Забытые традиции на Масленицу: чем заняться на праздничной неделе, чтобы весна оказалась успешной?
Начать празднование Масленицы было необходимо с подготовки традиционных угощений. Особое внимание уделяли ритуальной трапезе перед Великим постом, которая символизировала «моделирование» будущей сытой жизни. Самым известным масленичным блюдом были блины, которые ставили на стол.

«Все знают, что на масленицу пекут блины, что нужно устраивать состязания и всю неделю гулять» - рассказывает эксперт.
Блины в эту неделю можно было готовить как угодно: с начинкой из творога, сметаны, фруктов или мясных продуктов – из всего, на что хозяюшкам хватало фантазии. Также стоит обратить внимание на то, что блины были тонкими и золотистыми, чтобы они были похожи на солнце – вестник тепла.

«Если говорить про игры и про развлечения, связанные с блинами, то была такая интересная игра – «Выпекать блины». Водящий брал из дома хлебную лопату, догонял соседа, хлопал его ей. Это называлось «Припечь блин». Ну и дальше тот, кого, соответственно, припекли, становился водящим. И таким образом игра продолжалась» - делится знаниями Полина.
После того как блины были готовы и съедены, наши предки собирали друзей, соседей, прохожих с улицы, чтобы наконец начать народные гуляния. Самым известным был обряд катаний. Обязательно нужно было кататься «по солнцу», то есть по часовой стрелке, так люди помогали солнцу быстрее двигаться, приближая весну.

« На Масленицу в разных районах Кузбасса существовала традиция конных бегов. В некоторых селах этнографы фиксируют такую традицию, что и парни, и девушки соревновались в конных бегах, причем кони должны были въезжать в гору, девушки ехали первые, а парни должны были их догнать» - рассказывает Полина.
Еще одним из таких забытых обычаев является «масленичный поезд». В «масленичном поезде» люди собирались вместе, чтобы разыграть шуточные представления, нарядившись в костюмы царя, генералов и шутов. Интересно, что на Масленицу катались на самых разных предметах. Это могли быть подмороженные пимы(валенки-прим.ред), корзины, санки и даже шкуры. Спуск с горы символизировал магию, связанную с обильным урожаем. А если кататься на шкуре, которая также ассоциируется с богатством, то это считалось особенно благоприятным знаком, предвещающим щедрый и урожайный год.

«Сооружали целую вереницу коней, которые были запряжены в сани, в кошева (широкие и глубокие сани – прим. ред), иногда даже запрягали коня в лодку, а иногда вместо коней запрягали парней. И вот эта вереница людей ездила по деревне. Также на этих лодках или санях сидели женщины, которые изображали прях и заметали дорогу зиме» - отмечает Полина.
Для многих остаются загадкой обычаи, в которых существует особая связь Масленицы с тещей. Так, на масленичной неделе в среду, теща должна угостить зятя блинами. А в пятницу наоборот, зять должен вдоволь угостить маму жены.

«В Масленичную неделю существовал особый почет для молодоженов. Было принято навещать родственников невесты, поэтому и появились «тещины» блины. А вот ту молодежь, которая жениться не хотела, ее не потчевали блинами, а, наоборот, «закатывали в снег». Например, на холостых парнях могли 3-4 человека катиться с горы, использовать их вместо санок» - пугает неженатых кузбассовцев наша эксперт.
На протяжении всей Масленицы местные жители собирались, чтобы построить снежный город, который затем становился ареной для битв. В последний день праздника проходили красочные сражения, где одни участники изображали аборигенов Сибири, а другие — казаков. Эта игра символизировала переход от зимы к весне.

«В основном сейчас мы бьемся мешками, лазаем на столб, перетягиваем канат. А тогда развлечения были самые разные. Парни брали на руки девушек, и кто дольше продержит свою девушку, тот и выиграл. Из таких состязаний, которые были только в Сибири, в отличие от других частей России, намного дольше просуществовали кулачные бои, которые там уже были запрещены. А у нас в Сибири больше сохранилось архаичных традиций, поэтому кулачные бои остались» - рассказывает доцент КемГИК.
Кульминацией праздника обычно становится сжигание чучела Масленицы. Это символ окончания зимы и прихода весеннего тепла. Построение большого костра, вокруг которого собираются все желающие. Однако не все знают историю «горящей бабы».

«Мы все привыкли, что чучело масленицы у нас, это, конечно же, непременно женщина в русском наряде. Причем сейчас ее стараются сделать такой лобочной, красивой. На самом деле это не совсем правильно, потому что чучело ассоциируется со всем старым. И масленицу в сибирских селах делали как раз наоборот страшную, уродливую, отвратительную, как отмечают этнографы. На нее надевали старую одежду, обматывали ее старыми какими-то тряпками, лохмотьями, делали и рисовали сажей ей страшное лицо», - учит Полина Абрамова.
Чучело не всегда было связано с женскими образами, были и другие вариации, которые существовали в разных регионах, особенно в Сибири. Здесь фиксировались случаи, когда масленица изображалась с мужскими атрибутами. Также встречались варианты, когда масленица представляла собой перевернутую ступу, на которую надевали шубу, или шест, обмотанный соломой.

Несмотря на разнообразие форм, суть оставалась одинаковой: масленицу обязательно нужно было сжигать, хотя в некоторых селах вместо сжигания ее просто разрывали и выбрасывали за пределы деревни. В костер, где горело чучело, также бросали старые вещи, что символизировало избавление от ненужного и подготовку к новому. Это был важный ритуал, который означал, что весной должно родиться что-то новое.
«Было принято на Масленицу рядиться. Облачались в различных персонажей. Однако маски старались не надевать. Потому что надевать маску считалось большим грехом, считалось, что так можно переродиться в чертей. На святки можно было потом искупаться в проруби на крещение и таким образом себя от греха очистить. На Масленицу такой возможности уже не было, именно поэтому на Масленицу в чертей не рядились. У нас в Сибири могли наряжаться в шаманов. Ну и, например, молодежь рядилась в стариков и старух. Парни рядились в девок, а девки наоборот» - рассказывает Полина.

Каждый из этих обрядов должен был быть сопровожден смехом и радостью. Крестьяне рассказывали истории с главными персонажами — Масленицей, Блином и Воеводой — реальные события, высмеивали таким образом проступки односельчан и знакомых. На Масленицу ради смеха можно было «продергивать» даже барина, полицию и губернатора, а иногда и царя.
Cледите за главными новостями Кемеровской области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».