Кем быть в Кузбассе: альтруисты и патриоты

«Кто не умеет сдерживать свои фантазии – тот фантазёр; у кого фантазия соединяется с идеями добра – тот энтузиаст; у кого беспорядочная фантазия – тот мечтатель», – говорил Иммануил Кант. Герои нашего материала – далеко не мечтатели и фантазёры. Они в разных социальных слоях и возрастных категориях, но их энтузиазму и настойчивости можно только позавидовать, а их желание делать жизнь лучше и интереснее, без сомнения, достойно уважения.

18.12.2019  10:00
792

Альтруисты против отчужденности современного искусства

Мастера, бьющие тату здесь и сейчас, живая музыка и арт, минималистичный дизайн локации, участники фестиваля, одевающиеся в секонд-хендах, так как практикуют совместное потребление – всё это сегодня часть современной молодёжной культуры, которую так старательно продвигают организаторы фестиваля Street Soda Festival.

Современное искусство стоит в Кузбассе особняком. Но Дмитрий Петров и команда "брск", продвигающая культуру скейтбординга, с этим не согласны и хотят в корне изменить ситуацию. Диме 24 года, и он не первый раз занимается организацией мероприятий – уже больше года он участвует в подготовке вечеринок «Дискосельская мощь». Своими силами ребята организовали и первый Street Soda Festival, прошедший в Кемерове в арт-пространстве "Колба".

Идея провести фестиваль давно была в планах. Как-то сразу было понятно, что современное искусство — это всё: и музыка, и арт, и перформанс, и тату, и спорт. Сегодня даже реклама – это искусство. Главный критерий — соответствие времени. Если это есть в молодёжной культурной среде, этому есть место на нашем фестивале. Ещё – эргономичность. Это то, что подразумевает максимум энергии при минимуме затрат. Когда нашли подходящую площадку, концепцию и формат фестиваля, всё закрутилось само собой. И у нас получился мультиформатный фестиваль, посвящённый уличному искусству, музыке, спорту, современной моде, а также различным тенденциям субкультур.

Для любого организатора делать творческий фестиваль — очень тревожно. Просчитать все риски, определить примерное количество гостей, найти формулу оптимальных вложений – всего этого требуют такого рода мероприятия, ведь они, как правило, предполагают свободную площадку с бесплатным входом. На сборах с посетителей здесь точно не заработаешь. Диме немного помогло далёкое от творчества экономическое образование, но от ошибок не застраховало.

Были вечеринки, в которых мы просто уходили в минус и старались не расстраиваться. Конечно, иногда бывало и такое, что оставались какие-то деньги после проведения тусовки, но мы тут же вкладывали их в проведение следующего дискосела. На фестиваль вход бесплатный, от него я жду другого расклада, хочется сподвигнуть людей к действию и показать ту культуру, которая за бортом массовости.

Вложения – это не всегда деньги, зачастую, это силы, энергия, время. Ошибки – это тоже своего рода вложение. Вложение в будущее, потому что, как известно, на ошибках учатся. И у ребят были просчёты: изначально фестиваль планировался на 30 ноября, но задержался на неделю (иногда подводят и сами участники, отказываясь от участия за пару дней до открытия). Диму никто не учил с этим справляться, поэтому приходилось придумывать, что делать, «на ходу».

Если ты делаешь мероприятие своими силами, без помощи города и спонсоров, люди неохотно готовы участвовать в таком. Многим важна их выгода. Мало тех, кто понимает, что это все зависит от общих усилий. И много тех, кто, прочитав приглашение, даже не отвечает. Поэтому я втройне был рад тем, кто согласился помочь и поучаствовать. Мы продвигали идею о том, что участники фестиваля могут влиять на формирование программы. Нам кажется, такой формат становится популярным, когда ты не просто потребляешь то, что за тебя придумал организатор, а тоже участвуешь в процессе. Как бы выступаешь со-организатором, и граница между вами размывается.

