Итак, куда пропадают деньги? Может быть, есть такое место, куда они тихо, не привлекая ненужного внимания, уходят умирать? Это бы объясняло, почему при доходе в семьдесят тысяч рублей на семью из пяти человек, иногда в моём кошельке лежит одинокая денежка, которую нужно растянуть на три дня.
Кстати, хоть наша семья и многодетная (у нас – трое), но мы не являемся малообеспеченными, потому что наш среднедушевой доход превышает прожиточный минимум – 10 339 рублей (за третий квартал 2019, г. Кемерово). Поэтому у нас нет никаких льгот, скидок и пособий. За всё мы платим на общих основаниях.
Из нашего ежемесячного дохода в семьдесят тысяч рублей, пятьдесят – это обязательные траты. Сюда входят расходы на питание, оплата ЖКХ, питание в школе, оплата детского сада и дополнительных занятий, медицинское обслуживание, одежда и обувь для всей семьи.
И это только те расходы, которые сократить невозможно. Почему? Судите сами.
Старший сын – шестиклассник ростом 170 сантиметров и весом 40 килограммов. Одеть его выходит в такую сумму, что запросто можно было бы купить небольшую африканскую деревню.
Ну не шьют на тощих и высоких недорогую одежду, в которой ребёнок не выглядел бы как беспризорник. Хочешь приличный вид – раскошеливайся.
Но моя основная боль – это обувь. У моего тощего шестиклассника сорок третий размер ноги. Узкий сорок третий размер ноги.
К школе ему нужно купить три пары обуви: туфли, кроссовки и сменку. А через месяц – осенние ботинки. А ещё через месяц – зимние. А через три – весенние, потому что осенние уже малы.
Да и это всё можно пережить, если бы не одно но: все школьные вещи, которые были куплены в сентябре, в январе уже всё. Брюки вызывающе обтягивают худые ноги, рубахи – трещат в плечах.
А как сократить траты на питание? Сейчас ведь тысяча рублей – это не деньги, это – входной билет в супермаркет. Купить на эту сумму нечего, так только, зайти посмотреть, как в музей.
Ежемесячные расходы на коммунальные платежи, оплата питания в школе, детского сада и развивающих занятий – всё это съедает огромную часть бюджета.
Отдельной графой стоит выделить медицинское обслуживание. Наша детская поликлиника по месту жительства годится лишь для того, чтобы выписать справку в школу. Сдать там анализы – значит, гарантированно поймать заразу в очереди. Попасть к специалистам не выйдет – их просто нет.
Что касается взрослой поликлиники, то тут можно обозначить лишь одну причину: работающему человеку никогда не удастся пройти обследования и посетить врача. Да, время работы поликлиники удивительным образом совпадает с рабочими часами обычного человека.
Вся оставшаяся после обязательных платежей сумма уходит на проезд, такси, внеплановый спектакль в садике, подарки на праздники и всякие мелочи, которые не упомнишь.
Поэтому я не понимаю, как можно прожить на тот минимум, который нам щедро определило государство, если даже суммы, которая несколько больше, хватает с трудом.
Но, ещё больше я не понимаю, как моя близкая подруга живёт всей семьей, в которой двое детей, на тридцать пять тысяч рублей в месяц. И им хватает!
Мы с подругой почти в одинаковом положении: обе в декрете, старшие дети учатся в школе и примерно одного возраста, обе сидим на крепких, жилистых шеях мужей. Только у меня есть ещё третий ребёнок, но он не та самая бездонная бочка, в которой оседают купюры с тремя нолями. Объективно, на него тратится не так уж много денег.
Как-то, прихватив тортик, я нагрянула к ней на чай и выпытала секреты её магии: как жить на сумму, которая меньше прожиточного минимума в пересчете на человека.
Оказалось, магии тут нет никакой. Зато есть огромный труд по поиску акций в продуктовых магазинах, скидок на одежду и товаров на "Авито" в хорошем состоянии. На вопрос, где она берёт на это время, подруга пожала плечами.
Ежемесячные обязательные расходы в её семье составляют около 25 000 рублей. У них, как у малообеспеченных, есть льгота на оплату детского сада.
Расходы на ЖКХ и образование детей у нас с ней примерно одинаковые. А вот расходы на одежду и питание отличаются в разы. И если с одеждой я могу согласиться – у неё нет тощего шестиклассника с сорок третьим размером ноги, то, как она умудряется кормить всю семью на небольшую сумму, для меня стало загадкой.
Оказалось всё просто. В то время, когда я беру, к примеру, гречку стоимостью двести рублей за полтора кг, моя подруга за такую же цену покупает три килограмма. Правда, я трачу деньги, а она – время на перебрать зерна от мусора.
Она покупает целую курицу за 160 рублей и сама её разделывает, в то время как я беру 800 граммов куриного филе за 200 рублей.
Детям я покупаю спрей в нос от насморка за двести пятьдесят рублей, а она – капли в нос за сто. Объём одинаковый.
Да и в целом, в аптеке я оставляю всегда гораздо большую сумму, чем подруга, потому что она всегда берёт дженерики – более дешёвый аналог назначенного лекарства, а не оригинал.
А ещё у них совсем нет трат на медицинскую помощь. Подруга говорит, что иногда они, конечно, обращаются к платной медицине, но это бывает настолько редко, что в ежемесячные расходы вносить бессмысленно. Для них государственная медицина бесплатна. И дай Бог им здоровья!
Что же выходит? Уменьшить наши расходы можно, надо всего лишь потратить время на поиски скидок и распродаж, а заодно проявить смекалку и фантазию, чтобы приготовить из продуктов по акции шедевр. А ещё перебрать гречку, которая за невысокую цену будет с мусором, разделать куриную тушу и вызубрить справочник аналогов лекарственных средств.
Нет времени и смекалки? Готовься к тому, что деньги будут улетать со скоростью света.
В общем, наших доходов мне мало. Все наши траты – нужные и что-то сократить очень непросто.
Хотя, одно радует: сейчас у мужа и старшего сына один размер ноги. И, по-моему, в следующем году папка будет донашивать обувь за собственным ребёнком. На этом и сэкономим.