– Татьяна, вы давно занимаетесь волонтёрской деятельностью?
– Волонтёрством я начала заниматься относительно недавно. Думаю, отправной точкой стала осень 2016 года, когда я увидела в интернете объявление о старте волонтёрской программы к Кубку конфедераций-2017 и Чемпионату мира-2018. И я подумала: "Почему бы не принять участие в таких грандиозных событиях мирового масштаба?" Заполнила и отправила анкеты – с этого момента и началась моя волонтёрская деятельность. Мне повезло – я попала и на Кубок конфедераций, и на ЧМ!
– Трудно было попасть в число волонтёров ЧМ-2018? И почему именно Сочи?
– Конкурс был очень строгим: на одно место претендовали больше 200 человек! Было несколько стадий отбора, на которых отсеивалось много людей. Первая ступень – тест об общих компетенциях, выявлявших твои сильные и слабые стороны. Затем выявлялся уровень знания английского языка. Заключительный этап – собеседование по скайпу. Собеседник повторно проверял знание английского языка (нельзя ведь исключать, что добрые люди могли нам "помочь" с первым тестом), наводящими вопросами выяснял нашу мотивацию.
А Сочи я выбрала в качестве места работы неспроста. Я подумала: если волонтёрская программа проходит летом, то разумно ехать туда, где можно будет отдохнуть в свободное время. Лучше быть поближе к морю!
– С чего для вас начался чемпионат мира?
– В Сочи я прилетела 5 июня сразу после срочной сдачи сессии в университете. В тот же день мы заселились в отеле. На стадионе "Фишт" и в аэропорту у нас проходили объектовые тренинги. А с 8 июня по 9 июля, целый месяц, я уже непосредственно выходила на смену.
– Какими были обязанности?
– В Сочи я стала волонтёром функций прибытия и отъезда, работала в сочинском аэропорту. В мои обязанности входили организация встреч национальных сборных, членов ФИФА, лиц категории "VIP" и "very VIP", а также помощь иностранным болельщикам в навигации по городу, так как от аэропорта до стадиона можно было добраться на бесплатном транспорте, который был организован Оргкомитетом "Россия-2018". Также мы обеспечивали аккредитованных лиц и болельщиков услугами переводчиков.
– Волнительно было участвовать впервые в таком грандиозном мероприятии?
– Конечно! Но мне помогал опыт Кубка конфедераций-2017, когда я также работала в Сочи. Год назад я была волонтёром функции размещения в отеле, где проживали команды Германии и Новой Зеландии: просто шанс на миллион! Германия отыграла в Сочи три матча, и все три дня я работала с немцами (с новозеландцами – два дня). Я помогала футболистам заселяться, собираться на тренировки, помогала организовывать досуг. После такой работы мне уже было проще работать в Сочи на мундиале.
– С фанатами каких стран вы общались? Чем они запомнились?
– Мне посчастливилось говорить с болельщиками из многих стран, сборные которых принимали участие в мундиале. Фанаты каждой страны уникальны. Кому-то было интересно узнать о местной кухне. Рассказывала, что такое чурчхела. Это кстати, был самый сложный вопрос чемпионата: мы с подругами долго пытались пояснить, как она готовится, где её можно купить, какой у неё вкус и т.д. Самыми весёлыми и шумными были болельщики из Бразилии. Когда в Сочи была открытая тренировка сборной Бразилии, то на неё съехалось огромное количество болельщиков-бразильцев, которые привезли огромные барабаны, девушки в карнавальных платьях с перьями устроили танцы, звучали песни. Просто море позитива!
– Подружились с кем-то из гостей чемпионата?
– После рабочих смен было много общения – как с россиянами, так и с иностранцами, особенно с волонтёрами из европейских стран, Боливии, ЮАР и т.д. С ними было невероятно интересно общаться. Английский язык я знаю практически в совершенстве, языковых барьеров я не ощущала. Мой второй язык – французский, и получилось даже пообщаться с бельгийцами (в Бельгии три официальных языка – французский, голландский и немецкий). Так что дружеских связей установилось немало.
