«А мне нравится такси»

Совсем недавно прошёл финал всероссийского конкурса водителей такси. На автодроме в Сочи, где проходит «Формула-1», таксисты соревновались в своих профессиональных навыках и боролись за денежный приз в 150 000 руб. Николай Рычков из Кемерова, выигравший региональный этап, рассказал «Avokado», как проходил конкурс, что интересного и опасного в профессии таксиста.

15.11.2019  15:43
Общество
999

Николай, здравствуйте! Конкурс водителей молодой, о нём почти ничего не известно. Как вы узнали о наборе участников и как проходили этапы?

– Знаете, я случайно увидел листовку с конкурсом в офисе, когда проходил ежедневный предрейсовый осмотр. В первую секунду сразу решил, что точно буду участвовать. Замечу, что в Новосибирской области службы такси информировали своих водителей сообщениями в рабочих приложениях, в Кемерове такого не было, конкурс особо не афишировался. Поэтому на региональном этапе на весь Кузбасс собралось всего 10 участников. Всё сделали на быструю руку. На региональном этапе я победил с отрывом в одно и два очка с первым и вторым местом, соответственно. Соперники были, но мало. А когда приехал на федеральный сразу понял, вот где начинается что-то интересное. Конкурс проходил во второй раз. В 2018 году внем участвовало 17 регионов, в этом – уже 29. Водители разные, разных возрастов и опыта. К примеру, победительница конкурса – Луиза Бадреева из Татарстана. У неё даже дети занимаются скоростным маневрированием, и сама она окончила автотранспортный техникум, выигрывала разные конкурсы, вроде «Автоледи» и других.

А в целом, много женщин было среди участников? И как вы относитесь к женскому такси?

– Женщин-конкурсанток было всего 3 вместе с Луизой. Ещё были участницы из Новосибирска и Севастополя. Да, и знаете, женское такси – это нормально. Единственное, что у нас был период в 2014-15 году, что ни ночь, так покушения или неоплаты, в основном на женский пол. Хоть и говорили им постоянно: « Зачем ездить в тот район, где нападения одни за одним ». Нет, продолжают. Не плюнешь же на них, всё равно нужно ехать выручать.

Вернемся к конкурсу. Какие испытания пришлось пройти на региональном и федеральном этапах?

– Во-первых, для участия в конкурсе у водителя должен быть стаж вождения не менее трёх лет, за три года не должно быть ни одной аварийной ситуации, в которой он виноват, и неоплаченных штрафов. Что касается испытаний, то на региональном этапе все было проще. Теоретический этап из 20 вопросов на знание ПДД, оказание первой медицинской помощи и знание истории региона. Практический этап – скоростное маневрирование и плавность вождения со стаканом воды на крыше. На федеральном этапе всё серьёзнее: мы соревновались уже в знании законодательства такси, скоростном маневрировании, а ещё испытание жизненной ситуацией – высадка и посадка пассажира с разными сценариями. Ну и под финал – творческий номер.

Испытание жизненными ситуациями – это одна из лучших проверок, мне кажется. Как проходил этап с пассажирами?

– Например, судьи во время движения отвлекали водителя разговорами, как говорится, комментировали под руку (улыбается). Такая своеобразная проверка на вежливость и внимательность. Собран ли ты во время вождения, отвлечёт ли тебя разговор во время выполнения маневра «змейка» или просто от дороги. Один из участников даже заговорился и проехал финиш, довёз их почти до исходной.

Как думаете, водитель должен разговаривать с пассажирами? Часто ли вы сами разговариваете за рулём?

– Я – часто (смеётся). Много жизненных проблем наслушался от пассажиров, но у меня проходит это в машине так: в одно ухо влетает, в другое – вылетает. Я веду разговор на автомате, больше внимания уделяю дороге.

Вы сказали, что, не обдумывая, приняли решение об участии. И часто вы принимаете решения «не думая»?

– Очень редко, но, как правило, они и оказываются верными. А про конкурс…Мне давно было интересно проверить себя. 8 лет работая в такси, я думал, почему для парикмахеров, поваров и многих других существуют конкурсы, а для таксистов – нет. Вот, когда узнал, что они все-таки есть, первым делом решил поучаствовать.

