Нож к горлу, золотые кольца и цветы: интервью с кемеровскими таксистками
Все профессии, как известно, нужны и важны, и каждая служба по-своему и опасна, и трудна. Но для женщин некоторые традиционно мужские сферы деятельности – и сложнее, и опаснее.
Хотя движение за права женщин шагает по миру и завоевывает для своих подзащитных всё новые сферы труда – первым труженицам этих сфер приходится непросто. Женщины, выбравшие такие профессии, не только сталкиваются с общими для всех трудящихся проблемами, но и вынуждены постоянно бороться с предубеждениями, отстаивать своё право на занятие любимым делом.
Редакция AVOKADO против любой дискриминации и всеми руками и ногами за то, чтобы люди находили себе дело по душе! Мы уже писали о работницах угольной промышленности, а сегодня хотим поделиться с вами историями «первых ласточек» другой традиционно мужской профессии. Наш корреспондент прокатилась с ветерком и побеседовала с кемеровскими таксистками о выборе работы, отношениях с клиентами и автомобилями и о трудностях, с которыми сталкиваются женщины в мужском мире.
– Как и когда вы решили стать водителем такси?
Наталья, в профессии 4 года:
Мечта об автомобиле у меня появилась ещё в детстве. В Советском Союзе женщин за рулём практически не было, разве что в крупных городах, но уже тогда я мечтала управлять машиной. Я смотрела, как водит отец, и хотела так же. На права я выучилась десять лет назад.Сейчас я абсолютно довольна профессией. Это один из тех случаев, когда работа полностью удовлетворяет. Я обожаю водить автомобиль, мне очень нравится дорога, пролетающие за окном пейзажи. В идеале я бы хотела работать дальнобойщицей или водить междугородний автобус, но для этого надо было раньше начинать. Поэтому довольствуюсь тем, что есть. До того, как стать таксисткой, я работала в разных компаниях менеджером по продажам. Мне это казалось скучным.
Елена, в профессии 4 года:
Я всегда работала в чисто мужских сферах – в охране и грузоперевозках. Отучилась на охранника, получила корочки, работала, стала даже начальницей в мужском коллективе. Мужчины, знаете, как капризничают, когда ими женщина руководит, особенно молодая! Как дети, ей-богу! В грузоперевозках работала и бухгалтером, и логистом, и за рулём сидела. На разных машинах успела покататься, даже на грузовых.
Однажды срочно понадобилась работа. Я в офисах не люблю сидеть, это не моё. А вот такси – это интересно, не правда ли? Я решила попробовать. Зарегистрировалась, мне понравилась работа, стало хорошо получаться. И пошло-поехало, меня затянуло.
Часто катаешься по области, по другим городам, узнаёшь новые места. Тем более, это всё не за свой счет (смеётся). Тебе же твои путешествия ещё и оплачивают, ты катаешься и зарабатываешь! Разве не мечта? Я, например, раньше никогда не была в Таштаголе, а недавно сносилась туда по заявке. Мне очень понравилось, хочу съездить ещё!
Светлана, в профессии 6 лет:
Как я попала в такси? Всё очень просто! До этого у меня был бизнес, потом долгое время я болела, всё распродала, три года не занималась ничем. Если ты долгое время был сам себе начальником – тяжело начинать работать на кого-то. В такси я сама себе режиссёр. Я 28 лет за рулем, обожаю автомобили, трассу, руль, шипы… Кроме того, я долго работала с людьми, и на новой работе мой опыт пригодился. Таксовать я начала 6 лет назад, на тот момент мне было 45.
– Как на вас реагируют пассажиры?
Наталья:
Часто удивляются, говорят, что впервые видят девушку-водителя такси. Хотя девушек за рулём сейчас много, чему удивляться-то? Бывает, напрягаются, но потом понимают, что я владею ситуацией на дороге, и к середине поездки расслабляются. Часто даже делают комплименты, говорят, что я вожу машину лучше многих мужчин.
