В Кемерове почти что «пир во время чумы»: умом не понять…

В России эту неделю назвали «нерабочей», а не карантинной. Вначале. Но после «шашлычных выходных», уже в понедельник в Москве в принудительном порядке запретили горожанам без надобности выходить на улицу, для похода в магазин и на работу необходимы пропуски. В Кузбассе ситуация остаётся стабильной, поэтому меры пока носят рекомендательный характер. Хотя вслед за московским мэром Собяниным несколько сибирских губернаторов заявили о возможном ужесточении режима. Кузбасские власти пока уповают на общественную сознательность.

31.03.2020  12:15
Общество
1635

«Блажен, кто верует, тепло ему на свете», – вспомнилось нам грибоедовское, и в первый рабочий день выходной недели мы отправились посмотреть, как кемеровчане соблюдают рекомендации сидеть дома.

Начало дополнительных выходных в Кузбассе выдалось солнечным, и погода планирует согревать горожан до конца недели. Обеденное время в обычные будние дни жизни «до коронавируса» пестрело людьми, снующими в заведения на бизнес-ланч и в продуктовые магазины. По нашим расчётам, улицы города должны были поредеть, как минимум, на половину. Кемеровчан же до 5 апреля распустили по домам, кафешки и рестораны закрыты – о бизнес-ланчах и речи быть не может. Но, едва высунув носы на улицу (вооружившись антисептиком и чётко соблюдая дистанцию в полтора метра), мы увидели… толпы мирно гуляющих людей.

И в апокалипсис прогулка не помешает?!!

Первое, что бросается в глаза, все заведения в центре Кемерова прекратили принимать клиентов для посиделок, многие перешли на самовывоз и доставку. Некоторые точки фастфуда позволяют гостям заходить в заведение, но принимают заказы только с собой. Внутри помещения стоят всевозможные дистанционные ограничители. Маленькие кофейни просят клиентов звонить по номеру телефона для заказов напитка, после чего его готовят и выносят покупателю. С одной стороны, удобно, с другой пришлось сделать вывод, что опасно. Кофейни, продолжающие свою работу, стали спасительным островком для любителей гулять, а не самоизолироваться. Кемеровчан со стаканчиками кофе, спокойно гуляющих по улицам, оказалось предостаточно. Солнце светит, настроение позитивное, ощущение, что 30 марта 2020 не понедельник времен мировой пандемии, а обычный субботний день.

Пока глаза округлялись всё больше и больше от количества «сознательных» горожан в центре, мы обратили внимание на двух мужчин, которые при встрече здороваться за руку не стали. А затем услышали и их разговор:

– Людей и машин столько, будто праздник какой-то, – поразился первый.
– Конечно, так выгуливаться же нужно, – ответил второй, очевидно, с сарказмом.

Решили присоединиться к диалогу приятелей. Выяснилось, что первый – возмущённый сотрудник администрации города, и он как раз-таки спешит на работу, но оправдать людей в наших глазах успел.

– Как бы то ни было, люди всё понимают и, хоть и гуляют, но стараются себя обезопасить. Да и многие с собаками, – возразил нам молодой чиновник.

Стоит отметить, что за выгулом собак за время нашего двухчасового рейда мы застали всего пару-тройку человек. Остальные либо, по официальной версии, спешили закупиться в продуктовый, либо откровенно не спешили никуда. Останавливаем гуляющих дам, одной из них – вообще «ничего не страшно»:

– Знаете, ну, всего бояться тоже бессмысленно. У нас всё-таки не чрезвычайное положение, выходить на улицу можно. И мы стараемся избегать людных мест. А где нам ещё с подругами встретиться, заведения все закрыты. Да, и на улице же нельзя заразиться.

Такая вот глупость... В эпоху интернета, признаем, фильтровать информацию трудно. Но всё же, только из чайника не доносится сейчас информация о том, что коронавирус передаётся контактным и воздушно-капельным путём, и, как все вирусы такого рода, его можно подхватить где угодно. Болеют и умирают от него все – независимо от возраста, профессии и дурацкой бравады. И ещё: весеннее межсезонье температурно – идеальное время для развития этого вируса.

Идём дальше. В прогулочных местах лавочки в основном пустуют, но и на них то там, то тут можно встретить старушку, греющуюся на солнце. Людей пожилого возраста, и правда, кажется, что стало даже больше. Хотя, может быть, мы раньше просто их не замечали. Многие в масках, многие, как им кажется, быстренько «выбежали на полчасика», чтобы набрать продуктов на неделю.

«Я только за продуктами и обратно. Социальные службы помогают, но мне же всё равно с собачкой гулять».
«Мне срочно необходимо прописать сыночка, он приехал из Москвы».
«Зачем мне волонтёры я и сама до магазина дойти могу».
«Никакой коронавирус мне не страшен, мы же не в Москве».

Это только небольшая часть одинаковых ответов тех, кто несмотря на серьёзную опасность по каким-то своим причинам ею пренебрегает. Их жалко, за всех за них страшно. Старшее поколение наиболее уязвимо, но не менее легкомысленно, чем безбашенная молодёжь. В это непростое время помогите пожилым, объясните, возьмите на себя заботу о них или хотя бы расскажите, что в Кузбассе работают горячие линии (8-800-201-2522), по которым можно позвонить и обратиться за помощью к волонтёрам.

