Оформить пособия оффлайн: квест в условиях коронавируса

Пару месяцев назад наша привычная жизнь круто изменилась: пандемия, коронавирус, самоизоляция, дистанционная работа – эти слова сейчас отражают нашу реальность. И совершенно логично, что большинство услуг мы сейчас получаем онлайн. Это быстро, просто и, жуть, как гигиенично. А главное – безопасно. Однако, судя по тому, как скоро после обращения президента, который анонсировал новые пособия, пал смертью храбрых сайт госуслуг, полностью отказаться от старых добрых бумажек, которые нужно долго собирать, нам пока не светит.

29.05.2020  15:50
365

Итак, давайте представим: портал госуслуг завис, сайт ПФР недоступен, а руки, чтобы оформить пособия, чешутся. Да так сильно, что никакой мочи нет ждать, когда же всё заработает. Выход, разумеется, есть – надеваем маску и вперёд, покорять неприступные ведомства.

Вообще, в территориальное управление Заводского района я отправилась неспроста. Миссия у меня была почти что невыполнимая – я собиралась оформить пособие на третьего ребёнка. Пакет, в котором я несла документы и копии к ним, тянул меня к земле, а в душе копошился страх – а все ли справки у меня верные? А не забыла ли я паспорт? Тварь я дрожащая или право имею?

Я была записана на определённое время. О том, что без записи сейчас не принимают, я узнала, потому что от рождения очень нудная – я звонила в сектор детских пособий с вопросами тринадцать раз. На четырнадцатый меня записали на приём.

Когда я ехала в маршрутке — разумеется, в маске — к месту назначения, то морально готовилась к тому, что в узких коридорах всё равно будет толкучка, сами ведь знаете, что запись — это так, фикция.

Однако реальность меня приятно удивила. Первое, что я увидела, когда подходила к зданию на Карболитовской, были сидящие на скамейках люди, которые даже умудрялись соблюдать дистанцию. Затем я обратила внимание вот на эти два стола, за которыми сидели сотрудники и помогали заполнять документы.

Как оказалось, тут принимают заявления на выплату в десять тысяч на детей от трёх до шестнадцати лет. Здесь была живая очередь, принимали без записи.

Поскольку я пришла на полчаса раньше, то внутрь здания меня не пустили. На входе стояли охранник и сотрудница территориального управления. Они сверялись со списками записи и приглашали входить за пять минут до назначенного времени.

Я, стараясь не подходить близко ни к кому, решила осмотреться и заметила, что два окна на первом этаже были открыты, и возле них тоже стояли люди. Как оказалось, тут принимали заявления и консультировали по вопросам назначения пособия с трёх до семи лет.

Также у входа в здание несколько работников консультировали тех, кто пришёл без записи или просто не понимал, что тут вообще происходит. Я решила уточнить у них, кто придумал такой формат работы, и обратилась к одной из сотрудниц:

Здравствуйте! Подскажите, а вот это всё вы сами придумали или какое-то распоряжение поступило организовать работу таким образом?

Нас заставили обстоятельства работать именно так. Когда погода хорошая, то мы выносим столы на улицу и принимаем заявления тут. Когда погода плохая и идёт дождь, то мы открываем вход с другой стороны здания, ставим столы в коридоре на первом этаже. Но это не очень удобно, конечно, ведь места не так много, а мы вынуждены просить людей соблюдать дистанцию. Поэтому некоторым всё равно приходится ждать очереди на улице. Но у нас тут над входом есть козырёк, она указала на небольшой навес перед главным входом. Можно подождать тут.

Наш разговор прервал мужчина, который уточнял, как ему оформить пособия на детей, если они с женой прописаны по разным адресам. Его оперативно проконсультировали по этому вопросу.

Я выразила восхищение тем, как хорошо получилось организовать приём граждан в таких стеснённых обстоятельствах, на что сотрудница ответила:

Вы первая, кто так считает.
Но почему? удивилась я. Ведь смотрите, люди пришли без записи и сразу получили возможность оформить самые востребованные пособия. Им не пришлось записываться и уходить домой ни с чем, чтобы потом вернуться и пройти по записи.
Не все это понимают, вздохнула женщина. Ведь не мы ввели эти ограничения, но люди настолько устали, что отказываются принимать текущую реальность. Срываются на нас, думают, что покричат и проблема решится. Разумеется, криками ничего не решается.
И, словно в подтверждение этих слов, стоящий рядом мужчина начал возмущаться:
Да когда это уже всё закончится? Сколько можно народ кошмарить!
Вышедший охранник объяснял, что без записи он сегодня всё равно не попадёт, что можно прямо сейчас позвонить по телефонам, которые висят на входе, и записаться, но мужчина не унимался.
Мы стараемся помогать всем, продолжала сотрудница. Если вопрос можно решить быстро и без личного присутствия человека, то мы идём навстречу. Бывает, что кому-то нужно донести документы, человек подходит, звонит, и к нему спускается специалист.
В этот момент к нам подошла растерянная девушка:
Простите, я пенсию не получила в этом месяце, к кому мне обратиться?

Моя собеседница уточнила её фамилию и отправилась в здание.

Уже подходила моя очередь, я стояла у входа, когда сотрудница вернулась и стала объяснять девушке причину неполучения денег.

Наконец-то меня впустили. Обработали руки антисептиком, сверились со списком и напомнили, в какой кабинет идти. Пока я поднималась на третий этаж, в сектор детских пособий, в моей душе росла гордость за то, какие умные и смекалистые люди работают в территориальном управлении Заводского района.

Я была записана на 15:30, но мне пришлось немного подождать, пока кабинет покинет предыдущий посетитель.

Я провела в кабинете полчаса и, к сожалению, оформить то, за чем пришла, у меня с первого раза не вышло — работодатель выдал мне неверную справку. (Тут, конечно, гордость за умных и смекалистых как-то пропала, хотя вины сотрудников не было.)

Что же мне делать? чуть не со слезами на глазах спросила я. Ведь вы только по записи работаете, а уже 26 число… Если я в мае ничего не оформлю, то мне придётся весь пакет документов заново собирать!
Специалист вздохнула, полистала свою потрёпанную тетрадь, куда, очевидно, записывала посетителей, и сказала:
Вам как работодатель справку вышлет, вы мне позвоните, что-нибудь решим.
И вы знаете, они решили! Когда работодатель выслал мне исправленный документ, я отправилась в ведомство без записи, у входа позвонила специалисту, и она спустилась за мной. Я подписала кучу документов, заполнила ворох бумаг и услышала заветные слова:
Пособия оформлены!

От радости я пообещала, что новых детей больше не планирую, а посему наша встреча была последней. Когда я шла к лестнице, то, кажется, слышала, как специалист сектора детских пособий выдохнула от облегчения.

А я возвращалась домой и думала: никакая информационная система, никакие госуслуги не смогут то, что могут простые, обычные люди. Техника ломается, сайты выдают ошибки, а вот то, что написано пером — то и топором не вырубить, это все знают. Да и специалисты, которые у нас заявления принимают, только на вид грозные. В душе-то они милые люди, которые и правда хотят нам помочь. Лично я в этом сама убедилась.

Cледите за главными новостями Кемеровской области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».