Новый вид травли в интернете: фейковые обвинения в зараженности COVID-19

С началом распространения COVID-19 отделить правду от лжи стало сложнее. В основном из-за всеобщего страха, а страх за жизнь один из самых сильных. В Кузбассе фейковые обвинения начались с «нулевых» зараженных.

27.04.2020  18:10
Общество
811

Кемерово — город, по меркам мегаполисов, небольшой, и информация в нём разлетается быстро. Вот и история о том, что парочка влюбленных вернулась из итальянского романтического путешествия и привезла с собой в Кузбасс инфекцию, разлетелась моментально. Чуть позже в официальных пресс-релизах появилась информация о первых инфицированных коронавирусом в Кемерове. В разных социальных сетях на следующий же день появились посты такого характера:

— "Нулевые пациенты" коронавируса в Кузбассе — это мужчина и женщина средних лет. Известно, что они выехали в страны западной Европы, когда там уже был выявлен вирус. <...> А по приезду почти две недели жили своей обычной жизнью. Женщина из этой пары путешественников — функционер организации поддержки малого бизнеса "Опора России", а также директор частного детского сада, — подобное с дополнительными вымышленными фактами было опубликовано во многих группах в социальных сетях.

Первые публикации были предположением, но, как водится, предположения обрастали подробностями, а апогеем происходящего стало и вовсе обнародование в одном из телеграм-каналов фамилии первой зараженной — Мария Старинчикова. Пикантности ситуации придавал тот факт, что Мария – небезызвестный в Кемерове человек: исполнительный директор регионального отделения общественной организации «Опора России». Даме приписали и любовника, и частный детский сад, который у неё, к слову, был, только несколько лет назад.

После первого же поста Мария сразу решила для себя, что смысла оправдываться, доказывая, что она не верблюд, нет. Оставив в одной из социальный сетей пост, который был открыт только для друзей, и пояснив в нём, что все это неправда, подбрасывать дров в топку чьих-то интересов умная женщина не стала. Хотя авторы фейка требовали от неё и селфи, и видео, и прочих доказательств. Они так увлеклись, что даже раскрыли фамилию своего «главного информатора». А по сути, оклеветали ещё одного человека, участницу движения Общероссийского народного фронта Лику Круталевич.

— Лику просто так приписали, чтобы отвести внимание от тех людей, которые действительно причастны к клевете. Но она сразу же обратилась ко мне в публичном сообщении. А мне всё это было смешно, честно. Я с самого начала смеялась над каждым их словом, — поделилась с нами Мария Старинчикова.

Ситуация осложнилась тем, что в это самое время Мария провела форум. И некоторые люди, даже знакомые, стали обвинять «заражённую» в безответственности, социальные сети негодовали. Но и тогда Мария не перестала относиться ко всему произошедшему с юмором. Она и её близкие знали, что в Италии она не была, и уж тем более любовницей второго инфицированного не являлась.

— Знаете, у меня никогда не было проблемы определить, фейковая новость или нет. Вижу информацию — проверяю. Это обычное логическое мышление и информационная чистоплотность. Кстати, в этом плане меня многому научила трагедия в «Зимней вишне», вокруг которой фейков было слишком много. Знаю, что я не первая, кого ложно обвинили авторы телеграм-канала. Только, если раньше у них были какие-то минимальные совпадения, то в истории со мной вся информация оказалась просто вымышлена.

Обвинить можно и невинного, но обличить только виновного. Те, кто всё это заварил, были обличены. Они подчистили свои каналы и группы от собственных фейковых испражнений. И извинились. Но даже принося извинения, они перекладывали вину за свой конфуз на Марию: «Редакция нашего канала приносит глубокие извинения Марии Старинчиковой за все неудобства, причиненные нашими публикациями. Отметим, что если бы Мария согласилась сразу дать нам доказательства нашей ошибки, мы бы извинились раньше. Это нас полностью не оправдывает, но в нынешней ситуации информационного хаоса, путаются и гораздо более матерые инфо-волки. Подвёл источник. Ещё раз извините». Публикация группы от 25 марта, далее в сообщении они не забыли и ткнуть носом других журналистов, совершающих подобные ошибки. Якобы последуйте нашему прекрасному примеру. Похоже на детский сад. Ведь у взрослых вероятность не имеет значения, когда событие уже произошло, и нужно отвечать.

