Добрый журналист vs злой журналюга: рецензия на фильм "Превосходство"

Корреспонденты AVOKADO в свободное от работы время взяли да и махнули в кино, на свежайшую премьеру – фильм "Превосходство". Тем более, что кемеровский ТРК "Зимняя вишня" любезно предоставил им такую прекрасную возможность.

11.07.2014  15:11
217

Но вот когда пришло время рецензию писать, выяснилось, что одному из нас, Василию Королёву, фильм пришёлся по душе, а второму, Максиму Полюдову, всё увиденное на экране ну никак не понравилось.

Чуть до драки дело не дошло, и в редакции уже ставки хотели делать. Но потом возникла идея получше: раз уж один – такой добрый, а второй – такой злой, вот и выскажите читателю свою точку зрения. Да так, чтобы и оппонента в этом убедить, и чтобы читателю нескучно было.

Получилась совместная рецензия, где добрый говорит одно, а злой с ним отчаянно спорит, а читатель за этим "боксом по переписке" следит. И делает выводы, само собой. Ну а Василий с Максимом готовы, если что, свою дуэль продолжить: громких премьер много, а поспорить мы любим, этого у нас не отнять.

В общем, чего уж там, томить не будем. Бокс!

"Превосходство", США, Великобритания, Китай

Режиссёр: Уолли Пфистер

В ролях: Джонни Депп, Ребекка Холл, Пол Беттани, Киллиан Мёрфи, Морган Фриман

Продолжительность: 119 минут

Бюджет: 100 миллионов долларов

О чём фильм

Василий Королёв

О гениальном учёном, свято верящем в то, что этот несовершенный мир можно и нужно менять к лучшему. Он считает, что это вполне по силам искусственному интеллекту. То есть не совсем искусственному – авторы фильма делают допущение, что человеческий разум можно скопировать и превратить в компьютерную программу. Ну и дальше совсем легко догадаться –скопированной оказывается именно личность главгероя. При этом самого человека уже нет в живых, но он как бы есть – буквально везде и всюду, не только в виртуальном пространстве. Превосходство. Абсолютное. Всевидящее и всемогущее существо, на которое люди смотрят с восхищением и страхом. Вскоре страх пересиливает, и начинается война.

Максим Полюдов

О том, что во всём виноваты женщины. Нет, правда. О женских муках выбора, которые в фильме приобретают настолько гротескный характер, что доходит чуть ли не до апокалипсиса. "Главное – остановись вовремя в своих экспериментах", – завещает Уилл (Джонни Депп) своей жене Эвелин (Ребекка Холл) на смертном одре. "Да-да-да", – обещает она. И правда хочет остановиться. А потом не хочет. И снова хочет. И опять нет. Хм… или да? Конечно, это лишь один персонаж, но с подачи которого и начинается вся заварушка. А ведь могла бы быть жизненная короткометражка, если бы Эвелин не упорствовала и дала своему мужу чуточку спокойствия хотя бы на том свете.

Мы видим очередную утопию, которая подаётся нам так, словно она совсем не очередная, а самая что ни на есть первая, ведь все идеи, пришедшие в голову режиссёру фантастического сай-фай триллера будто бы придуманы им, и, к примеру, Кубрик со своей "Одиссеей" и рядом не валялся.

Почему стоит/не стоит смотреть

Василий Королёв

Да хотя бы потому, что режиссёр Уолли Пфистер, многолетний оператор и ученик автора "Помни", "Начала" и всех последних моднейших "Бэтменов" Кристофера Нолана, нашёл идеальный баланс между раздумьями и "смотрибельностью", философией и жанром экшн. Фильм глубокий, серьёзный и грустный, но это вовсе не тоска зелёная и не что-то такое, что нужно досмотреть, "потому, что всё равно уже деньги заплатил". Скучно вам точно не будет – вторая половина так и вовсе вполне "адреналиновая", с хорошо и со вкусом снятыми сценами.

Впрочем, ничего лишнего: экшна тут ровно столько, чтобы всё-таки не отвлекаться от основной идеи. Есть вполне достойная и хорошо прописанная романтическая линия – словом, обиженным из кинотеатра не уйдет никто. А если ещё проще, то скажем так, ребята: фильм увлекательный, не тупой и не занудный. При этом и с хронометражем тоже не перемудрили – всё очень "компактно", меньше двух часов фильм идёт. Послевкусие же долгое – как оно с хорошим кино обычно и бывает.

Максим Полюдов

Всё можно уместить в два слова "потому что". И точка. Нужна конкретика? Пожалуйста! Хотя бы потому, что прославляемый предыдущим оратором режиссёр Уолли Пфистер, и правда работавший с отличными кинокартинами Нолана, вообще не режиссёр, а оператор, и "Превосходство" – его дебют в кресле творца. Однако, несмотря на своё амплуа в этом фильме, он оператором и остался – создаётся впечатление, что для Пфистера картинка на экране важнее происходящего там же. И правда, зачем все эти интересные и глубокие сюжетные переплетения, если можно показать, как красиво с подсолнуха срывается дождевая капелька?

