Как проходили похороны в Кузбассе во время пандемии

Слухами, выдумками и недомолвками покрыты многие истории, связанные с коронавирусом. Одна из самых страшных – похороны тех, кто умер, будучи заражен COVID-19 . Как и при каких обстоятельствах они проходят? Кроме того, что в регионе таких случаев семь или восемь (если считать информацию о том, что в Кузбассе якобы хоронили инфицированного, умершего в Москве), известного мало. Но мы постарались выяснить хоть что-то.

09.06.2020  10:45
1168

Россия – большая страна, и какие бы правила ни устанавливались, в регионах их соблюдают по-разному. В официальных документах сам Роспотребнадзор признаёт, что за время пандемии случаев заражения от умершего с коронавирусной инфекцией – нет.

– За исключением случаев геморрагических лихорадок (таких как Эбола, Марбург) и холеры, трупы, как правило, не являются источником инфекции. Только лёгкие пациентов с пандемическим гриппом, при неправильном обращении во время вскрытия, могут быть заразными. В других случаях трупы не передают болезни. Существует распространенный миф, что люди, которые умерли от заразной болезни, должны быть кремированы, но это не так. Кремация – это вопрос культурного выбора и доступных ресурсов, – предложение входит в пункт ключевых рекомендаций от Роспотребнадзора.

К чему тогда цинковые гробы и ограничение количества человек на похоронах? Цинковые гробы, как выяснилось, – прихоть отдельных регионов, к которой спонтанно пришли и также спонтанно от неё отказались. Затраты были огромные, но предпосылок к такому шагу никаких не было. А вот посещения похорон ограничивают неспроста. Чуть ли не каждые похороны, которые собрали более 10 человек, закончились большим количеством заражённых. В атяшевской Низовке на похороны уважаемого кочегара собрались 100 человек, заражёнными оказались после – 50. В Адыгее на одни похороны съехалось и вовсе 500 человек. И сразу после погребения одной из женщин стало плохо, тест на коронавирус показал положительный результат, а она сообщила о группе риска в полтысячи человек.

Поэтому ограничения на посещения, скорее, на почве опасности заражения от живого, чем от мёртвого. В Кузбассе похороны проходят также в ограниченных масштабах. Но похоронные бюро почему-то комментарии дают неохотно и только анонимно.

Тем не менее, обобщая услышанное, можем сказать, что в большинстве городов с немалым количеством заражённых труп сначала заворачивают в пластиковый пакет с хлором и только затем кладут в гроб. Присутствовать на погребении могут только ближайшие родственники, трогать и целовать усопшего, естественно, нельзя. Те, кто непосредственно хоронят умершего, должны соблюдать все меры предосторожности и использовать средства индивидуальной защиты. Для тех, кто желает проводить близкого человека в последний путь, но не является ему ближайшем родственником, изредка предлагаются похороны и отпевание в видео-формате.

В Кузбассе, кстати, отпевание погибших с коронавирусом проходит исключительно в заочном формате. Оно проходит в церкви без покойного, требуется лишь его имя. Видеопохорон в Кузбассе по нашим данным также не было. О развитии дистанционных технологий в период пандемии тоже пока не думают, так как и смертей от коронавируса с лучшими надеждами не ждут.

Никаких особых запретов не существует и для патологоанатомов. В своих обновлённых временных методических рекомендациях на время пандемии Роспотребнадзор делает акцент на средствах индивидуальной защиты для сотрудников морга и на стандартных мерах предосторожности, включая гигиену рук. Все манипуляции с телом должны производиться без извлечения умершего из пластикового пакета и, по возможности, без извлечения органов. Вскрытие должно производиться строго без воды с отключенным стоком, так называемое «сухое вскрытие». Всё происходящее должен контролировать заведующий или наиболее опытный патологоанатом. Врачи-патологоанатомы и санитары отделения допускаются ко вскрытию только после прохождения специального обучения и инструктажа. Помимо прочего, ВОЗ рекомендует не бальзамировать трупы перед кремированием или погребением, а также исключать прямые контакты с телом для лиц старше 60 лет.

Сотрудники кемеровского морга, опять же на условиях анонимности, нам рассказали, что никаких дополнительных рекомендаций на случаи поступления умерших с диагнозом коронавирусная инфекция им не приходило. На данный момент на практике они с этим не сталкивались. Но в случае необходимости готовы выполнить свою работу. Надеемся, в Кузбассе выполнять подобные вскрытия им более не придётся.

