Этому городу нужен палач? размышляем над сериалом «Аутсорс»
Что такое Аутсорс?
Пожалуй, стоит начать с названия, которое, на первый взгляд, может показаться непонятным для достаточно широкой аудитории. Аутсорсинг - это передача непрофильных функций компании сторонним организациям. Простыми словами, когда те, кто не хочет выполнять какую-то «грязную» работу, делегируют её на чужие плечи. Однако, уже в первых сериях становится ясно, что речь здесь пойдет не о простой уборке или стирке, а о исполнении смертных приговоров, а также о игре слов "аут" и "сор" в контексте осуждённых на смерть, по сути «выносить мусор», избавляясь от них не самым гуманным путем. Сюжет сериала разворачивается в суровом и аутентичном городке на Камчатке за год до введения моратория на смертную казнь.

Как это неудивительно, но город здесь тоже становится одним из героев. Он собирает всех персонажей в одном месте, иногда заставляет идти их на преступления, запутывает на своих улицах. Часто картинка выглядит как лабиринт: лабиринт лестниц в больнице, дороги по которым ходят и ездят герои, узкие ходы коридоров в тюрьме. Часто пространство либо намеренно расширяется, либо сужается настолько, что у зрителя может начаться клаустрофобия. Стоит отметить, что все это происходит, чтобы усилить напряжение в кадре. В маленьких помещениях нам вместе с героями становится некомфортно и страшно, иногда даже возникает желание выключить устройство, чтобы отойти и отдышаться. На открытых пространствах мы не чувствуем себя комфортнее, в таких местах герои чувствуют полную безнаказанность и свободу, отчего могут совершать отвратительные поступки. Один из таких – герой доктора. Приезжая на пирс, он снимает себе проститутку, однако, оказавшись в крохотной машине, резко передумывает, потому что пространство давит на его чувство уважения к жене. Но снова оказавшись на «свободе», он уже не может себе отказать от искушения. Сериал снят в формате "4:3", что создает ощущение ностальгии по ушедшей эпохе, иногда складывается ощущение, что ты смотришь сериал на старом телевизоре, но с очень четкой картинкой. Музыка Михаила Круга и Татьяны Булановой подчеркивает атмосферу времени, при этом идеально вписываясь в «тюремную» тематику.

Герои:
Главный герой - новый охранник и исполнитель смертных приговоров Константин Волков, роль которого исполняет Иван Янковский. Он попадает в тюрьму особого назначения. Стоит отметить, что его фамилия, также как и фамилии других героев достаточно символична. Здесь отлично играет троп "волк в овечьей шкуре". Волчье начинает проявляться в персонаже, когда он наконец-то начинает осознавать, что пока вокруг него и его семьи царит нищета и разруха, он может передать правосудие в руки богатых родственников жертв маньяков за огромное вознаграждение. Постепенно он вовлекает в свою аферу всех вокруг. В синопсисе его описывают как глубоко травмированного человека, который пытается сделать лучше, но у него никак не получается и он становится жестоким и черствым. Проблема в том, что он пытается перенести свои травмы на всех вокруг. Если обратить внимание на его милую жену, которая выглядит как типичная студентка филфака, кем она и являлась в прошлом, и над которой он издевается, причем самым изощренным способом. Нет, он не бьет, не кричит и даже не оскорбляет. Он будто проводит над ней нечеловеческие эксперименты, чтобы указать на то, где её место. Драма здесь зашкаливает.

Саша, ещё один надзиратель тюрьмы, выглядит как полный лузер и теоретический подкаблучник, но, скорее всего, его в подчинение ставит не жена, а тёща. Саша - типичный ведомый, у него нет собственного мнения, и он не любит вообще ни думать, ни действовать. Неудивительно, что главный герой решил дружить именно с ним, манипуляциями он заставлял Сашу совершать чудовищные поступки. Этот герой описывается, как образ безмолвного парня, который лишь исполняет приказы и не заморачивается.

Надзиратель Роман остаётся загадочными - молчаливый и, казалось бы, подавленный, с нездоровым интересом к чужой жене. Самый нераскрытый персонаж из всех, надеемся, что в последних сериях и у него будет «минута славы».
Прокурор Андрей поначалу производит впечатление бездушной машины закона, символизирующей всю ту же бездушную судебную систему. Однако это не совсем так. Его жена постоянно требует денег и лучшей жизни, родители докучают, а работа, честно говоря, совсем не вдохновляет. Кажется, он потерялся в замкнутом круге, из которого не найти выхода, что и приводит его к решению вступить в клуб «Аутсорса».