Единственная более-менее внятная сюжетная линия – это отношения между Уиллом и Эвелин, – лейтмотив, пронизывающий всю кинокартину, – который превращает научно-фантастический фильм в фильм… о любви. И сразу в голову настойчиво лезет "Она" с Хоакином Фениксом, где всё вроде бы то же самое, но в разы оригинальнее и интереснее.

Пафосные и патетические вопросы, которые задаёт автор в начале фильма через второстепенных персонажей ("То есть, вы хотите создать Бога?"), как бы намекают на некий философский подтекст и глубину происходящего на экране, однако за два часа ни один из них не получает внятного ответа. Всё сводится к банальной страшилке 20-го века: если искусственный интеллект станет умнее человеческого, то он тут же захватит мир. И всем всё равно, что думает об этом сам искусственный интеллект – Уилл.

Уровень актёрской игры

Василий Королёв

Ну тут, в общем, и говорить не о чем на первый-то взгляд. Исполнитель главной роли не просто узнаваем всеми, но и вызывает порой, скажем так, сильные чувства. Нет, я не о том, что Джонни Депп – любимец дам самых разных возрастов, от детсада до бесконечности. А о том, что он при этом – еще и актёрище такого запредельного уровня, каких на планете Земля здесь и сейчас по пальцам одной руки пересчитать можно. Но, как считается, вот уже довольно давно ничего особо путного не играл, а всё только что-то сильно накрашено-загримированное и на грани цирковой эксцентрики.

Так вот, друзья, в "Превосходстве" у Джона Кристофера Деппа Второго – роль серьёзная и глубокая, как бы это ни смешно звучало, когда речь идёт о роли человека и компьютерной программы. Но не смешно – Джонни вытягивает, иногда одними глазами. Не "Оскар", конечно, за лучшую мужскую, но после Вилли Вонки, неадекватного индейца с вороной (или чем там?) на башке и сами-знаете-кого аж в четырёх частях, всё это – как бальзам на душу. Ты снова стал человеком, Джонни, даже когда бога сетей играешь. И это хорошо.

Ну и остальной актерский состав – на загляденье. Пол Беттани, Ребекка Холл, Киллиан Мерфи – все эти граждане за игрой в "отстое" как-то особо не замечены. И для знающих людей их имена – как знак качества того, что в кинотеатр можно идти без боязни "проколоться". Ну что тут скажешь? Так оно и есть, да.

Максим Полюдов

Если бы уровнем актёрской игры измерялась батарея моего смартфона, то он бы постоянно пищал: "Критически низкий уровень заряда". Единственный, кто заслуживает здесь внимания, – Джонни Депп. С учётом, какая роль ему досталась, с ней он справился вполне хорошо. Хотя что уж кривить душой, с такой ролью хорошо справился бы много кто.

О Ребекке Холл говорить даже не хочется, но придётся. Кому верится в гениальную девушку-учёного с большими глазами и третьим размером? Никому. Да и если не касаться её анатомических подробностей, то сама игра крайне неубедительна: постоянно переигрывает. И почему-то её образ в этом фильме неуловимо напоминает Скарлетт Йохансон (которую я жутко не люблю), которая, в свою очередь, снова отсылает нас к кинокартине "Она".

Что остальные? Перспективному Киллиану Мёрфи в очередной раз дали роль второго плана какого-то агента службы безопасности (брат-близнец из фильма "Время"), хотя он явно способен на большее, но почему-то режиссёры упорно не хотят этого замечать. Морган Фриман к старости вообще стал неразборчив в своих связях в мире кино: такое ощущение, что он снимается везде, куда его позовут.

Ну а Пол Беттани тут – вообще странный персонаж, которого не получается воспринимать серьёзно из-за его дикого сходства с одним из героев отвратительного русского сериала "Даёшь молодёжь!".

В общем, фильм может заманить только звёздным составом на афише, но никак не их актёрской игрой; да и трейлером, который выглядит куда лучше, чем сам фильм, – так что, пожалуйста, не ведитесь на него.

Оценки (по 10-балльной шкале)

Василий Королёв

Вполне себе твердая восьмёрка. Не шедевр, конечно, и не с шедеврами же его сравнивать. Но, взятый сам по себе, фильм очень неплох, а к просмотру так даже и обязателен. Потенциально один из претендентов на звание "Самый умный блокбастер года", если бы такое кому-то пришло в голову раздавать. Впрочем, пусть каждый решает самостоятельно, но для этого уж точно надо фильм глянуть, а не на мнения и слухи ориентироваться.

Максим Полюдов

Ладно, так уж и быть, за Джонни Деппа и красивую картинку можно поставить фильму "четвёрку". Да и у меня всё-таки не камень вместо сердца – Уолли Пфистер старался, снимал, а тут я со своей критикой. Не хочу, чтобы он сильно расстраивался. Первый блин всегда комом, всё у него ещё впереди, а если нет – такому оператору будут рады на любой съёмочной площадке. Фильм пересматривать точно не стану, однако и отговаривать тех, кто собирается, тоже не буду: в своей жизни я видел кинокартины и похуже, поэтому почему бы и нет?

Кинотеатр "Зимняя вишня"

г. Кемерово, пр. Ленина, 35

тел.: 376-872

Фото: Google.Images

Автор: Василий Королёв

Cледите за главными новостями Кемеровской области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».

Теги: WEEKEND