– А чем волонтёры занимались в нерабочее время?
– И на Кубке конфедераций, и на мундиале мы принимали участие в предматчевых церемониях, выносили флаги команд на поле перед игрой. Ощущение потрясающее: миллионы человек смотрят на тебя со всех экранов, звучат гимны. И, стоя на поле, ты понимаешь, что стал частью этого матча, частью истории.
– Как себя вели фанаты? Удалось ли им найти общий язык с сочинцами?
– К фанатам, особенно из других стран, местные жители относятся очень положительно. На них обрушивается настоящая волна адлерского гостеприимства. Фанаты также ведут себя достойно. На моей памяти не было случаев дебоширства, расизма и т.д. Гости ЧМ – очень воспитанные люди. В этом я убедилась после первого же матча, прошедшего в Сочи (Испания – Португалия, – прим. авт.). После финального свистка фанаты прошлись по рядам и убрали оставленный мусор. Такое проявление культуры очень порадовало!
– А фанаты проигравших команд? Как они реагировали на поражение своей сборной?
– Перед матчем все фанаты одинаково радостны. Отличить их можно только по национальным цветам футболок и флагов. После матча различие бросается в глаза: победители ликуют, танцуют, поют, а проигравшие, конечно, расстроены и невеселы. Но я своими глазами видела, как после матча болельщики противоборствовавших команд поддерживали друг друга, пожимали руки. Какого-то глумления не было, была доброжелательность.
– Можно ли назвать Сочи футбольным городом? На улицах чувствуется атмосфера футбольного праздника?
– По всему городу символика ЧМ, изображения волка Забиваки (официальный талисман мундиаля, – прим. авт.). Но сильнее всего футбольный настрой заметен на фан-фестах – на площадях, где установлены огромные экраны для прямых телетрансляций. Болельщики, певцы, диджеи – все стараются создать атмосферу праздника. А в дни матчей центром притяжения становился Олимпийский парк у "Фишта", который заполнял поток людей с флагами, барабанами, дудками.
– Удалось ли пообщаться со звёздами мирового футбола?
– Волонтёрам запрещено подходить к игрокам с личными просьбами, особенно во время рабочих смен, когда на нас форма волонтёра ЧМ. Соблюдение кодекса поведения волонтёра очень тщательно отслеживали члены ФИФА. Но мне помог счастливый случай.
В прошлом году, на Кубке конфедераций, я подружилась с начальником службы безопасности сборной Германии. Он задал мне вопрос: почему я, видя футболистов по 20 раз на дню, не прошу автографы или селфи с ними? Я пояснила про правила волонтёрской работы и сказала, что это невозможно. "Нет ничего невозможного!" – сказал он. И когда сборная Германии улетала на финал в Москву, он договорился, чтобы мне разрешили сфотографироваться с каждым членом сборной и тренером Йоахимом Лёвом! А голкипер Марк-Андре Тер Стеген (он был основным вратарём на Кубке) подарил мне вымпел с автографами всех футболистов и значок с символикой сборной!
В этом году правила стали строже: нам запрещали даже задавать футболистами дежурные вопросы вроде "Как дела?". Это тоже понятно: футболисты постоянно в перелётах, и было неловко их отвлекать, лишать даже минутки отдыха.
Но совсем без трофеев я не осталась: мне подарили значок сборной Германии 2018 года и значок Королевской испанской футбольной федерации. Собственно, это главная ценность волонтёра. На всех фотографиях на ленте аккредитации волонтёров вы можете увидеть значки национальных команд: сборные не скупятся и с радостью раздают сувенирную продукцию.
– Какое воспоминание стало самым ярким?
– Матч Россия-Хорватия 7 июля. Я выносила флаг на поле. Флаг Хорватии, хотя душой я и была с нашими футболистами. И когда зазвучал гимн, пел весь стадион. И хотя волонтёры не имеют права показывать своё расположение какой-либо команде, мы всё же запели гимн России, стоя на этом поле. Это было незабываемо: неподдельное чувство сопричастности к большому событию!
Фото: из личного архива Татьяны Предигер, yandex.ru/images