Ограничения сняты, а число зараженных продолжает расти: с чем связано снятие мер предосторожности?
Последние данные: +61, +59, +75 зараженных за 19-21 июня в Кузбассе. Это вторая волна или ещё первая «на пике»? Мы безоружные идем на заразу, или выход с карантина – это и есть наше оружие?
В начале мая, когда число зараженных за сутки не поднималось выше 15, в Кузбассе разрабатывали в тестовом режиме пропускную систему, а ограничительные меры только нарастали. Но уже 11 мая их постепенно стали снимать. С 18 мая открыли летние веранды кафе и ресторанов, отменили так и не ушедшие в массы цифровые пропуска. 29 мая власти сообщили о практически полном восстановление прежнего ритма жизни: с 1 июня разрешили практически всё с небольшим исключением и с соблюдением масочного режима и дистанции. Жизнь практически вернулась в нормальное русло, а количество заражённых взлетело, побивая один рекорд за другим: редок тот день, когда заболевших меньше 20. В сводках оперштаба не раз фигурировало больше 60-70 инфицированных за сутки. Конечно, это несравнимо меньше, чем у соседей в Красноярском крае, где количество выявленных больных за сутки доходило до 504 человек, и в Новосибирской области, где зараженные посуточно исчисляются сотнями, смертность фиксируется практически ежедневно, а ограничения также снимаются.
Но люди, не усматривая логики в происходящем, бурно обсуждали меры противодействия коронавирусу. В социальных сетях, личных беседах, да и просто при встрече вопрос: «что у нас происходит?» — наверное, второй по популярности после «как дела?». Каждый высказывает своё мнение на этот счёт, и у всех оно разное: от «совсем с ума сошли» и «под Москву косят» до «им там виднее» и «так, значит надо». Но над всем этим уверенно возносится «надоело уже все это до чертиков». А что вы хотели? Официальных разъяснений, да и вообще, любой мало-мальски приемлемой информации, объясняющей людям: почему, когда 10 зараженных каждый день, ничего нельзя, а когда 75 – все можно, не поступает. Официальные источники на этот счёт молчат.
Не ошибемся, если скажем, что практически чуть ли не единственным информационным прорывом в этом плане стало откровение кемеровского хирурга Данила Наумова. Он высказался на своей странице в Instagram и хоть немного удовлетворил информационный голод обывателей и усмирил их панику.
— Критичного роста, наоборот, не выявляется, и регион, конечно, готов: открыты доп. отделения, закуплена аппаратура, сформирован четкий план работы. И нужно помнить, что послабление мер сделано не для того, чтобы теперь максимально контактировать друг с другом. Всё-таки не для кого ни секрет, что самоизоляция – это тяжёлый удар по разным уровням экономики края, поэтому постепенное восстановление вполне закономерно. Главное – это контроль за собой. А вот по людям со сниженным иммунитетом и хроническими заболеваниями должен решаться вопрос на рабочих местах в индивидуальном порядке, — дополнил своё высказывание в разговоре с AVOKADO Данил.
И хотя Даниил хирург, а не инфекционист, и выводы его, «логичны и СУБЪЕКТИВНЫ», самое главное, как признался нам сам автор, они несут в себе позитивный настрой.
Информации на этот счёт, отметим, нет не только в Кузбассе, но и за его пределами. Иначе не объяснишь, что разъяснения кузбасского врача «ушли в народ», они гуляют репостами по сети, их под заголовками "Кемеровский хирург объяснил, почему самоизоляцию снимают по время пандемии" растиражировали даже федеральные СМИ.
С другой стороны, факт остаётся фактом: количество зараженных в регионе продолжает расти, а пик мы ещё не преодолели. Во всяком случае, на это указывают данные оперштаба Кузбасса, судя по которым за последние дни произошёл резкий скачок выявленных заражённых за сутки.
И здесь снова приходится обращаться к опыту других стран, где снятие ограничений начинает работать не в самую положительную сторону. В Китае после снятия карантинного режима за сутки, 13 июня, было зарегистрировано 57 новых случаев заражения коронавирусом. Это был самый высокий показатель с середины апреля. В США ограничительные меры сняли в середине мая, тогда показатель инфицированных составлял не более 400 человек за сутки. На сегодняшний день порой это количество превышает 1000 больных за сутки.
Так что же послужило причиной снятия карантинных ограничений в Кузбассе? Может быть, то, что самый урбанизированный сибирский регион — Кузбасс всю пандемию гордо держался на лидирующих позициях по числу зараженных на сто тысяч населения? И даже В.В. Путин хвалил губернатора за оперативное принятие решений в этом вопросе. При 27,8 случаев заражений на 100 тысяч населения, Кузбасс занимает последнее место в антирейтинге, что можно считать отличным результатом. В другом антирейтинге за прошедшую неделю мы опустились с 5 на 6 место, так как прирост зараженных увеличился в 1,2 раза, а неделей ранее индекс составлял 1,4 раза. Но по стране показатель ниже, чем в нашем регионе и остаётся стабильным на протяжении двух недель – 1,1 раза.
Мы обращались с просьбой разъяснить причины и цели снятия ограничений на фоне роста количества заболевших во все причастные структуры, направили запросы, будучи уверенными в том, что дать разъяснения на эту тему, они просто кровно заинтересованы. Но мы ошибались. Вначале начался пинг-понг с перебрасыванием ответственности друг на друга. Затем в последний день отведённого законом семидневного срока на предоставление информации мы получили из Роспотребнадзора классическую отписку. Весь их ответ сводился к тому, что региональные структуры всё выполняют чётко по инструкции сверху, а именно по методическим рекомендациям Федеральной службы.
