Топ-5 локаций для промышленного туризма в Новокузнецке
На данный момент промышленный туризм для ЕВРАЗ ЗСМК – перспективное направление, но не действующая индустрия. Но планы по организации полноценных туров у руководства предприятия есть. Да и комплексный маршрут, по сути, практически готов, в чём мы убедились на собственном примере. Он займёт у потенциального туриста целый день и будет очень насыщенным. Мы выделили для себя пять наиболее впечатляющих и необходимых для изучения локаций.
Заранее предупреждаем потенциальных промышленных туристов: тур по новокузнецкой металлургии займёт, как минимум, целый день. Металлургический комбинат по своим размерам сравним с небольшим городом. Просто, чтобы объехать все его улицы (а здесь настоящие улицы, с названиями) нужно больше пяти часов.
Научно-технический музей имени И. П. Бардина
Каким бы банальным не казалось жаждущему впечатлений туристу посещение музея, начинать точно стоит отсюда. Постоянная экспозиция музея полностью сосредоточена на металлургии, а гиды не только познакомят с историей развития, но и объяснят, как это всё вообще работает. В дальнейшем путешествии это вам пригодится.

Музей небольшой, но крайне занятный и очень неплохо оснащённый технически. Многие экспозиции подвижны, интерактива полно, так что проследить «путь металла» будет легко.
Ну и деяния инженера Ивана Бардина, имя которого носит музей, точно стоят того, чтобы узнать о нём побольше. Для Новокузнецка это фигура, по уровню своего влияния на процесс, равнозначная фигуре Гэндальфа для Средиземья. И музей относится к ней соответственно – кабинет инженера выглядит так, словно хозяин вот-вот вернётся.
В общем, научно-технический музей – это теоретическая подготовка перед вашим промышленным туром. Поверьте, с полученными здесь знаниями, экскурсия на производство будет намного интереснее.
Очистные сооружения
Для работы с металлом нужно много воды. Очень. Ее используют при подготовке сырья, в прокатном производстве, при охлаждении готового продукта. Доменные печи, прокатное оборудование, готовый продукт – всё это требует охлаждения. А ведь вода нужна ещё для газоочистки.

Вот только сделавшую своё дело воду потом нужно возвращать природе. А в том виде, в каком она поступает из цеха, это категорически невозможно. Вот для этого и нужны очистные сооружения – здесь вода проходит сложный и многоступенчатый процесс очистки. И неравнодушные к проблемам экологии туристы могут его проследить: полюбоваться на пруд гидрозолоудаления и огромные очистительные ёмкости, а главное – заглянуть в лабораторию, где проверяется качество воды. Да, чтобы не быть голословными, сотрудники очистных сооружений наливают воду в прозрачную кружку (действительно чистая).
Очистных сооружений на ЕВРАЗ ЗСМК, разумеется, немало – металлургический гигант всё-таки. Но наиболее интересная локация для туристов – новый природоохранный объект, обрабатывающий воду, поступающую с территории цеха рельсового проката. Он самый новый, самый современный и, объективно, самый интересный.
Возможно, через годы, когда промышленный туризм в Новокузнецке встанет на ноги и окрепнет, у тех, кого интересует именно экология, будет возможность для специализированного тура. Как рассказывала главный эколог ЕВРАЗ ЗСМК Галина Демидова, предприятие тратит на экологию миллиарды рублей, а сооружений, как водных, так и воздушных здесь очень много.
Комплекс разливочных машин
Вот тут уже начинается настоящая металлургия – с лязгом, реками металла и пыщь-искрами. Другими словами, поклонники «Терминатора - 2», вы пришли по адресу, процесс разлива чугуна вам точно понравится. О новеньком комплексе ЕВРАЗ ЗСМК и его мощностях мы уже писали, давайте сосредоточимся на эстетической составляющей процесса – мы ведь туристы всё-таки.

Циклопических размеров ковш по рельсам подкатывают к разливочной машине, жидкий металл льётся из неё на конвейер и плавно уходит на охлаждение. А рядом с огненной рекой, среди снопов искр, ходят до невозможности суровые металлурги и бесстрашно корректируют потоки раскалённого чугуна деревянными шестами. Красотища!
Впрочем, туристов так близко к металлу не подпустят, технику безопасности никто не отменял. Для них есть мостки, с которых весь процесс разлива виден, как на ладони. Их как будто специально строили для видеосъёмки и селфи.
Правда, по ходу того, как вникаешь в процесс, возникает масса вопросов к режиссёру Джеймсу Кэмерону. Например, почему в его фильме конвейер доставил железного Арни не прямиком в ковш, а на площадку рядом с ним? Почему в цеху с полным ковшом готового к разливке металла резвились только Конноры и терминаторы, куда делись металлурги? Ну и так далее.

Что касается самого чугуна, то из разливочной машины конвейер несёт его прямиком на охлаждение – за 20 секунд температура «чушек» снижается с 1200 до 500 градусов. Это уже твёрдый металл, который можно спокойно грузить и складировать. Процесс погрузки вы тоже увидите – после охлаждения чугунные чушки с весёлым грохотом высыпаются с конвейера прямиком в грузовые вагоны с приличной высоты.
«Эйфелева башня»
150-метровая башня комплекса газоочистки действительно напоминает творение Гюстава Эйфеля. Но функция у неё не декоративная, а вовсе даже экологическая.

Башня построена в рамках проекта «Чистый воздух» и три из четырёх её труб предназначены для выведения очищенных дымовых газов. А вот четвёртая – это лестничный марш. И именно она будет интересовать нас в первую очередь. Только представьте себе, какой потрясающий вид откроется с её вершины! Какой индустриальный пейзаж можно запечатлеть на смартфон! У кого ещё найдутся такие селфи? А сколько адреналина выплеснется в кровь, если подняться на башню в ветреную погоду!
Впрочем, подъём на башню – вопрос не решенный, вряд ли на комбинате разрешат туристам лезть на такую высоту. Да и не каждый человек осилит - 150 метров крутых ступеней. Хотя вид и селфи у её подножия тоже будет хорошим дополнением к фото с раскаленным металлом и другими индустриальными пейзажами.
Рельсовый прокат
Гордость ЕВРАЗ ЗСМК, жемчужина экскурсии и однозначно самая впечатляющая локация. Обязательно оставляем её на финал, чтобы завершить тур на эмоциональном пике.

Можно написать много слов о том, как неуклюжие стальные заготовки у тебя на глазах превращаются в рельсы. Можно подробно и качественно заснять на видео весь процесс производства знаменитых 100-метровых рельсов, из которых прямо сейчас собирают новую высокоскоростную магистраль «Москва – Санкт-Петербург». Можно привести в пример красивые цифры про 161 тысячу тонн рельсовой продукции, которую здесь произведут в ближайшие два года. Но всё это даже приблизительно не передаст ощущений от пребывания на производстве.
Нужно почувствовать на своём лице жар от печи, в которой раскаляются заготовки; ощутить вибрацию от работы могучих механизмов, услышать их гул и лязг, самолично пройти по бесконечным галереям от старта до финиша. Это действительно очень впечатляет. Даже журналистов, которые по умолчанию настроены скептически. Когда автобус покидал территорию комбината, именно эти впечатления хотелось вспоминать и обсуждать.
Cледите за главными новостями Кемеровской области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».