Несколько дней назад в одной из групп в социальных сетях разгорелся настоящий благотворительный скандал, который и заставил нас задуматься, а что такое безвозмездное благо и стоит ли помогать всем подряд. В Ленинске-Кузнецком с января этого года собирали денежные средства маленькому мальчику на вакцину, которая помогла бы ему дышать и в будущем жить полноценной жизнью. Его мама, Анастасия, можно сказать, обила все пороги в поисках поддержки. И нашла её у общества. Меньше, чем за месяц мальчику собрали 1 000 050 рублей. Часть суммы была собрана через соцсети, другая часть силами рабочих шахты, где работает муж Анастасии. И всё какое-то время шло гладко. Анастасия отвечала благодарностью практически каждому, кто жертвовал хотя бы рубль. А также прикладывала отчёты, как делают все добропорядочные получатели пожертвований.
Но в апреле, когда из собранных денег было потрачено порядка 200 000 рублей, все свои посты с отчётами и просьбами мама ребёнка удалила. За этим последовало много подозрений от жертвователей. Некоторые из которых, словно сталкеры (сталкинг – навязчивое преследование какого-либо конкретного человека. – Прим. ред.), стали отслеживать личные покупки Анастасии с помощью социальных сетей. А после проведённого анализа докладывали всему честному народу о приобретенных молодой мамой товарах. После чего и началась травля. Благотворители, следившие за её страницей в Instagram, стали замечать уж слишком дорогие покупки: машина, породистая собака, еженедельный поход на маникюр и наращивание ресниц.
В один «прекрасный» день я вижу сообщение с фейковой страницы, где фотографии моих детей, я и маленькие гробики с крестами с надписями «вы все умрёте». У меня был шок, я судорожно удалила всё. Не было ни одного злого умысла, просто мне стало страшно за своих детей, поэтому пришлось подчистить личные данные, – рассказала нам Анастасия.
Помимо прочего, она также абсолютно отрицает тот факт, что покупала собаку и машину. Дорогая машина – друзей, собака тоже не её. А ногти и ресницы делает раз чуть ли не в полгода. Но вбросы свой результат дали. Группа, которая контактировала с Настей и помогала ей собирать деньги под своё честное слово, решила разобраться в вопросе и доказать своим подписчикам, что доверять им можно. К слову, админы паблика пару лет назад уже попадали на мошенницу в сфере благотворительности. Подписчики паблика собирали деньги на похороны ребёнка жительницы Ленинска-Кузнецкого, но уже вечером «скорбящая мать» пошла спускать все собранные средства (более 15 000 рублей) в ближайшую кальянную.
В этот раз жару добавляло ещё и то, что женщина сразу снимала с карты все перечисленные деньги. Поэтому организаторы сборов просили любое доказательство того, что деньги не потрачены, а если потрачены, то подтверждение того, что употреблены они по назначению. Так как вакцина была поставлена одна, а следующая ожидалась только осенью, остаться должно было порядка 850 000 рублей. Анастасия сначала согласилась, а потом обиженно отказалась. Почему? Говорит, что «обвинения унизительны» и «всё докажет осенью вместе с отчётами». Но через пару дней к родителям Насти пришли сотрудники полиции с проверкой. Ещё через несколько дней Настя, устав от травли, положила все деньги на счёт и опубликовала выписки в том самом паблике.
Ситуация не из простых. Но нас в произошедшем заинтересовала не столько конкретная ситуация – в ней разберутся правоохранители. Причём, как оказалось, так называемая прямая благотворительность не через официально-зарегистрированные фонды так же отслеживается стражами порядка. Об этом мы хотели узнать из первых уст, в отделении полиции Ленинска-Кузнецкого, но там разговаривать не решились и бросили трубку. А зря. Зачем стесняться того, что бдительное око полиции всегда начеку? Так что, чем закончилась проверка – пока не ясно. Отправили запрос. Но это и не так важно. Гораздо важнее, на наш взгляд, понимание того, как всё-таки помогать, чтобы не попадать в такие передряги?
Почему кто-то в принципе деньги себе либо детям собирает на личные карты? Как отслеживать такие денежные сборы?
Что удалось выяснить. По словам юристов, без инцидента и пострадавших проверку сбора средств начинать никто не будет. А пострадавших должно быть больше одного, как минимум. Далее. В случаях, когда человек собирает пожертвования на личную карту, а затем оказывается мошенником, деньги жертвователям никто не вернёт. Но вы же и не планировали, чтобы они к вам вернулись? Пожертвование – это когда отдаёшь кому-либо деньги, еду, вещи и т.д. в пользование безвозмездно. Подавая бабушке возле церкви, никто не станет проверять, куда именно пошли его деньги и на что бабушкой потрачены. Да, двойные стандарты. Абсолютному альтруизму существовать в мире не так просто.
Но, в то же время, по своей натуре человек готов ущемить себя в чём-то, чтобы помочь тому, кто ниже его статусом, кому хуже живётся. Возможно, существуют особенные единицы, которые готовы отказаться на неделю от десертов, чтобы скинуться другому человеку на автомобиль, когда сам его не имеешь. Но это скорее исключение, чем правило.