Что делать, когда клевета пугает?

Клевета грешников — испытание благочестивых. Кому-то, как Марии, подобное даётся легко и с улыбкой, а кому-то становится по-настоящему страшно. Ведь никогда нельзя предугадать, на что способны люди, движимые инстинктом самосохранения. И вторая наша собеседница — тоже жертва фейковой информации — решила не пускать ситуацию на самотёк и обратилась за консультацией в прокуратуру. Анна Дейтер почти две недели назад приехала из Москвы к маме в кузбасский посёлок и добросовестно, несмотря на отсутствие симптомов, села на карантин. Анна ни разу за две недели не вышла из дома, но и её не обошла клевета.

— Комментарий я видела один, и еще один мне успела прислать подруга (его оперативно почистили люди, которые ведут страницу мэра Анжеро-Судженска). Но я решила, что следует пояснить окружающим, что просто так обвинять людей нельзя. И поэтому написала о том, что обратилась за консультацией в прокуратуру. И лично обратилась к той даме, которая распространила слух, с предупреждением о том, что за свои слова она может понести уголовную ответственность. Это возымело результат: свой пост дама удалила. Через родных и, надо сказать, не в самой лестной форме я регулярно получаю сведения о том, как отзываются о приехавших домой из Москвы людях. Досталось и моим родным. Маму избегали в поликлинике, пока она не ушла в плановый отпуск. Родственникам говорят разные неприятные вещи. Не знаю, как будут идти дела дальше, ведь после приезда я ещё не выходила ни разу из дома, — рассказывает Анна. — Жду результатов теста на коронавирус. И хоть он придёт намного позже окончания моей самоизоляции — без его отрицательных результатов из дома я ни ногой, страшно. А реакции людей я по-настоящему боюсь — в таких ситуациях они могут повести себя непредсказуемым образом. Все напуганы «ковидом». Многие боятся заразиться инфекцией, боятся за свою жизнь, а инстинкт самосохранения — самый сильный у любого живого организма. Это всё-таки страх и с их стороны, а это чувство может сподвигнуть к не самым хорошим действиям. Надеюсь, что я ошибаюсь, и окружающие окажутся более адекватными, но перестраховать себя всё же стоит. И если будут поступать угрозы или подобная ситуация снова даст о себе знать, я доведу дело до конца. Травля в адрес любого живого существа недопустима и должна наказываться. Списывать на страх все глупости и откровенные циничные вбросы неправильно.

Согласны — неправильно. Ведь последствия травли не всегда безобидны. Многие теряют работу, у многих портятся отношения с близкими, развиваются фобии, страдает психическое состояние. В Барнауле ФСБ начала проверку после травли местной жительницы, заразившейся коронавирусом. В Хабаровске, пока хозяйка квартиры лечилась в больнице от коронавируса, на её дверях кто-то клеил записки с угрозами, прочитав которые, пожилая мама пациентки перенесла инфаркт. В маленьком городке Усть-Кут в подъезде дома, где живет ребёнок, вернувшийся с родителями из Таиланда и заболевший ковидом, вынуждена дежурить полиция, потому что кто-то слил в Сеть личные данные и угрожал расправой. А на Украине заразившаяся ковидом жительница черновицкого села и вовсе обратилась к односельчанам с просьбой растерзать её, но оставить в покое её детей и внуков.

Для борьбы с распространением фейков, лжи и угроз существует лекарство — Административный кодекс, в тяжёлых случаях — Уголовный. К сожалению, от этой опасной заразы, как и от COVID-19, нет прививки. А психиатры говорят, что агрессия для некоторых людей — типичная реакция на опасность. В первую очередь, для людей, мягко говоря, нездоровых. Но вакцина от коронавируса в обозримом будущем обязательно появится. А пока не будем унижать себя унижением других. И будем здоровы!

Cледите за главными новостями Кемеровской области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».