Атмосферу на фестивале можно было назвать как угодно, только не однообразной: кто-то рассматривал граффити, нарисованные прямо на стенах арт-пространства «Колба», а также фотовыставки и digital art, многие собрались вокруг скейт-парка для фингербордов и увлеченно следили за мини-соревнованием, некоторые под живую музыку выбирали себе мыло ручной работы, одежду, значки и что-то перекусить, кто-то явно грустил и, возможно, не находил себе места, а кто-то просто играл в настольный теннис. На вопрос «Ну как, получилось?» Дима устало вздыхал и говорил, что сегодня точно не узнает ответ и нужен полноценный анализ. На фестивале он был и за ведущего, порой за диджея, и по технике участников консультировал. А когда подошли знакомые и спросили: «Дима, не знаешь, кто организатор этой движухи?», скромно ответил: «Не знаю».

Я поддерживаю идею альтруизма, мне кажется, что нам не помешало бы стараться развиваться не только для себя, но и для всех вокруг. Всё-таки главная движущая сила региона – люди. Кузбасс полон крутых и творческих личностей. Именно для них и с ними стоит что-то делать. В моих идеальных представлениях Кузбасс – регион, удовлетворяющий запросам любого человека, независимо от его финансового положения и социального статуса, в котором будут строить не только ради того, чтобы строить, открывать заведения не только ради прибыли. И я думаю, что с помощью Street Soda Festival нам удалось сделать небольшой шаг на пути к реализации этих представлений.

Патриоты за музейную трансформацию

Молодые ребята развивают современное искусство, а более взрослое поколение старается привлечь внимание к традициям и истории посредством новых технологий. Например, Олег Бабкин и Дмитрий Нуриев помогают кузбасским музеям (большим и маленьким) расширять границы через виртуальный мир, создавать максимально наглядный, удобный и эффективный, с точки зрения восприятия, контент, а нам с вами (обычным обывателям) – свободно «гулять» по кузбасским музеям при помощи интернета.

Олегу 43 года, а Дмитрию 36 лет, один из них – специалист в сфере IT, другой – организатор мероприятий. Олег живёт в Киселёвске, а Дмитрий – в Новокузнецке. Мужчины работают вместе меньше года, но это время оказалось очень продуктивным: они придумали и самостоятельно реализуют социально-значимый для Кузбасса проект «VRKuzbass» – виртуальные туры по музеям области.

Уже невозможно не учитывать, что мы живём в эпоху цифровой трансформации, подрастают поколения, воспитанные цифровой средой. Чтобы не выглядеть анахронизмами, сохранить внимание к себе старшего поколения и привлечь интерес молодых, музеи тоже развиваются в сторону современных технологий, ищут новые формы взаимодействия с посетителями. Мы хотим, чтобы Кузбасс не отставал в теме цифровизации от центральной части страны, поэтому занимаемся оцифровкой музейных фондов и созданием виртуальных экскурсий по кузбасским музеям. Создание виртуальных туров – коммерческий проект, но для кузбасских музеев мы решили сделать его абсолютно бесплатным. Так сказать, внести свой посильный вклад в развитие Кузбасса. Так что в этом деле наш главный спонсор – семейный бюджет, – рассказывает Олег. – Дима нашёл меня в интернете, где искал людей, занимающихся панорамной съёмкой. Он написал мне прошлой зимой. Наши взгляды на работу, творчество, жизнь во многом совпали, и с того момента мы и сотрудничаем. На сегодняшний день у нас 130 заявок от музеев, из них 90 отснятых, 54 виртуальных тура уже доступно.

Олег и Дмитрий сделали так, что Кузбасс теперь не просто близок, а очень даже неплохо выглядит в плане доступности виртуальных музейных туров в сравнении даже с обеими столицами. В Питере оцифровано 36% всех музеев, в Москве – 10%, но большинство цифровых коллекций не доступны онлайн, в открытом доступе в обоих городах менее 1%. В Кузбассе же чуть больше 200 музеев, из них 47 – официальных. Все они отсняты почти на 100 процентов и совсем скоро будут доступны онлайн. То есть охват практически стопроцентный.