Некоторые даже радуются, что водитель – девушка. Есть пассажиры, которые, проехав со мной один раз, попросили мой номер и теперь звонят напрямую. Чаще всего просят детей или подростков возить в школу и на кружки.
Елена:
Часто сталкиваюсь с предубеждениями. Уже столько лет работаю, но даже сегодня вот мужчины сели и удивились: «Ого, девушка за рулём!» У меня сразу вырвалось: «Да ла-а-адно?» Они аж заржали сзади. Вроде бы много женщин видишь за рулём такси – а народ всё равно удивляется каждый раз.
Есть такие, кто начинает меня убеждать, что профессию выбрала неправильно, вспоминают про обезьяну с гранатой. Некоторые боятся ехать, а иногда и вовсе отказываются. В гололёд, например, отказались от междугородней поездки. Сказали, что с мужчиной надежней.
Светлана:
Случалось, что категорически отказывались ехать с женщиной. Ну и ладно, пускай! Я предлагаю либо другую машину ждать, либо сесть и успокоиться. Садились, ехали, благодарили потом и были довольны. Первая реакция, видимо, вызвана удивлением.
Хотя иногда специально просят, чтобы приехала женщина. Одинокие девушки просят или мамы, которым надо детей отправить куда-то детей. С женщиной спокойней, безопаснее. Хотя бывает, что и мужчины просят. Мол, еду я с работы уставший, а меня везет приятная дама – хорошее окончание тяжелого дня.
– Случались ли опасные ситуации?
Наталья:
За 4 года я всего два раза оказывалась в таких ситуациях. Слава Богу, оба раза обошлось практически без последствий: при первой же просьбе проблемные пассажиры покидали автомобиль.
Однажды села компания нетрезвых мужчин. Я против таких пассажиров ничего не имею, но только если они ведут себя культурно. А эти начали грубить, права качать, в окно собирались курить. Когда они начали меня называть нехорошими словами, я остановила машину и сказала, что дальше с ними никуда не поеду, сейчас за ними приедет другая машина. Ребята сразу успокоились, но самый агрессивный их товарищ всё никак не унимался. Я их вместе с товарищем оставила ждать другого водителя.
Как правило, я не довожу до конфликта. Исходя из опыта, уже знаю, где могут встретиться неадекватные пассажиры – и просто отказываюсь туда ехать, даже если мне рейтинг понизят. Это лучше, чем тех же наркоманов возить туда-сюда-обратно за закладками.
Светлана:
Бывало, конечно. Однажды на меня даже хотели напасть. Но я не растерялась и напала первой (смеётся).
Сел мужчина, точный адрес назвать не может. Мы с ним долго-долго петляли по частникам и безлюдным местам. Прошу хотя бы улицу назвать, а мне в ответ хитрят-мудрят, глазки бегают – и я поняла, что надо спасаться. У меня в бардачке лежал маленький перочинный ножик, лезвие сантиметра 4, всякие пилочки-открывашки ещё в нем. Я попутчику этот нож к горлу, потом небольшая борьба – он сам выскочил и убежал. Я даже испугаться толком не успела, потом только осознала всю опасность. Что поделать, работа с людьми полна неожиданностей. Нужно всегда быть внимательной и не терять самообладания.
– Бывали ли необычные происшествия во время работы – интересные пассажиры, необычайно большие чаевые, подарки в праздник?
Наталья:
Всякое в дороге случается. Недавно вот в машину ко мне сел чернокожий парень. Ехал он, собственно, на урок русского языка, хотя разговаривает очень хорошо. С акцентом, конечно, но предложения выстраивает правильно, слова не коверкает. Оказалось, он уже восемь лет в России, русский язык любит и с удовольствием изучает. Вот такое знакомство!