Стоит отметить, что и сами добропорядочные получатели не прочь каждый раз предоставлять отчёты о потраченных и полученных средствах, что верно. В идеальной ситуации человек помогает тому, кто ему импонирует, а импонируют те, кому нечего скрывать перед аудиторией, которая помогает.
– Я никогда не слежу за теми, кому помогла. Отдал что-то, сделал доброе дело и забыл. Но проблема в том, что люди часто обвиняют в мошенничестве и тех, кто опубликовал просьбу, кто со своей страницы помогает собирать средства. Я также оказалась в этой ситуации. После таких ситуаций, как с Анастасией, у людей отпадает всё желание помогать. Группа и вовсе отказалась публиковать какие-либо посты с благотворительностью. Но я считаю, что нужно продолжать помогать, несмотря ни на что. А с такими случаями нужно быть осторожнее. Но в таких ситуациях, когда есть все доказательства болезни ребёнка, никогда нельзя будет предугадать, как поведёт себя родитель с лишними деньгами, – поделилась своим мнением блогер, которая регулярно публикует благотворительные посты и жертвует нуждающимся.
Сложно разбираться в деле, где все сборы юридически не оформлены – это верно. Тогда почему так часто мы видим, как сборы открывают физические лица, а не фонды. Как гласит закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», фонды могут удерживать не более 20 % от собранных средств на операционную деятельность, то есть на функционирование фонда. Что кажется невыгодным многим благополучателям. Но, что по этому поводу думают сами фонды?
Мнение
Действительно, многие родители стараются вести сбор средств на лечение детей самостоятельно в интернете, и это находит отклик у неравнодушных людей. К сожалению, встречаются и мошенники, поэтому считаю, что каждому из нас следует ответственно подходить к принятию решения об оказании помощи и обращать внимание, в первую очередь, на представленные документы (медицинские заключения, системные отчеты о сборах и тратах и др.), ведение соцсетей родителей и страницы сбора (актуальность и периодичность освещения состояния здоровья ребёнка, реальные фотографии и др.), по возможности подтвердить информацию у знакомых. Но благотворительные фонды всё же применяют системный поход в оказании помощи. Наш фонд проверяет предоставленный пакет документов от родителей на достоверность и актуальность. Попечительский совет фонда рассматривает медицинские показания, выписки, рекомендации, связывается с лечащим врачом и, при необходимости, с организацией, которая будет предоставлять помощь ребёнку (реацентры, клиники и пр.). Период согласования требует определённого времени, но всегда учитывается срочность. При большом потоке обращений не всегда есть возможность помочь оперативно каждому, при таких ситуациях возникает очередность. Необходимую помощь мы закупаем, оплачиваем только через расчётный счет с подкреплением официальными закрывающими документами, что позволяет государственным надзорным органам и благотворителям проверить целевое расходование средств.
Хочется отметить, что к выбору благотворительного фонда тоже нужно подходить осознанно. В первую очередь, у благонадежного фонда, на мой взгляд, должен быть официальный сайт (уставные документы, руководящий состав, отчётные документы, полные банковские реквизиты, описаны направления деятельности и доступная информация о результатах, контакты) и соцсети с актуальной, «живой» информацией. На сайте Министерства юстиции РФ размещён реестр фондов, в котором можно не только подтвердить регистрацию фонда, но и проверить наличие нарушений по представленным ежегодным отчетам. Стоит также обратить внимание на поддержку фонда со стороны СМИ, партнёров, администрации, грантодателей и проведённые благотворительные события, а также крупных общественных объединений и некоммерческих структур. Эта информация также должна быть размещена на сайте фонда.
Мы убеждены, что поддерживать людей в трудной жизненной ситуации необходимо по мере возможности. Как именно помогать — выбор каждого, но главное – осознанно, развивая справедливую и открытую благотворительность
Как всё-таки бороться с мошенническими постами и выбирать тех, кто действительно нуждается в помощи?
.
Как бороться?
– Если вы знаете, что информация не правдива, жалуйтесь на страничку и сами посты, администраторы социальных сетей зачастую после большого количества жалоб блокируют «чёрные» сборы.
– Не бойтесь перед тем, как пожертвовать, выйти на личный контакт с благополучателем и уточнить всю информацию. Обычно они с радостью идут на контакт, в случаях, когда им нечего скрывать.
– Если вы уже пожертвовали крупную сумму денег и узнали, что средства собирались мошенником – обращайтесь в полицию. Свяжитесь с теми, кто также вложился в мошенника, и напишите коллективное заявление. Такие дела идут быстрее.
Как выбирать?
– Обычно у добропорядочных благополучателей одна карта, на которую идёт сбор, каждый день они публикуют скриншоты всех транзакций.
– Есть цель и чёткая сумма.
– Фото и видео – доказательства.
Существует 7 причин, по которым люди становятся благотворителями на постоянной основе или же единожды: потребность самоутверждения, потребность признания другими, страх оказаться в той же «шкуре», неудобно отказать, потребность жертвовать, из солидарности, из сострадания. Как можно обратить внимание, только парочка из них альтруистичны. Благотворительность всегда была и есть не самое доброе, чистое и святое дело. Часто там замешаны эгоистичные желания и мошеннические схемы. Но она продолжает спасать жизни, а значит, необходима и обязана существовать далее.