Как работает система по официальным данным
На сегодняшний день в Москве более 45 тысяч зараженных COVID-19, пропускной режим для контроля обязательной самоизоляции был постепенно введён там с 10 апреля.
Как это работает в Москве? На сайте mos.ru любой житель Москвы может оформить пропуск, для этого ему нужно указать паспортные данные и цель получения разрешения на передвижение. Также существует возможность отправить СМС или позвонить на определенные номера и получить цифровой пропуск, который представляет собой специальный код, состоящий из цифр и букв. Пропуск (код) необходимо сохранить на мобильном устройстве, записать или распечатать, чтобы предъявить любым удобным способом представителям органов, осуществляющих контроль режима самоизоляции. При себе также необходимо иметь указанный в запросе документ, удостоверяющий личность.
При проверке сотрудник вводит данные цифрового пропуска на служебном устройстве, и получает информацию о дате и цели вашей поездки, а также сведения о владельце пропуска. Эти данные он сверяет с данными документа, удостоверяющего личность.
Пропуски предназначены для тех, кто планирует воспользоваться общественным транспортом, личным автомобилем или такси для передвижения по городу. Для тех, кто передвигается пешком, на данный момент пропускная система не работает, но лучше иметь при себе удостоверение личности.
Работающее население получает пропуски у работодателя.
Электронный код действителен в течение одного дня, и оформить его можно лишь два раза в неделю для неработающего населения в период самоизоляции.
В Красноярском крае, где 527 заражённых коронавирусом, пропускной режим введён с 21 апреля.
Для всех остальных случаев пропуск необходим. Действует он по той же схеме, как и в Московской области, оформить его можно на специальном сайте. А вот для тех, кто не имеет доступа в интернет, работает немного иная система: вольная объяснительная от руки с указанием цели прерывания самоизоляции, даты, времени возвращения, маршрута следования, при себе также необходимо иметь документ, удостоверяющий личность. Оформлять разовый пропуск можно 2 раза в сутки.
И в Москве и в Красноярском крае подлинность пропусков и их наличие проверяют с помощью специальных приложений патрулирующие полицейские. Оформляют документы на штраф в случае подделки пропусков либо их отсутствия также сотрудники полиции. На сегодняшний день за подобное правонарушение в Красноярске человеку придётся заплатить до 3 тысяч рублей (повторно — до 5 тысяч рублей). Должностному лицу — до 30 тысяч, а компаний — до 200 тысяч рублей.
Мы дозвонились в пресс-службу МВД по Красноярскому краю, чтобы узнать, каким образом там оформляются штрафы и что происходит с нарушителями. Диалог был следующий:
— Скажите, если происходит подобное правонарушение, вы, получается, просто отпускаете нарушителя?
— Вы о чём говорите? Ну, нет, в подвал садим, арестовываем. Конечно, отпускаем, даём рекомендации отправится домой и не нарушать режим самоизоляции, при этом оформляем материалы для дальнейшего административного разбирательства. Мы никого не задерживаем и до дома не провожаем.
Увещевают и наказывают рублём, стало быть, непослушных. Помогает ли? Узнали у местных.
Что говорят те, кто пропусками пользуется
Обратились к одной из жительниц Красноярска, у которой, к слову пропуска нет, несмотря на то, что порой по необходимости она передвигается на машине до продуктового гипермаркета. Вот как она прокомментировала патрулирование улиц и работу пропускного режима:
— Проверка сейчас проходит одним словом — никак. По крайней мере, это мои наблюдения. Как только погода стала тёплой — люди все вышли на улицы, посещают общественные места, у меня есть друзья, которые свободно гуляют, и никто их не штрафует. Даже не останавливает. Периодически только ездят полицейские машины с оповещением, что нужно сидеть дома. Правда, сначала штрафовали, на том же острове Татышева, где месяц назад патрулировали только так. А вчера люди могли спокойно там гулять. Лично меня никто не останавливал, не штрафовал. Вижу только, как выходят статьи, где пишут, сколько людей оштрафовали. Последняя цифра была — около 5000 человек. Интересно, где они их набирают… Опечатанная когда-то детская площадка во дворе уже вовсю наполнена детьми… Я, конечно, самостоятельно стараюсь на нарушать режим самоизоляции, тем более нахожусь на больничном. И выхожу до магазина и обратно, на машине до продуктового гипермаркета и до платного врача, ибо бесплатный из поликлиники идёт ко мне до сих пор…
На расстоянии выводы сделать не так просто, поэтому оставим информацию, как субъективное мнение отдельного человека. Жители же Москвы, наоборот, поделились информацией о том, как часто и много наблюдают полицейские патрули в городе:
— Вчера я поехала на дачу и впервые оформила разовый пропуск. До этого месяц вообще не передвигалась по городу. Пока добиралась до электрички на метро меня остановили сотрудники полиции и спросили пропуск. И уже в электричке повторно это сделал контролёр. Без пропуска у нас действительно не так просто проскочить. Вроде, кажется, как в многомиллионном городе можно уследить за каждым, но, видимо, большинство соблюдают самоизоляцию. За время моей поездки и метро и город были полупустыми, и останавливали практически каждого.
Такие разные комментарии и исходы. Но, как известно, и Москва совершила несколько ошибок во время внедрения пропускного режима — чего стоят огромные очереди в метро при проверке удостоверений личности на входе. Губернатор Кузбасса пока никаких чётких правил по пропускному режиму не озвучивал, но с уверенностью заявил, что опыт Москвы будет учтён. Это раз. А два — власти заявили, что внедряться пропуска в Кузбассе будут поэтапно, т.е. не на всей территории сразу. Вероятнее всего, под пропускной режим обязательной самоизоляции, в первую очередь, попадут территории с наибольшим количеством зараженных: Кемерово, Новокузнецк и Краснобродский. А по какому сценарию пойдет развитие пропускных событий — красноярскому или московскому — посмотрим.
А в заявленной Минкомсвязью в число первоочередных Ярославской области объявленное властями введение пропусков отложили. Власти Хабаровска вводить пропуска и вовсе отказались. Ограничения не планируются и в Брянской области, потому что в регионе, в отличие от Москвы и Подмосковья, не хватает камер слежения. То есть контроль за пропускным режимом осуществлять почти нереально.