Некоторые музеи оказались для нас открытием, например, музей истории пожарной охраны в Ленинске-Кузнецком. На нашем сайте он один из трёх с количеством панорам больше тридцати. Это говорит о том, что музей полон экспонатов, в нём есть что смотреть.

И таких интересных музеев по Кузбассу ещё много: очень тёплые и по-домашнему уютные школьные музеи, крайне интересный и с массой эксклюзивных экспонатов музей техники "РЕТРОПАРК", богатый на открытия и поражающий своими масштабами музей-заповедник "Трёхречье" – каждый музей имеет свою особенность.

У обоих мужчин есть семьи и дети. Казалось бы, зачем тратить силы и деньги на культурную благотворительность? На наш вопрос: «Зачем и почему вы, а не государство, например?», – мужчины, как-то синхронно и не сговариваясь, ответили, что им просто нравится: «Нравится подготовка и сам процесс (некоторые сельские музеи ремонтируют и обновляют к съёмкам), нравится результат (мы стараемся делать свои фотопанорамы ещё более детальными), нравится результат результата (в некоторых школах изучают краеведение по уже доступным турам, в неделю на сайте по 1000 посещений). У нас у самих дети, и мы бы очень хотели, чтобы они знали историю родной страны и родного края. Вот и стараемся им в этом помочь».

Фотографы не собираются останавливаться на достигнутом.

Планируем визуализировать экспонаты, которые всегда стоят за стеклом, и их разглядеть-то толком не удаётся, а мы их достанем и создадим объёмную экспозицию. Потом в туре можно будет его повертеть, посмотреть со всех углов, разглядеть в мельчайших деталях, почитать или послушать описание к нему. Правда, такую задумку без поддержки мы точно не вытянем.

Олег и Дмитрий считают это своим хобби, которое останется вкладом в культуру Кузбасса. Мы не услышали от них ни одной жалобы. А посмотрев на мужчин за работой, убедились, что, не требуя от всего мира помощи, они делают свое маленькое, но такое большое дело, и сами приходят в восторг от увиденного и запечатленного. А на вопрос «Вы альтруисты или патриоты?» с улыбкой отвечают: «А как вы думаете? Мы живём в Кузбассе и делаем то, что считаем правильным».

Но культура состоит не только из начинающих энтузиастов, но ещё и из тех, кто сменил уже несколько проектов, но не оставляет веру в созидательный смысл творческого поиска и его общественную ценность. Президент Фонда социально-культурных инициатив «Рыба шагала» Ольга Васильева знает, что такое вкладываться в проект по полной, а потом его закрывать. Не так давно ей пришлось закрыть популярное и модное в Кемерове антикафе и творческое объединение «Кот да Винчи». «Когда закрываются проекты приходит разочарование или очарование творчеством не проходит»? – спросили мы её.

Мнение

Ольга Васильева

Одно я знаю точно: нужно сильное желание, чтобы браться за некоммерческие проекты. И вот, сколько силы в этом желании присутствует, на столько команды и хватит, чтобы его продвигать. Нас с «Котом» хватило на пять с половиной лет, хотя могли бы закрыться уже через год, когда поняли, что нужно будет каждый день находиться в подвале и каждый день делать мероприятия. Мы вкладывались (деньгами, силами) постоянно, но нам было интересно, это того стоило. Наверное, возможно было сохранить наше кафе, но у нас на тот момент иссякли и силы, и деньги. Но и сейчас, без площадки, всё же продолжаем реализовывать проекты. Нашему региону нужна среда и атмосфера, в которой можно всем вместе «вариться», чтобы возникало ответное желание заняться тем, что нравится. Так что тем, кто чувствует в себе силы – в добрый час!

Мы больше чем уверены, в Кузбассе немало таких, которые, как и наши герои, скромно занимаются любимым делом, не выпячивая на первое место деньги или славу. Патриотизм это или альтруизм – неважно. Ведь нужно просто делать, если этого просит душа и хорошо получается.

Cледите за главными новостями Кемеровской области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».