Елена:
Мне всегда нравилось на 8 марта работать. Все тебя считают бедной овечкой, которая работает, когда другие отдыхают и празднуют. В этот день я привожу домой цветы, шампанское, конфеты, игрушки – всё заднее стекло завалено подарками. Помимо того, что в праздники тариф повышается и платят больше, мне ещё и на чай оставляют: «Вот вам, сдачи не надо!»
А однажды ехала с мужчиной в самый обычный будний день. У него было настроение плохое, и он решил его поднять, купив мне цветы! Было приятно.
Светлана:
Много есть хороших историй! Например, летом подъезжаю на заявку в «Лазурный берег». Жара, на мне кроссовки и футболка, украшений нет. Выходит мужчина, хорошо одетый и слегка поддатый, садится на переднее сидение. Мы едем, болтаем о природе, о погоде. Он спрашивает, почему у меня нет ни кольца, ни цепочки. Отвечаю, что на работе не до этого. Мужчина говорит, что для женщины это не дело и он хочет меня порадовать. Ставит одно условие: в магазин я захожу с ним под руку. Ситуация двусмысленная. Тут я вспоминаю пословицу: «Дают – бери, бьют – беги», – и соглашаюсь.
Заходим мы в Лапландию, в отдел с золотом. Он мне говорит выбирать, что хочу. Я растерялась и не глядя ткнула на колечко. Оказалось, что оно стоило… 27 тысяч! Мужчина легко рассчитался, я его довезла, и больше мы никогда не виделись.
Однажды встречала в аэропорту девушку. Она вся в слезах, я стала её успокаивать, ну и разговорились. Девушка летала В Москву визу делать. Говорит, нужно лететь по работе в Швейцарию, а муж против. Я ей отвечаю: «Бог даёт – бери». Карьера всегда будет с тобой, а мужчина... Дождётся муж – хорошо, не дождется – ну что же, такой, значит, муж.
Месяца через 4 я опять встречаю её с аэропорта. Сразу замечаю, что человек счастлив. С мужем рассталась: поняла, что он просто хотел, чтобы жена одевала, кормила и быт устраивала. С нашей первой встречи она слетала в Швейцарию, устроилась там в отличную компанию, а директор компании предложил ей руку и сердце, уже кольцо подарил! Намечается свадьба. Вот так, всё с ног на голову перевернулось. И я, получается, немного повлияла на судьбу человека. Казалось бы, всего лишь случайная встреча, незначительный разговор, в котором я собеседника слегка поддержала, а человек поверил в себя, принял верное решение. Твоё внимание к чужой беде оказывается внезапно судьбоносным моментом. Нужно быть человеком, понимать другого, внимательно ко всем относиться.
– По какому графику работаете?
Наталья:
Чтобы заработать в такси, приходится водить много. Часов за пять в день много денег не получишь: первые два-три часа ты только на бензин зарабатываешь. В средний день тысячи полторы можно положить в карман, но иногда и рублей пятьсот всего лишь.
От праздников и выходных тоже, конечно, не хочется отказываться, но в эти дни есть возможность подзаработать. Приходится постоянно выбирать. Если не позволять себе спиртного, вполне можно посидеть в праздник с друзьями или родней, всех поздравить, а потом – опять на работу. В общем, компромиссы нужно искать.
Елена:
Один из плюсов работы в такси – возможность самой выбирать график. Для меня это важно, потому что я одна воспитываю ребенка, под которого нужно подстраивать рабочие часы. Когда она не болеет, я её утром отвожу в садик, до шести работаю, потом забираю. Когда болеет – жду, пока бабушка придёт с работы, и еду работать. Нормальный работодатель не будет терпеть, что ребенок постоянно болеет или садик из-за морозов закрылся. Поэтому такси –оптимальный вариант для мамы с ребёнком. На дороге работать, конечно, опасно, но приходится выбирать.
В утренний час пик я стараюсь не выезжать, потому что в пробке времени потратишь больше, чем на заказы. Только бензин зря спустишь, а заработков не будет. Смысл тратить время и деньги? Вечером попроще. Вечерний час пик всегда можно объехать.
