Гуру индийского танца Севда Желнина: грация, кокетство и сакральная женственность

Когда мы представляем Индию, то в голове возникают картинки огромных храмов со статуями Шивы и Ганеши, разнообразие пряностей, яркие разноцветные наряды и звенящие украшения. А без танца Индия – не Индия! Ещё до нашей эры маленьких пятилетних деток отдавали в специальные школы-монастыри, где мудрейшие обучали их искусству танца. Каждое движение – легенда, каждый шаг – история. Лишь в двадцать лет исполнители могли выйти на сцену и явить миру танец. Кемеровчанка Севда Желнина с юного возраста обучилась индийскому танцу, создала в городе свою школу и передаёт знания маленьким артистам. Мы пообщались с гуру и узнали, что же всё-таки представляет собой этот таинственный и сакральный танец.

07.12.2017  16:47
1117

– Севда, расскажи, как ты начала заниматься индийскими танцами?

– Я родилась и выросла в городе Белово. Индийскими танцами занимаюсь с шести лет. Всё началось с индийских фильмов, которые так любили смотреть мама с папой. Вот и я, будучи ещё маленькой, с восхищением смотрела на то, как танцуют индийские актрисы. Когда мы узнали, что в нашем посёлке Бабанаково в ДК открылся набор на индийские танцы, родители предложили мне попробовать. Преподаватель Надежда Иосифовна Колчегошева взяла меня в новый коллектив. С тех пор моя любовь к этой восточной культуре и танцу только растёт!

– Вы и хореограф, и воспитатель по образованию. Совмещаете эти две профессии?

– Да! В 16 лет я поступила в Беловский педагогический колледж, чтобы стать хореографом. Мы получали одновременно две специальности – воспитатель и хореограф. Работать учителем танцев очень хотелось, поэтому на третьем курсе я устроилась в ДК. Целый год преподавала индийские танцы. У меня был коллектив из 60 человек. Это практически все дети посёлка (улыбается). После учёбы в колледже я с шести вечера почти до полночи работала в ДК, приезжала домой, потом просыпалась утром в шесть, шла на пары… Так было целый год. Тяжёлый график. Когда колледж я окончила, поняла, что хочу поработать и в садике. Детский сад – это моя любовь! Потом я вышла замуж, и пришлось оставить хореографию вовсе, так как жили далеко от ДК. Мечтала, что у меня когда-нибудь будет свой коллектив, что создам свою школу индийского танца. Осуществилась моя мечта здесь, в Кемерове.

– С чего вы начали? Были ли трудности?

– Трудности есть всегда. Вообще, когда мы с мужем переехали сюда, я рассчитывала, что просто буду работать воспитателем и, может быть, у кого-то обучаться индийским танцам. Но муж покрутил у виска пальцем, сказав, что у меня есть образование хореографа и такой танцевальный опыт, пора бы сделать следующий шаг. Я решилась. Всё начиналось с подвала… Знакомый открыл тренажёрку, где был небольшой закуточек с большим зеркалом. Я набрала небольшую группу и начала вести занятия. Год преподавала и ушла в декрет. У нас родилась девочка Софья. Прошло три месяца, и я поняла, что не могу вот так сидеть дома. Мы создали в соцсетях группу и открыли очередной набор. Девочки, которые пришли год назад, стали нашим основным коллективом. Мы ездим на конкурсы в разные города, собираем награды и призовые места.

– А как вы с мужем познакомились?

– Всё благодаря индийским танцам! Алексей – профессиональный фотограф и видеооператор. Когда мы с ним познакомились, он был начинающим фотографом. Меня пригласили станцевать на свадьбе, а мой будущий супруг фотографировал её. Когда мне нужно было забрать снимки, то появился повод встретиться. Вот так мы начали встречаться. Сыграли вскоре свадьбу. Вообще Лёша не любит танцевать, но на свадьбе он прекрасно сплясал вальс! Если бы не он, то не было бы у меня такой бурной жизни.

– Индийские танцы стали для вас такими судьбоносными! Чем они вас так вдохновляют? В чём отличия индийского танца от других популярных в наше время?

