добро» это было в кармане у пассажира, а нашли бы под сиденьем у водителя, получился бы срок для невиновного. У нас в Кемерово, знаете, как много таксистов за подобные истории в тюрьме сейчас. Потому что наркоман съездил, заначку свою взял, а только полиция на горизонте, он свёрточек свой под сиденье или в щёлку скинул и всё. У него, по факту, ничего нет, машина же в собственности водителя.
– А вы когда-нибудь брали заказы от наркоманов? Может быть, по незнанию.
– Случилось. И сразу попал на полицейскую операцию, даже биографию себе этим испортил. Взял пассажиров, которые на улице голосовали, потому что двойной ценник предложили. Попросили они остановить у магазина на минутку, выходят, и тут с двух сторон машину подпирают сотрудники органов. Машину проверяют, а там свёрток на 1,98 грамма. С улицы людей когда подбираешь, точно правду не докажешь. Потом мне уже объяснили, что кому-то нужно галочку поставить, вот так и работают. Но ведь не докажешь…
– Судя по всему, от такого стресса устаёшь. Как долго вы планируете проработать в такси?
– Может, лет 5 ещё, максимум, 10 и всё. Лучше двигаться, а не сидеть на одном месте. Когда-нибудь скоплю денег и открою свой достойный таксопарк. Понимаете, кто-то любит стричь, кто-то любить печь, кто-то альпинизм вообще. А мне нравится такси.
Cледите за главными новостями Кемеровской области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».