Пикник не на обочине: что нужно знать о летних фестивалях
Лето – это не только солнце, отпуск, море, тёплые ночи, зелёные деревья, лонгборд и велосипед. Это пора фестивалей! От совсем небольших городских, традиционных до крупнейших событий, собирающих сотни тысяч человек. От детских праздников и книжных ярмарок до музыкальных гигантов с несколькими сценами и площадками. Сегодня мы расскажем тебе, что нужно иметь в виду, если ты решил отправиться на крупный музыкальный фестиваль. Ведь это может стать по-настоящему запоминающимся событием и лучшим отдыхом.
Как явление
Со времен "Monterey Pop Festival" и первого "Woodstock", а значит, на протяжении уже почти сорока лет, человечество определило для себя отличную форму летнего отдыха и времяпрепровождения. На сегодняшний день по всему миру проходит огромное количество всевозможных фестивалей с марта по ноябрь. События, объединяющие любителей рок-музыки – "Coachella", "Rock In Rio", "Rock am Ring". Фестивали электронной музыки – "Global Gathering", "Sensation", "Sonar". Или всё сразу на таких мастодонтах, как "Glastonbury", "Sziget", "Exit" и прочих. Фестиваль – это не только музыкальное действо со сборищем мировых звёзд в одном месте (хотя на это делается главный акцент). Это также чаще всего разнообразные маркеты, фудкорты, аттракционы, выставки современного искусства, лекции и даже тематические конференции. С каждым годом в мире появляются всё новые и новые фестивали, а самые ярые фанаты такого отдыха перемещаются по свету от одного к другому, потому как каждое событие само по себе уникально. Например, фестиваль "Donauinselfest" в Вене собрал пару лет назад более трёх миллионов (!) посетителей и на данный момент считается самым крупным в мире.
Как мода
Сложилась целая культура посещения летних фестивалей, даже независимо от того, какой они могут быть направленности. Хотя свои особенности, конечно, присутствуют у каждого. Если ты любитель старого рока, то легко себе представляешь, что обычно творится на соответствующих событиях. Поэтому, если этим летом ты собираешься заглянуть, скажем, на "Нашествие", то будь готов лицезреть не только запавших в душу с детства артистов, но и весь образ жизни самых неистовых фанатов "Короля и Шута". Тем не менее, каждый год количество посетителей фестиваля только увеличивается. За последние пять лет в России появилось сразу несколько привлекательных, новых и актуальных летних фестивалей. Помимо модных, хипстерских, и ставших уже народными Stereoleto и "Пикник Афиши", лето засверкало новыми красками – "Park Live", "Alfa Future People", "Bosco Fresh Fest", "Ahmad Tea Music Festival", "Дикая Мята" и многие другие. Это говорит о росте популярности такого времяпрепровождения, формировании новой культуры проведения таких праздников, где можно отдохнуть всей семьей, покрасоваться в ярком наряде и совсем забыть о стереотипах, связанных с масштабно-массовыми событиями.
Как стереотип
Музыкальный фестиваль чаще всего ассоциируется у простого обывателя с двумя крайностями: либо это секс, наркотики, реки алкоголя и массовое свинство, либо (что редко) это что-то из советского прошлого, с танцплощадками, немного "провокационным" джазом или выступлениями народных коллективов. И то и другое имеет место как в истории, так и в наши дни. К счастью, современный столичный формат фестивалей начинает доходить до окраин Родины, ломает устои и расширяет кругозор жителей региональных центров.