– Индийские танцы были популярны в нашей стране лет десять назад. Именно пик популярности. Сейчас он, конечно, спал. Мы всё больше перенимаем танцы из Европы и Америки. Посмотрите, сейчас каждая вторая танцевальная школа практикует твёрк, дэнсхолл, вог. Эти направления развиваются куда стремительней, чем Индия. Но, тем не менее, всегда есть поклонники именно индийского танца. Мы стараемся поддерживать это. Индийские танцы особенные. Есть несколько видов. Например, классический индийский танец связан с религией. Классику можно посмотреть в старых индийских фильмах, например, в "Амрапали" 1966 года. Этот танец исполняется в храме как поклонение Будде, либо Шиве. В Индии очень много богов, поэтому легенд и танцев очень много. Нужно знать 108 поз рук и более 50 позиций ног, более 180 комбинаций. Классический индийский танец подразделяется на четыре стиля – катхак, кучипуди, бхаратанатьями и одисси. С помощью жестов в каждом из стилей девушка может рассказать историю о Шиве, богине Лакшми, Ганеши. А то, что знакомо нам из фильмов 90-х – это уже стиль Болливуд. Это эстрадный вариант, который появился благодаря кино. В Болливуде, также как и в классическом индийском танце, жестами рассказывается целая история. Зная обозначения всех жестов, можно расшифровать легенду или эмоции танцора. Научиться классическому танцу в России сложно – нет той базы, которую можно было бы перенять. Для этого нужно приехать в Индию к самому старому преподавателю по классическому танцу, пожить у него полгода и через каждые три месяца в течение десяти лет приезжать и учиться. Возможности такой у нас нет, поэтому мы танцуем подходящий российскому менталитету стиль Болливуд. Мы изучаем и жесты, и позы, углубляемся в религию, обычаи, чтобы всё соответствовало легендам и сказаниям. Нельзя коверкать танец отсебятиной, потому что если это увидят индусы, то им это очень не понравится. Они очень трепетно относятся к своей культуре и часто ругают русских исполнителей за то, что они, не изучив всё, танцуем. Например, роль мужчины должен играть мужчина без исключений! Нужно всё делать с умом и большой ответственностью. Болливуд индусы не рассматривают как вид танца. Они считают это пошлятиной. Как у нас примерно относятся к стрип-пластике. Им нравится смотреть, как танцуют актёры в фильмах, но они не хотели бы, чтобы кто-то в их семье занимался Болливудом. Классический танец они приветствуют, для этого девочек с пяти лет отдают в школу танца и обучают до двадцати лет. Только после этого им разрешают танцевать на сцене.

– Недавно вы приехали с международного конкурса индийского танца "Васанта". Привезли награды?

– На этом конкурсе были коллективы из Казани, разных уголков Сибири и из Индии! Все такие профессионалы! Но мы тоже не оплошали и взяли одно первое место, два вторых и одно третье. Очень удачно съездили! Ещё нам дали специальный приз "Развитие", как самому молодому коллективу конкурса. На фоне более ста коллективов мы так выделились. В прошлом году мы тоже ездили, но были ещё очень молоды и не знали, что это такое. Места тоже были, но я не была так довольна результатом, как в этот раз. Я считаю, что за этот год мы заявили о себе достаточно громко и ярко, потому что куда бы мы ни приехали, все знают, кто такие "Аджанта". Развитие индийского танца в Кемерове лежит на мне. Те, коллективы, которые когда-то танцевали Индию, забросили это дело, решив, что круче танцевать твёрк и дэнсхолл. Я стою на своём и отступать не собираюсь!

– Ваша школа называется "Аджанта". Что это за слово?

– Это самый древний буддистский храм в Индии, построенный в пятом веке. Там проходят молитвы. Когда я искала названия для школы, то смотрела названия рек и штатов. Но наткнувшись на храм, поняла, что это то самое название. Первая буква "а" обозначает силу. Если набрать это слово в поисковике, то увидите невероятно красивые фото храма. Посмотрите и восхититесь!

