В главной роли — Крым: 10 фильмов, снятых на полуострове

Тот факт, что Крым – средоточие культурных смыслов и одна из колыбелей европейской и российской истории, мало у кого вызывает сомнения. Но важно ещё и то, что это на редкость кинематографическое место, и там были сняты сотни кинофильмов. Вот почему Avokado решил вспомнить, какие стоящие киноленты снимались в Крыму, сделав при этом акцент на нестареющих советских классиках и задорных российских современниках.

09.11.2015  14:32
577

Три плюс два

"Клянёмся не бриться, не пить, не курить и остаться дикарями. Аминь. То есть ура!" – с этой предобеденной клятвы начинается одна из любимых летних советских комедий (зимнюю ты каждый год смотришь под шампанское и заливную рыбу). Фильм, снятый по сценарию того самого Сергея Михалкова, можно пересматривать многократно, каждый раз помирая от хохота. Сюжет о постепенном перерастании геополитического конфликта (по поводу места палаточной стоянки на крымском берегу) между парнями и девушками в любовь и добрососедские отношения известен, наверное, всем. Множество до сих пор смешных моментов, а также наивность, открытость и чистота среднестатистических советских молодых людей, роли которых исполнили, в частности, двадцатидвухлетние Андрей Миронов и Евгений Жариков, – вот за что мы готовы снова и снова смотреть эту светлую курортную кинокартину.

До свидания, мальчики!

Безо всяких преувеличений, это один из лучших фильмов о Великой Отечественной войне. Хотя самой войны в киноленте почти нет, только немного кадров военной кинохроники, радостные объятия солдат-победителей да короткие фразы-пророчества о том, как дальше сложится судьба героев. Фильм показывает несколько дней из ещё беззаботной жизни нескольких старшеклассников, которые готовятся к экзаменам, купаются в море, думают о поступлении в военное училище. И чем беззаботнее и счастливее выглядят герои на тёплом крымском песочке, тем острее чувствует зритель, что этот рай совсем скоро будет потерян, а из четырёх лет предстоящего военного ада многие не вернутся живыми.

День гнева

В этом фильме Крым исполняет роль загадочного, жутковатого заповедника, в который держит путь известный журналист Дональд Бетли, надеющийся снять очередную интересную документалку и заработать на этом приличные деньги. Прибыв на место, Бетли замечает всё больше странностей в поведении местных жителей, которые, по-видимому, не совсем люди. Нависающие зловещей тенью крымские горы и непролазные кустарники отлично создают атмосферу советской философской фантастики в лучших традициях "Сталкера", "Дознания пилота Пиркса" и "Отеля "У погибшего альпиниста"".

Асса

Культовый фильм Сергея Соловьёва, до сих пор воспринимаемый как протестный киноманифест молодёжи позднеперестроечного СССР, показывает нам зимнюю Ялту – мрачную и почти что апокалиптическую, особенно, если смотреть на неё из медленно плывущего вагончика фуникулёра под песню "Город золотой" в исполнении Бориса Гребенщикова. Именно в этой холодной и угнетающей обстановке главная героиня, сыгранная Татьяной Друбич, встречает романтического чудака по прозвищу Бананан, такого непохожего на её взрослого "покровителя" – криминального деятеля Крымова. Неподражаемый колорит соловьёвской романтики и социального абсурда дополняется кучей странных персонажей, каждый из которых – отдельный симптом болезни страны недоразвитого социализма. И эта страна, конечно, ждёт перемен. С сигаретами в руках и чаем на столе.

Дневник его жены

Фильм по сценарию Авдотьи Смирновой о жизни русского писателя Ивана Бунина во французской эмиграции, о сложных семейных отношениях и получении заветной Нобелевки. В роли писателя страстно и достоверно выступил отец сценаристки Андрей Смирнов, а Крым на этот раз сыграл роль французской Ривьеры, и сделал это так, что сами французы с трудом верили, что это Ялта, а не Грасс. Фильм можно критиковать за некоторые вольности в обращении с подлинным историческим материалом, но яркие актёрские работы, живописная местность и утончённые диалоги, сдобренные бунинским хлёстким словцом, уж точно достойны твоего внимания.

Коктебель

Мальчик и его отец, очевидно, попавший в непростую жизненную ситуацию, пешком идут через половину страны, направляясь в Крым, в полумифический Коктебель, в который мальчик никак не может до конца поверить и в котором всё хорошо и тёплый воздух поднимает птиц высоко в небо. Как и в любом отличном роуд-муви, в этой картине есть всё: испытания и повод поразмышлять о своём месте в мире, скромная красота родной страны и повседневная жизнь других людей, которая со стороны всегда кажется немного странной, долгий путь к близкому человеку и желанная цель где-то за ускользающим горизонтом. Дебютная работа режиссёров Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского была удостоена нескольких призов на кинофестивалях, хотя назвать фильм "фестивальным" язык не повернётся. Это просто хорошее кино.

Марс

Дебютная полнометражка Анны Меликян, известной по более поздним фильмам "Русалка" и "Звезда". Фантазийный авторский стиль в этом фильме превратил Крым в неуютное, но полусказочное, игрушечное пространство. Уставшего от жизни боксёра-дальтоника (Гоша Куценко) судьба занесла в приморский городок со странным названием Марс (от как бы настоящего названия Маркс – ну а что, есть же в России город Энгельс – отвалилась буква К). В городке много чудаков и почти все работают на игрушечной фабрике, странновато одеваются и носят с собой игрушки. Как водится, случайный гость застревает в этом искривлённом мире, понемногу вплетаясь в существование его жителей. А ещё в этом фильме Гоша поёт под электронный бит о том, что у кометы есть хвосты, а у кошки есть коты.

Водитель для Веры

Современный Крым нулевых годов в фильме Павла Чухрая успешно играет роль Крыма из золотого советского прошлого 1960-х годов: работа оператора, цветоустановщика, художника и костюмеров просто на загляденье. Музыкой Эдуарда Артемьева можно заслушаться. Но при всей внешней красоте пейзажа и сдержанной роскоши генеральской дачи в Крыму, события, изображённые в фильме, весьма драматичны и даже трагичны. Любовная история красавчика водителя и хромой генеральской дочки Веры, и без того непростая, развивается на фоне противоборства армии и КГБ, а мы все знаем, что такое отдельный человек для глобальных исторических процессов. Тут тебе и мелодрама, и остросюжетный политический (почти шпионский) триллер, и зарисовки из быта номенклатурных шестидесятников.

Дикари

Залихватская пляжная комедия, суть которой вполне отражает слоган "Полтора часа лета!". Герои этого фильма каждый год приезжают в одно и то же место на побережье Крыма. Там уже сложились свои традиции и принципы жизни. Повелителями "дикого государства" являются Мистер (Марат Башаров) и Ай-яй (Гоша Куценко), а остальные жители летней страны со странными прозвищами и неопределённым родом занятий отдыхают на всю катушку – в безудержном веселье, алкогольном опьянении и постоянной влюблённости в девушек различной степени очаровательности. Юмор и своеобразная жизненная философия этого лёгкого, но местами вполне экзистенциалистского фильма о дружбе, любви и призрачном смысле жизни выполнены в режиме 18+: и крепкое словцо, и полуобнажённые тела (на фоне невероятной крымской природы) на экране присутствуют. Все это помогло картине собрать в отечественном прокате аж $1,64 млн, что более чем в два раза "отбило" скромный восьмисоттысячный бюджет.

Шапито-шоу

Cледите за главными новостями Кемеровской области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».

Теги: WEEKEND