Как себя вести
Хоть раз в жизни побывать на музыкальном фестивале в Европе стоит каждому. Это почти так же, как искупаться в море. В море ни с чем несравнимой атмосферы и человеческих эмоций. Впрочем, эти ощущения сближают с некоторыми и российскими фестивалями. Чтобы не испортить впечатление от события, для начала нужно точно определиться с направлением, которое подойдет тебе больше всего. Твоя душа жаждет неистовых танцев, и чтобы Энтони Кидис поливал тебя водой со сцены? Бронируй билет на "Park Live". Музыка для тебя не на первом месте, но почему бы и не послушать фоном модных британских электронщиков лежа на травке, поедая крафтовый гирос? Отправляйся в Питер на "Stereoleto". На таких фестивалях каждый находит занятие по душе, организаторы специально продумывают всё до мелочей, учитывая разнообразные, избалованные Интернетом, вкусы современной публики. Крупные фестивали, проходящие за городом, включают в свои услуги кемпинг, аренду стоянок и всех необходимых принадлежностей на срок проведения события. У каждого фестиваля есть свой официальный сайт, где можно найти всю информацию и подробные инструкции о правилах поведения на территории. Там же можно забронировать билеты, подписаться на рассылку последних новостей. Вряд ли тебе удастся обойти все площадки, если ты попал на "Sziget", ведь это целых тринадцать (!) сцен, и это только музыкальные. Так что выбирай и планируй всё заранее. Пожертвуй Muse, ради Sigur Ros, например, ну, или наоборот. Только без паники.
Как одеваться
Как угодно. Опять же, зависит от формата фестиваля, ориентированного на определенную субкультуру или на простое, беззаботное времяпрепровождение на свежем воздухе. Для кого-то посещение летних фестивалей – это настоящий культ, для кого-то – лишь приятная прогулка, для кого-то – шанс узнать что-то новое или послушать любимую группу вживую. На хипстерских фестивалях можно увидеть много красивых и привлекательных людей как среди участников, так и среди посетителей. Осторожно! Посещение таких фестивалей может вызвать привычку к хорошему вкусу.
Как сэкономить
Поехать на финский "Flow" будет куда более выгодным вложением средств и сил, чем отправиться в Питер на сольный концерт любимой группы, где и звук ещё оставит желать лучшего. На фестивале же у тебя есть шанс услышать эту же группу с сонмом других, а время выступления сократится не намного, если это один из хедлайнеров. Кроме этого, "Flow" – это фестиваль визуальных искусств, огромная выставка достижений современных художников с кинопоказами и всяческими интерактивами. Таким образом, немного доплатив и доехав до Хельсинки, ты получаешь массу впечатлений на всю жизнь. Та же самая ситуация со столичными фестивалями, достаточно попасть на один "Park Live" и услышать за вечер всю плеяду: Red Hot Chili Peppers, Lana Del Rey, Сплин, John Newman.
– Прежде всего, европейские фестивали отличаются от российских масштабом и качеством. Часто их выносят далеко за город, где организаторы не стеснены в своих амбициях. Там и сцены побольше, и звук качественнее. Конечно, и у нас к этому стремятся изо всех сил, но всё же пока не дотягивают. Так, когда я был на выступлении Blur в Польше, а потом через неделю на них же в Москве, то сразу ощутил разницу. Фестивали похожи тем, что там люди как-то по-особому себя ведут, непринужденно общаются друг с другом в очередях, шутят и улыбаются. Каждый видит разные цели: меломаны не отходят от сцены и бегают между площадками, чтобы услышать как можно больше групп, гурманы кучкуются на фудкортах, редко и лениво подползая к сцене, хипстеры могут весь день проваляться на пледе, читая книгу. На "Пикнике Афиши" так вообще есть зона обучения, на одном из фестивалей я полдня провел именно там, получив немало деловых знакомств и навыков, этого уж точно не ждёшь от музыкального фестиваля. Питерский "Stereoleto", как по мне, как раз менее музыкальный, а скорее событийный. Там более концентрированно собраны всякие фишки с едой, маркетами, театральными микро-спектаклями. Лично для меня главный аспект – это хедлайнер фестиваля. Если выступают те, кого я люблю, то готов бежать сломя голову. Но чаще я стараюсь просто падать в объятия общей атмосферы, болтать с людьми, гулять от сцены к сцене и только к самому концу подходить ближе, чтобы быть слегка помятым танцами под главную группу фестиваля.