С теоретической методичкой мы, конечно, были знакомы. К слову, коэффициент распространения инфекции в России выводится особой формулой, отличной от той, которой пользуется весь мир. Во всём мире формула высчитывается, учитывая среднюю длину бессимптомного незаразного периода (Те), заразного периода до момента изоляции (Ti) и периода удвоения количества заболевших (T2) – R0. Когда R0<1, тогда эпидемия идёт на спад.
В России своя формула: Rt (число зарегистрированных больных за последние 4 дня/число зарегистрированных больных за предыдущие 4 дня).
Кузбасс на данный момент, согласно рекомендациям Роспотребнадзора, находится на II этапе. В методических рекомендациях от Федерального Управления Роспотребнадзора сообщается, что переходу на второй этап соответствуют следующие показатели:
- Rt < 0,8;
- свободный коечный фонд (СКФ) – не менее 50 % от нормативной потребности в инфекционных койках;
- охват тестированием не менее 90 на 100 тысяч населения в день.
Мы ждали от владеющих информацией специалистов конкретных цифр, аргументов и разъяснений для населения. Региональное Управление Роспотребнадзора предоставило нам их лишь со второй попытки после настоятельных просьб, хотя мы так и не поняли, что в них секретного. В любом случае, вот официальные данные по Кузбассу, на которые ориентируются специалисты в поэтапном снятии ограничительных мер:
- Rt – 0,43
- СКФ – 114,5 %, что означает – у нас свободных коек больше, чем требует нормативная потребность.
- охват тестированием – 212,8 на 100 тысяч человек в регионе.
Показатели, предоставленные Роспотребнадзором на 17 июня, соответствуют даже не второму этапу снятия ограничительных мер, а третьему, на котором возобновляется работа предприятий торговли и сфер услуг, без ограничения числа одновременно обслуживаемых посетителей, предприятий общественного питания с соблюдением дистанции, всех образовательных учреждений, гостиниц и мест отдыха. Но дело в том, что показатели Rt в Кузбассе постоянно варьируются и в последнее время идут в значительный рост.
Пользуясь формулой и ежедневными сводками о количестве новых заражённых в Кузбассе, мы самостоятельно посчитали значение коэффициента Rt. Таким образом, например, исключительно по нашим расчетам, на момент снятия первых ограничений, о которых властями было объявлено 29 мая Rt на 28 мая составил – 1,2. На первом этапе он должен составлять < 1. Тогда мы решили взять более ранние даты, 25 мая он составлял 1,1, ещё раньше, 20 мая – уже 0,8. На момент написания материала, 21 июня, Rt по региону составлял 3,2.
По данным на 21 июня, с начала пандемии в регионе COVID-19 заразились 1352 человека, за последние 4 дня – 253, что составляет практически 20 % от общего числа инфицированных за все время. Требуемыми Rt — 0,8 здесь и не пахнет.
Понятно, что решения о снятии ограничений принимаются по данным не за один день, и с учётом показателей СКФ и охвата тестированием, по которым у нас немалый запас прочности. Но помимо трёх основных, существуют ещё три дополнительных фактора:
- уровень летальности от COVID-19;
- уровень заболеваемости внебольничными пневмониями в сравнении со среднемноголетним уровнем;
- доля лиц, имеющих иммунитет к коронавирусной инфекции.
Со смертностью вопрос в Кузбассе неоднозначный. Некоторое время мы и вовсе занимали лидирующие позиции в печальном рейтинге по летальным исходам с диагнозом COVID-19 среди сибирских регионов. Кроме того, в соответствии с последними методическими рекомендациями Минздрава, в статистику летальности от COVID-19 не входят умершие, у которых коронавирусная инфекция была сопутствующим заболеванием. Также Минздрав не так давно сообщил о том, что бессимптомные зараженные более не учитываются в общей статистике. По каким причинам появились эти нововведения именно после снятия ограничений – нам неизвестно.
Уровень заболеваемости внебольничными пневмониями в сравнении со среднемноголетним уровнем нам выяснить так и не удалось. А относительно доли лиц, имеющих иммунитет к коронавирусной инфекции, региональное Управление Минздрава ответило следующее:
— Медицинскими организациями, по состоянию нa утро 22.06.2020, проведено
свыше 43,6 тысяч тестов, в 0,8 % выявляются серопозитивные результаты. При выявлении серопозитивного результата проводится забор биоматериала для проведения тестирования методом ПЦР и до получения результатов человек находится на самоизоляции, — сообщает ведомство.
Пытаясь выяснить то, что, как нам казалось, должно быть не просто открыто для населения, но донесено и разъяснено людям во избежание кривотолков и фейков, мы вынуждены констатировать, на наш взгляд, абсолютную информационную дыру в этом вопросе. К сожалению, спустя месяцы пандемии инстанции не могут договориться между собой и определить четкую структуру передачи информации и кивают друг на друга, как в доброй русской поговорке: «Работа, работа, перейди на Федота, с Федота – на Якова, с Якова – на всякого»…
На просьбу объяснить с медицинской точки зрения послабления на фоне роста заболеваемости Минздрав кивает на Роспотребнадзор, мол «мы лишь исполняем постановления»; Роспотребу – не до разъяснений, а оперштаб Кузбасса — это странички в социальных сетях с горячей линией без обратной связи.
В итоге людям так и остаётся непонятным, по какой причине количество заражённых в Кузбассе стало расти после ослаблений режима самоизоляции, зафиксирован ли выход на так называемое плато заболеваемости или пик ещё не пройден, а главное — почему число заражённых растёт, а ограничения снимают. Ну, не ради статистики же всё это, в самом деле…
Cледите за главными новостями Кемеровской области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».