– Самим в Индии удалось побывать?

– Нет, к сожалению. Но это моя большая мечта! Была возможность съездить в этом году. Летом я была на мастер-классе у индуса Ашвани Нигам. Он приехал из Москвы в Томск. На данный момент это самый популярный и известный преподаватель в России по классическому и народному индийскому танцу. Он живёт в России уже больше двадцати лет. Так вот после мастер-класса, Ашвани Нигам пригласил меня в Индию. Несмотря на то, что ему уже далеко за пятьдесят, он до сих пор обучается и периодически ездит в Индию. Меня он позвал на бесплатное обучение. Но взять и уехать на полгода, бросив всё – было бы слишком. Поэтому я поездку в Индию отложила. Сейчас я тем более беременна… Потом всей семьёй съездим обязательно! Главное – не остаться там навсегда! Потому что я могу! Но думаю, что Россия меня не отпустит. Не стоит искать лучшую жизнь там, где не живут твои родные. Где родился – там и пригодился!

– Вы так восхищаетесь культурой Индии, а какие у вас любимые индийские фильмы?

– У меня их много! Один из самых-самых "Непохищенная невеста". Это фильм 1995 года, он не такой старый, как кажется на первый взгляд. Если сравнивать с "Бродягой", например. В "Непохищенной невесте" играют мои любимые актёры – Шахрух Хан и его партнёрша Каджол. Необычная история любви. Ещё могу посоветовать фильм "Любовь без слов". Индийские фильмы не могут быть либо мелодрамой, либо чисто комедией. Они, как правило, это всё совмещают. Обязательно будет герой-весельчак. Ещё люблю фильм "Девдас". Мы даже взяли постановку из этого фильма. Она очень понравилась жюри. В Индии больше всего просмотров собирают фильмы с самыми красочными танцевальными номерами. Если сравнить Болливуд 90-х и сегодняшний, то это большая разница. В 90-х были проще костюмы, элементы. Никто не заморачивался. Сейчас это очень крутые постановки. Можно брать фильм, музыку и танцевать спокойно на сцене. Это не считается нарушением авторских прав, потому что, как правило, эти постановки уходят в народ. У меня не было времени пересмотреть любимые индийские фильмы, но думаю, в декрете всё наверстаю. Времени будет много!

– Со скольки лет вы набираете учениц?

– Я набираю деток с пяти до семи лет и с семи до двенадцати, а также взрослую группу. Я с девочками своими в очень дружеских отношениях. Мы проводим все праздники вместе, отмечаем дни рождения, а перед Новым годом играем в "Тайного Санту". Мы всегда друг друга поддерживаем, особенно перед конкурсами. Да и о личном часто общаемся. Одна такая большая и дружная семья! Я ими очень горжусь! За год девочки так выросли в технике… Я восхищаюсь ими! К малышам у меня особый подход. Не все дети обычно подпускают к себе, а вот мне всегда позволяют подойти, помочь спинку поправить, руку правильно направить. Я стараюсь вкладывать в девочек искренность и доброту. Главное быть искренним со всеми окружающим, любить родных. Стараюсь их открыть этому миру. Ко мне приходили девочки, мамы которых муштровали их за внешность, плохую учёбу. А ко мне они приходят и понимают, что я их люблю такими, какие они есть. Для меня все детки хорошие и красивые без исключения!

– Индийский танец такой и скромный, и немного откровенный одновременно…

– Да, это нереальная подача женской энергии. Когда девушка танцует, она передаёт свою кокетливость, умение привлечь внимание, наверно, поэтому в Индию приходят учиться быть женщиной. Каждая поза и взгляд играет важную роль. Недостаточно просто хорошо станцевать, нужно передать искорку. Я думаю, что Индия учит быть грациозной, кокетливой, но при этом такой сакрально женственной. Девушки расцветают и начинают совершенно по-другому смотреть на себя. Есть обаяние в этом стиле, потому что так играть, как играет индийская актриса на сцене, могут далеко не все. Кто-то приходит учиться именно этому.

– Как родители и родные относятся к вашей работе?