– Я была в Петербурге на разных фестивалях электронной музыки, от маленьких и супермаленьких до огромных. Мне нравятся такие мероприятия, особенно если качественный звук. Больше всего запомнился мультимедийный фестиваль "Электро-Механика" в 2014 году, когда играли Ben Frost, Love Cult, Clock DVA. И ещё аудиовизуальный фестиваль "HPL" в Музее Уличного Искусства прошлой осенью. Там всё было завязано на технических эффектах. На одной из площадок, в огромном цеху, было много лазеров, которые дополнительно создавали очень мистическую нереальную обстановку. Тот вечер ещё оставил впечатления от посещения фестиваля "Манифеста 10" в Эрмитаже, где в разных залах играла электронная музыка, был устроен даже своеобразный рейв. Где-то люди плясали, где-то лежали, где-то просто втыкали в происходящее. Было очень здорово. Вряд ли ещё удастся что-то подобное увидеть и услышать, ведь каждый фестиваль уникален сам по себе. На таких событиях я люблю танцевать или просто слушать, и всегда очень внимательно смотрю на визуальное оформление. Меня, как художника, вообще захватывает эта тема. Единственный минус – если это уличная площадка, то ночью бывает холодно.
– Мне довелось побывать на новосибирских фестивалях, проходящих на Алтае – "Дни энергии" и "Sunvibes", московских – "Bosco Fresh Fest" и "Пикник Афиши", венгерском – "Sziget". Если сравнить последний с отечественными фестивалями, то я бы не сказала, что наши сильно уступают. Например, "Sziget" длится несколько дней, а "Пикник Афиши" всего один, так что сравнивать лайн-ап будет некорректно – понятно, что на длинном фесте он богаче и красочнее. Территория там тоже больше, и, соответственно, больше всевозможных активностей. Главное отличие российских фестивалей от зарубежных – в масштабности события. У нас она, как правило, гораздо меньше. Я не знаю ни одного фестиваля в России, на который бы съезжалась вся Европа.
Лично для меня это отличная форма летнего отдыха. Помимо того, что это сразу несколько концертов уже знакомых групп, это ещё и возможность расширить собственные музыкальные горизонты. На фестивале "Sziget", к примеру, я, проходя мимо одной из сцен, заинтересовалась местной венгерской группой, осталась на всё их выступление и потом ещё долго слушала их песни после фестиваля. Подозреваю, что в ином случае я бы о них никогда не услышала. Да, на фестивале мне, прежде всего, интересна музыка. На какие-то аттракционы я обычно не особо обращаю внимания, да и не люблю тратить время в очередях. Хотя в Венгрии я не удержалась и сделала себе татуировку прямо на фестивале. Наверное, это было не очень разумно, но всё это произошло на волне "здесь и сейчас". Я даже не обратила внимания, что мастера работали в каком-то вагончике, и в случае появления претензий я бы не смогла их особо кому-то предъявить. Конечно же, летние фестивали – это новые знакомства. Большинство из них могут быть недолговечны, зато оставляют приятные воспоминания. Как-то получилось, что именно на алтайских фестивалях я встретила людей, с которыми уже много лет очень близко дружу. Отдельная тема разговора – еда. Летние фестивали – это настоящий праздник еды. В Венгрии была чудесная стоечка с кухнями разных народов, я каждый день пробовала там что-то новое, и почему-то всё было очень острое. В России на фестивалях я такого не замечала. У нас в этом плане на фудкортах творится сплошной фьюжн.
В Москве, помимо ежегодных устоявшихся событий, которые уже стали ожидаемыми, есть ещё традиционные бесплатные фестивали, на которых музыкальной активности меньше, но в списке исполнителей, тем не менее, можно встретить несколько хорошо знакомых имен. Ещё есть категория, которую я пока не научилась отслеживать – брендовые коммерческие фестивали, вроде Ahmad Tea Music Festival. Как правило, на них вход тоже бесплатный, но есть ограниченная по времени регистрация, куда надо успевать записываться сильно заранее.
А вот что касается устоявшихся стереотипов: на "Нашествии" все пьют до посинения и ищут мифического Валеру, на "Пикнике Афиши" сплошь везде хипстеры, а на Алтае не бывает похмелья (смеётся). На "Днях энергии" по традиции был размещен кемпинг. Мне нравилась атмосфера общего содружества и единения. Можно было просто ходить по лагерю, присоединяться к разным компаниям, знакомиться и тусоваться (знающие люди ходили с железными кружками на цепочке). Это был настоящий Woodstock какой-то!
Читайте также: Шесть арт-проектов, которые зародились в провинции, а известны всей стране
Автор: Михаил Багаев
Cледите за главными новостями Кемеровской области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».