Кузбасское управление Роспотребнадзора рекомендует тела умерших с коронавирусом кремировать. Но каким образом были похоронены семь умерших с коронавирусом кузбассовцев, нам не смогли сказать ни в региональном Минздраве, ни в Роспотребнадзоре. То есть то, как исполняются эти рекомендации и исполняются ли вообще, равно как и кем отслеживается соблюдение данного пункта, нам выяснить так и не удалось. Ещё одна рекомендация от местного управления – перевозка и захоронение тела в плотно закрытом гробу.

Это всё информация официальная, а в жизни, как известно, похороны тема драматичная. У кемеровчанки, переехавшей в Москву, после заражения COVID-19 скончалась бабушка. Работала она в инфекционной больнице. На похороны женщины пустили только родного сына, так как он уже переболел коронавирусной инфекцией. Тело завернули в тряпку, а затем в гроб, хоронили в закрытом. Наряжать, красить, как-либо подготавливать тело к традиционному погребению – не разрешили. Все личные вещи погибшей можно было оставить на крышке гроба. Отпевали заочно, без присутствия.

После такого у многих родственников остается ощущение невыполненного долга или ощущение, будто смерти и не было. На старшем поколении это ощущается особенно.

– Сестра бабушки очень переживала. Для неё важно было проводить сестру в последний путь достойно. Не получилось… Теперь она будто чувствуют свою вину, а я почему-то несправедливость. Даже, наверное, небольшую злость. Иногда думаю, что не было бы пандемии, не было этих смертей. Получается, люди страдают от чьей-то халатности. Ведь все вокруг говорят, что при соблюдении мер предосторожности заражение невозможно. Но соблюдают эти меры не все, поэтому болезнь продолжает распространяться, люди продолжают умирать, а родственники их после таких похорон живут с чувством вины и неприятия, – поделилась своим мнением внучка погибшей Эльмира.

Смогут ли потерявшие своих родственников, друзей, близких во время пандемии, но не попрощавшиеся с ними, когда-нибудь принять их смерть?

эксперт

Матвей Ловцов

У разных народов разные погребальные обряды с разным философским подтекстом. Однако психологическое значение довольно простое. На человека обрушивается пустота, совершенно нормально не знать, что с ней делать и поддаться отчаянию под напором страданий, которые с одной стороны понимаешь, а с другой – не видишь им края. Основная мысль – близкого не вернуть. Погребальный ритуал существует для попытки поставить точку. Отдать дань уважения усопшему, последний раз пойти на контакт общения с человеком, который уже не ответит. Начать путь к смирению с утратой. Само по себе присутствие на погребении ничего не даёт человеку, но для большинства, чтобы продолжить жить, приняв утрату, проще будет присутствовать на похоронах. Настоящее погребение, помимо прочего, приносит нам и доказательство. Мы видим тело покойного. Мы можем посмотреть на его лицо последний раз. Увидев смерть, нам проще поверить в факт невозвратности. И всё же факт, это ещё не всё, и после самих похорон многим людям придётся прибегнуть к сугубо личному обряду прощания. На данный момент, когда такой возможности нет, лучше заменить этот обряд на иной символизм.

Стоит отметить, что ограничены в церемониях прощания оказались не только родственники тех, кто скончался с диагнозом COVID-19, но и все остальные. Одно из похоронных агентств всё же решилось рассказать, как проходили похороны людей без диагноза «коронавирусная инфекция».

– Все церемонии проходили строго по назначенным правилам. Смотрители кладбища разрешали в одно и то же время проводить только одни похороны, запускали цепочкой людей на расстоянии 1,5 метров. За этим действительно строго следили. А количество людей не ограничивали, всё же на свежем воздухе не было жестких ограничений. Поминки мы также не организовывали в заведениях ни в коем случае, люди собирались по домам. Но, если честно, людей стало меньше и на церемониях и на поминках. Сейчас похороны возобновились в прежнем режиме, кроме поминок, если они только будут проходить в домашних условиях. Похоронами умерших с COVID-19 мы не занимались, – рассказал Александр.

Ограничения постепенно снимают во всех сферах жизни. Но для тех, чьи близкие скончались, будучи инфицированы коронавирусом, они остаются прежними. Похороны не простая и печальная тема, а в ограниченных условиях становится ещё более трагичной и травмирующей. Но стоит помнить, что всё это ради нашей безопасности.

Cледите за главными новостями Кемеровской области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».