Многие супермаркеты настоятельно просят всех жителей региона обезопасить людей преклонного возраста от большого скопления людей. Зашли в продуктовый. И там народу немало, у касс даже очереди. Кстати, разграничители метровой дистанции мы заметили только в одной известной продуктовой сети. Пока мы стояли в очереди, сначала поражались впереди стоящими, плотно прижавшимся друг к другу, наплевав на дистанцию. А потом и на себе испытали близость дамы за нами, между нами в те секунды «здоровым» расстоянием и «не пахло».

Один из продуктовых находится в центральном универмаге, который мы надеялись встретить закрытым. Наши ожидания не оправдались. Все этажи функционируют в штатном режиме. На наши вопросы «Зачем? Почему? Как же так?» персонал ответил следующее:

– Ждём дальнейших распоряжений. Сегодня так, завтра может быть по-другому. Мы люди маленькие, как говорится, говорят работать – мы работаем. По крайней мере, соблюдаем меры предосторожности. Руки в перчатках, маски. Да и людей сейчас к нам немного заходит, по 2-3 человека, – разводит руками продавец одного из магазинов ЦУМа. Продавцы других точек наотрез отказывались отвечать на наши вопросы.

Работала и пользовалась популярностью в этот день и сеть «Подорожник». Нам рассказали, что кафе для посетителей закрыто, точки работают только навынос. Но прямо на наших глазах из небольшого помещения на пересечении ул. Волгоградской и пр-та Ленина вышли одновременно три человека. И ещё штрих: продавцы там без масок. Некоторые ларьки с шаурмой также продолжают свою работу в штатном режиме: в маленьких непроветриваемых помещениях, с "поварами" без масок. Хотя губернатор Кузбасса Сергей Цивилёв поручил главам муниципалитетов проверить, все ли общепиты и фудкорты приостановили свою работу на период режима "Повышенная готовность".

Мы разговаривали в этот день со многими на улицах города. Кто-то отказывался, ссылаясь на спешку, но медленно проплывая мимо нас. Кто-то не упускал возможности высказаться. Охотно разговаривали мамы, гулявшие с детьми. Многие пытались оправдываться тем, что ребёнку нужен свежий воздух, а гуляют они по безлюдным тропинкам.

– Мы с сыном с Набережной идём. Людных мест избегаем. Пытаемся обезопасить себя от коронавируса закалкой, витаминами и спортом. А зарядка на свежем воздухе – наша традиция, – бодро, можно сказать, похвасталась нам мама 10-летнего сорванца, который вытер собой все спортивные тренажеры на уличной площадке.

Мама с сыном с Набережной, а мы – туда. А там – гуляющих человек 60. Вот тебе и безлюдье.

– Гуляем немного. Не запрещено же.
– Так попросили же оставаться дома?
– Ну, во-первых, мы немножко пройдёмся и вернёмся домой. А во-вторых, пока жёстких мер не ввели, мы ничего не нарушаем. Вот запретят…

Это наш диалог с импозантной парой средних лет.

А пока кто-то гуляет, кто-то лечит. О безусловной важности самоизоляции говорят врачи в каждой стране, которая столкнулась с мором. Многие видели фотографии врачей из Италии, у которых после многочасовых смен остаются раны на лице от респираторов. Теперь интернет пестрит такими фотографиями от наших медиков. Больница в Москве, принимающая зараженных COVID-19, переполнена. Врачи и медсёстры не справляются, больница принимает любых волонтёров и любые свободные руки. Выходных у медиков нет, график работы с 7-7:30 до 22:30-23:00, если повезёт. Но мы продолжаем противиться мерам безопасности и даже не верить в коронавирус. А они, те, кто постоянно находится рядом с заразой, те, кто подвергают себя и своих близких страшной опасности ради нас, гуляющих, просят и умоляют: «Мы остаёмся на работе ради вас. Оставайтесь дома ради нас».

Врачи просят, власти пока рекомендуют и увещевают. Только, похоже, нам наплевать: на них, на окружающих, на близких и даже на самих себя. Что это: непроходимая глупость или загадки русского менталитета?

Мнение

Матвей Ловцов, психолог

Касаясь зоны комфорта, мы, в первую очередь, говорим о привычках и путях наименьшего сопротивления. Любого человека будет, как минимум, раздражать сам факт запрета. Хочу – нельзя – раздражение (раздражение здесь естественная реакция). Но, если убедить одного конкретного человека, общаясь непосредственно с ним, возможно, разговаривая с личностью на её языке, перефразируя существующие доводы в понятный для неё формат, то с коллективным сознанием сложнее. Общество в целом – другое дело. Невозможно общаться с каждым в отдельности. Значит, невозможно перевести аргументы в понятный для каждого формат. Здесь уместно выражение: "Что бы ты ни сделал, найдутся те, кому не понравится". А некоторые индивиды воспринимают внешние угрозы, лишь при непосредственном контакте. "Не видел – не верю". Не говоря уже о проблемах с самооценкой и желании отдельных людей выделиться тем, что все поступки идут от обратного. В итоге: для большинства людей соблюдать необходимые меры не станет нарушением прав личности, но если разумно ввести "карательные" меры, то они осознают серьёзность и примут последствия ограничений. А введённые жесткие меры быстро пресекут и действия меньшинства.

Cледите за главными новостями Кемеровской области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».