– Папа всегда старался, чтобы я ходила на занятия в детстве – отводил и забирал. Все мои выступления с раннего детства родители записывали на видео и сейчас часто пересматривают их. Родители были полностью в это погружены. Сейчас они радуются каждой моей победе как своей. Они всегда знали, что рано или поздно я в это погружусь полностью. В детстве у меня была такая фишка – я рисовала объявления и созывала всех, устраивала во дворе концерты. Мама нам шьёт костюмы, а это колоссальная поддержка! Папа тоже рад. Единственное, что у них не получается ездить на мои представления, но они гордятся. У меня ещё есть сестра младшая, она отучилась на повара-кондитера и работает по своей специальности.

– Ваша дочка тоже танцует?

– Софья та ещё актриса! Нет в ней усидчивости, чему я рада. Наверно, спокойный и тихий ребёнок был бы не мой ребёнок. Она всегда что-то придумывает, рассказывает. Полностью папина доча, а я, как педагог, могу сказать, что это очень хорошо. Именно в возрасте до трёх лет папа должен быть с девочкой очень часто, так как у неё складывается стереотип настоящего мужчины. Я думаю, Софье придётся постараться, чтобы найти такого мужа, как наш папа, потому что сейчас таких мужчин уже очень-очень мало! Она очень часто ездит со мной на занятия, танцует, выполняет все позы. Думаю, в пять лет она выступит сольно. Но то, чем она захочет заниматься в будущем, пускай выберет сама. Когда я хотела стать хореографом родители меня поддержали, но и переживали, что я буду сидеть без зарплаты. Я разрушила их стереотипы. Чем больше ты крутишься, тем больше добиваешься. Мне бы хотелось её видеть гимнасткой. Она в три года спокойно садится на все виды шпагата, складывается в гармошку. Попробовать стоит! Не понимаю родителей, которые заставляют ребёнка у которых, например, нет расположенности к пению, ходить на вокал. Малышу некомфортно, и это сказывается на психике, на самооценке, на будущем. Я не буду так поступать. Пусть она решает сама.

– Всё-таки вы воспитатель или хореограф?

– У меня как-то была дилемма. Задалась вопросом: чего я хочу больше? Педагогическая сфера требует умственного вклада в детей, а танцы – полёт фантазии, лёгкость. То ли я хочу быть танцовщицей, которая полна свободы, то ли педагогом и работать по графику, чувствовать стабильность. Я разрывалась. Но потом просто поняла, что и без того, и без другого я не смогу жить. Если уйду в танцы, то мне не будет хватать малышей в саду, а если погружусь в педагогику, то просто засохну без движений и творчества. Где брать силы на всё? Первое время было тяжеловато. Но коллектив сейчас так развивается… Наверно, я уже привыкла жить без выходных! Нравится быть и свободной и ограниченной одновременно. Ну, женщина, куда теперь деваться? (смеётся).

– А чего хотите достичь в ближайшее время?

– Думаю, что в декрет с концами я не уйду. В апреле у нас будет танцевальная олимпиада. Я планирую танцевать с девочками, несмотря на то, что буду на большом сроке. Много постановок планирую, ну, и съездить в Индию, конечно же! Хочу и дальше развивать индийское направление в нашем городе. Потому что твёрк и дэнсхолл очень стремительно ворвались в Россию, но и так же быстро уйдут. А восточный танец всегда остаётся с нами. Есть в этом что-то сакральное. Без стеснения скажу, что мы в Кемерово лучшие. Приезжая в Новосибирск, мы не выглядим серыми мышками и боремся наравне. Мои девочки маленькие подрастут, и у нас будет очень сильный коллектив. Малышки очень дружные, друг друга поддерживают. Если кто-то не пришёл, заболел, они все пишут, желают здоровья. Девочки взрослые уже скоро окончат университет, может, уедут в другие города. А мы с малышами продолжим обучаться самому красивому восточному танцу.

Фото: личный архив Севды Желниной

Автор: Екатерина Шамина

Cледите за главными новостями Кемеровской области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».