Врач Пётр - самый интересный персонаж в этом окружении: ему настолько опостылела жизнь в городке, что он равнодушно относится к страданиям пациентов, жертвует своей семьёй ради мимолётных связей и первым выступает за казни. Сам же он считает себя ничтожным человеком, поэтому находит покой где-то между кроватями любовниц и бутылкой. Наверное, он не злой человек, просто череда разочарований в работе, в семье и в обществе превратила его в циника, который живёт одним днём, не задумываясь о последствиях. И именно такая жизнь привела его к тому что он имеет.

Кто же достоин?
Каждый из этих героев стоит перед трудным выбором, но им кажется, что выбора нет. Вокруг творится ад, так почему бы не смириться? Какая уж тут совесть и душевные терзания, когда на кону такие деньги? А деньги нужны всем — и тогда, и сейчас. Понять человека, стремящегося к лучшей жизни - легко. Понять того, кто готов заработать любым способом — тоже. Но где та грань, за которой честная попытка заработать становится преступлением? Как Костя может связывать свои взгляды на то, что к заключённым нужно относиться гуманно и помогать, с мыслями о том, чем убийство одного бандита отличается от другого? Только тем, что одно происходит в кабинете и называется казнью, а другое убийством и на улице? Здесь даже нет места двойным стандартам. Их просто нет. Костя считает, что преступников необходимо наказывать. А по закону или нет — какая разница, если человек виновен? Он же спасает мир от зла. Только он, похоже, забыл, что многие из тех, кто совершает жестокие преступления, думают о себе точно так же — они очищают мир и помогают человечеству, пусть и в своей интерпретации. Кстати, одним из таких героев становится преступник - смертник. Он убивал пенсионеров, которых мучали болезни и они просили его о «вакцине». Так чем он лучше или хуже того, кто стоит с наручниками за стеной? Это же тоже проявление «благородства».

Самое страшное происходит тогда, когда герои понимают, что у них есть возможность заработать, совершив нечто вроде «благого дела». Да, у ребят добрые намерения, которые, как мы знаем, всегда ведут к одному известному результату. Так начинается безумный круговорот преступлений, порождённых достоевщинским: «тварь я дрожащая или право имею?». Но вывод один - нельзя. Правосудие через руки пострадавших — это уже самосуд. Он превращает пострадавшего в преступника, и насилие порождает ещё большее насилие. Одно убийство влечёт за собой второе, третье и так далее в замкнутом круге. И если сначала герои страдали лишь от бессмысленности своей работы и постоянных финансовых трудностей, дальше всё станет только хуже. «Не палить бабло» явно получится не у всех, и не за горами тот момент, когда кто-то проколется с пачкой "зелёных" в кармане.

Сюжет переплетается с трагическими личными историями персонажей, включая изнасилование невесты одного из охранников и последующие убийства. Каждый персонаж имеет свои проблемы и мотивации, что делает их более многогранными. Например, врач тюремной больницы, ведущий беспорядочную половую жизнь, что в итоге приводит к трагедии; прокурор, который оказывается под каблуком у своей распутной жены, при этом жестоко её избивая. Все они стремятся к деньгам, чтобы решить свои жизненные проблемы. Вся прелесть персонажей в том, что невозможно однозначно сказать хорошие они или плохие. Например, один из героев убивает насильника своей невесты, и зритель не может однозначно сказать хорошо это или нет. По закону он должен быть осужден, но к нему появляется и сострадание. Его любимому человеку причинили боль. «Так разве не стоит наказать говнюка?» - задается вопросом герой. И находит для себя только один ответ – искать правосудия где-то еще не приходится. Почему он может убивать приговорённых к смертной казни, но не может убивать таких же виновных без решения суда? Чем они отличаются? В сериале поднимается не сама тема согласия или отрицания смертной казни, а куда более свежая для размышлений тема. Смертная казнь в сюжете это неоспоримый факт, часть жизни главных героев. Здесь появляется другой вопрос – кто же должен эту смертную казнь осуществлять? Люди, которые пострадали от рук преступника и их близкие или же «руки» закона?

Режиссёр Душан Глигорова создает напряжённую атмосферу не только картинкой, но и историями персонажей, которые держит зрителя до последней серии. Каждый эпизод начинается с вопроса, который связан со смыслом тех или иных поступков или психологическими проблемами. Каждый этот вопрос звучит на фоне безденежья 90-х и поисках выхода из сложной ситуации.
Несмотря на некоторые киноляпы, такие как современные автомобильные номера и использование термина «аутсорс», сериал оставляет сильное впечатление и вполне передает «вайб» эпохи. Он затрагивает сложные и взрывоопасные для общества темы. Если вам интересен подобный стиль или вы хотите вспомнить те времена, «Аутсорс» станет отличным выбором, хоть сериал и выглядит очень жестоко и не слишком актуально, но потратить время явно стоит.
Cледите за главными новостями Кемеровской области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Чтобы иметь возможность комментировать, вам надо авторизоваться на сайте.