При ненормированном графике есть высокие шансы себя загнать. Но я себя люблю и не хочу загонять, поэтому не забываю отдыхать. Например, если тепло, и я понимаю, что заказов будет мало, я решаю отдохнуть. Это бывает нечасто, даже не каждую неделю.
Светлана:
В выходные я работаю подольше, развожу подвыпивших из кафе и ресторанов. Если недомогаю – позволю себе поменьше заработать. Иногда устраиваю себе выходные. Как правило, в воскресенье, но могу и среди недели отдохнуть, если друзья пригласили в гости. Среди недели отдохну – а в воскресенье поработаю. В общем, сама себе устанавливаю график, под друзей подстраиваюсь.
Сейчас уменьшается стоимость заказа и увеличиваются рабочие часы. Раньше я могла работать 8-10 часов, сейчас – 12-14. Тут, конечно, кому сколько нужно заработать. Одним хватает хлеба с водой, а мне нужны и хлеб, и масло, и икра. Это просто работа, как любая другая: много работаешь – много зарабатываешь.
Но я стараюсь и на себя время оставлять, люблю много двигаться – спортзал, бассейн, лыжи. Мне такой темп жизни нравится.
– На какой машине вы работаете и почему выбрали именно эту модель?
Наталья:
Эта машина у меня пока что в аренде, а собственный автомобиль для работы я купила буквально вчера. Он ещё не оформлен, поэтому езжу на арендованной.
В машине для такси должны быть, как минимум, невысокие затраты на ремонт, недорогие запчасти. И расход топлива небольшой: с нынешними ценами на бензин это, пожалуй, главное. Самые подходящие для такси модели – это представители Renault Logan или Sandero. Из наших марок – Lada Largus. Фактически, это тот же Renault, только с другим кузовом и на наш лад. Да и внутри она Renault напоминает, особенно сидения. Запчасти стоят недорого. Чтобы серьёзно её сломать, нужно очень сильно постараться – в столб въехать или в дерево, да и то не факт, что всё будет так уж печально. Остановилась я на Lada Largus.
Елена:
У меня машина арендованная, поэтому на её обслуживание я ничего не трачу. Плачу раз в неделю определенную сумму, и хозяин автомобиля сам занимается обслуживанием.
Моей первой машиной была вишневая девятка. Я вообще больше люблю механику, считаю, что автомат – машина для ленивых. Девятку можно прямо в дороге сделать, если она сломалась. Потом я её продала и стала ездить на арендованных машинах: на них времени меньше тратишь, удобнее, чем самой всё делать. Сейчас ищу машину под выкуп, буду на ней работать и постепенно выкупать.
Светлана:
Я выбрала Volkswagen Polo: уважаю немцев за их практичность. Машина тёплая, комфортная, устойчивая. А безопасность в ней в большей степени от тебя самого зависит. Относись уважительно к ПДД, будь внимательна – и в любой машине с тобой ничего не случится.
До этого я пригоняла машину из Владивостока, но были проблемы с документами, и я её потеряла. Пришлось продать на запчасти. Некоторое время я ездила на арендованной машине. Но для меня аренда – это клетка. Заработал ты или не заработал – всё равно надо отдавать. Свою машину я настолько хорошо изучила, что по скрипу могу понять, где поломка. Если к машине относиться бережно и внимательно, то и на ремонт много денег тратить не будешь.
– Как вы научились водить?
Наталья:
Водить меня учил отец. Мы с ним собирали Москвич-412, эдакий раритет у нас был. Его нужно было постоянно приводить в порядок, что мы и делали. Отец объяснял, где какие педали находятся, где двигатель, что под капотом спрятано и куда надо масло заливать.
Светлана:
Мне тогда было года 23. Мой муж учил меня водить на 12-м Москвиче, таком голубом, с оленями на капоте. Два года я ездила без прав. Останавливали, конечно, но тогда работали классные ребята – советские милиционеры. Всё было дружно и полюбовно, отделывалась предупреждениями. Я в те годы занималась бизнесом, и времени на автошколу не было. В итоге сдала экзамены экстерном и получила права.
Со сдачей экзаменов была смешная история. Я каждый месяц летала в Пакистан за товаром и там много ездила за рулём. А в Пакистане движение левостороннее. Вот я прилетаю домой и почти сразу иду сдавать экзамен. Выполняю всё верно, без проблем паркуюсь. Инструктор ко мне поворачивается и говорит: «Откатала прекрасно. Но почему ты всё делала по встречной?»
– Как близкие относятся к вашей работе?
Елена:
Мама в первое время сильно беспокоилась. Мои родители вообще были против того, чтобы я сдавала на права. Мол, машина – это опасно, на дороге сейчас много «хороших» водителей. Но машина – это мое всё, да и все прежние работы были связаны с риском. Сейчас родители спокойнее относятся, но всё равно иногда всплывает.
Светлана:
Я с детства была сама себе хозяйкой, а таксовать начала, будучи уже взрослой девочкой. Поэтому запретить мне, конечно, никто ничего не мог. Но переживания, как у всех нормальных людей, есть. Дети волнуются, просят поменять работу. Но как поменять то, что я люблю?
Своих детей вы учите водить?
Наталья:
Своих детей у меня нет, но есть племянник. Пока что он не дорос до того, чтобы пойти на права сдавать, но вождением уже интересуется. Я показываю, как всё устроено в машине.
Елена:
Дочка у меня с рождения за рулём. Ей ещё месяца не было, а я ребёнка уже на руль ставила. Сейчас её садишь на водительское сидение – она всё нажимает, переключает сама.
Светлана:
Дочь очень рано научилась ездить, а в 18 лет уже сдала на права. Сейчас ей 29, она в декретном отпуске, часто садится за руль. А сыну 27, но он до сих пор не водит. Хотя оба выросли в машине, оба спортивные, боевые, но сыну неинтересно. Он больше к искусству тяготеет.
МУЖСКОЕ Мнение
Павел,
В последнее время я часто встречаю девушек-таксисток. Я к этому отношусь двояко. Если за рулем бой-баба, которая может и за себя постоять, и в технике разбирается, и физически сильна – то почему нет. Только в светлое время суток, конечно. Но практика показывает, что и молодые девчонки немало таксуют. К этому я уже не очень хорошо отношусь, потому что они подвергают опасности и себя, и клиентов. Представьте, повезёт такая в мороз женщину с ребёнком на межгород, а в дороге у неё банально что-нибудь с колесом случится. Она же и болт открутить не сможет! И что делать тогда? Я думаю, что женщины могут водить автомобиль так же хорошо, как мужчины, и даже лучше. Но пока автомобили – это всё-таки мужская сфера, и мужчинам в ней больше доверия. Если бы моя девушка решила пару раз в месяц подзаработать на перевозках, я бы не был против. Но на постоянную работу не пустил бы. Да сейчас вообще мало кто рассматривает такси как постоянный источник заработка, для большинства это подработка.
МУЖСКОЕ Мнение
Евгений,
Я работаю до поздней ночи и практически всю неделю добираюсь домой на такси. Когда вижу за рулём женщину – радуюсь. По моему опыту, женщины аккуратно ездят, у них всегда есть сдача, в машине играет хорошая музыка и нет резких запахов. И поболтать в дороге приятнее: женщины более вежливые, охотно слушают, и от них редко услышишь негатив о дорогах, политике и всяком таком. В одном из такси Кемерова, насколько я знаю, лучший таксист – женщина. Это опасная работа, а для женщин – опасная вдвойне. Своей жене я бы не разрешил водить такси. Хорошо ещё, если просто не заплатят за поездку. А если что похуже замыслят?
Автор: Мария Асланиди, Елена Гуськова
Фото: unsplash.com
Cледите за главными новостями Кемеровской области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».