- Проверить себя в чём? В том, насколько вы хороши в профессии? Для вас это профессия?

- Для меня это, безусловно, профессия, я права получил специально, чтобы работать в такси. И, действительно, занимаюсь этим на профессиональном уровне. Создаю условия пассажирам для удобного передвижения. И мне всегда хотелось получить какую-то объективную оценку моей работы, понять, действительно ли я выкладываюсь на 100%.

Во многих странах за рубежом профессия таксиста почитаема, а в России с ней связано много скандалов. А ещё таксистов часто побаиваются. Удивительно, что кто-то мечтает о такой работе. Вы изначально шли к работе в такси?

– Нет, я долго служил в спасательной части г.Екатеринбурга, после расформирования меня никуда не перенаправили, вот я и вернулся в Кемерово. А по этой части уже не взяли, мест не было, так и пробовал себя в разных направлениях, и на стройке и окна вставлял. Когда устроился в такси, понял – я на своём месте. Моя работа разносторонняя, никогда не знаешь, что произойдёт сегодня. Могу познакомиться с интересными людьми, могу попасть в какую-то экстремальную ситуацию, в которой придётся быстро принимать решения. Скандалов везде много. Но я ни разу грубого слова в сторону пассажира не сказал.

А матерились когда-нибудь не на пассажира, а на ситуацию на дороге?

– Бывает, конечно (смеётся). Так, знаете, выплеснул в пустоту и дальше поехал.

Тогда у вас есть какие-то правила или приметы, которые вы всегда соблюдаете во время работы?

– У меня три главных правила: не курить, в машине не пить, непристёгнутых детей не возить. Да и взрослым пассажирам не разрешаю. Пока я за рулём, на мне лежит большая ответственность.

Ещё есть примета для меня – «чёрная кошка – это золотая дорожка». Чёрная кошка перебегает мне дорогу, и тут активно начинается работа, даже специально пропускаю их порой пробежать. Многие таксисты в Кемерове этой приметы придерживаются, а в других регионах никто даже и не слышал о ней. А у меня вот так…

Люди, приобретающие услугу, не особо любят, когда им навязывают свои правила. У вас есть истории, связанные с пассажирами, когда вы были готовы сорваться?

– Были экстремальные ситуации, были неоплаты и даже нападения. Выходил я из этого, как говорится, сдержанно.

За последнее время участились случаи нападения на таксистов. Вам не страшно таксовать?

– Бояться можно всего, но это не исключает тот факт, что кирпич на голову не свалится. Все таксисты боятся, все с осторожностью. Кто-то не посадит пассажиров за собой, кто-то рядом, кто-то ещё где-то что-то делает. Но работать всё равно нужно.

Вы сказали, что на вас были покушения. А при каких обстоятельствах?

– Да, два раза. Один раз мужчина пьяный в драку со мной полез. Я просто зажал его между двумя передними сидениями, чтобы он не мог двигаться. Остановил машину и отправил его пешком. Был случай, пришлось поцарапать машину об забор, чтобы привлечь внимание при втором нападение. Единственный шанс добиться внимания окружающих в движении – это протаранить забор или поцарапаться обо что-то. В наше время, если таксист врезался в знак или столб, значит он пьяный, люди быстрее бегут снимать его на телефон – а там и помощь образуется.

Водителю в случае чего помогут другие водители. А вот кто вступится за пассажиров? Службы такси несут какую-либо ответственность за водителей?

– Компании не несут никакой ответственности на законодательном уровне. Всю ответственность несут перевозчики. Максимум от компании вы можете потребовать отключить водителя, но поверьте, он найдёт способ, как продолжить работать там дальше.

Также ради безопасности у некоторых таксистов есть табу: «не брать заказы наркоманов и наркоторговцев». Вы придерживаетесь такого правила?

– У всех, кого знаю, такие правила. Мы для таких случаев знаем конкретные адреса в городе, кто и где торгует. В голове уже целый чёрный список.

Это лишь принцип?

– Это ещё опасно. У меня один знакомый вёз цыган и попал на план "Перехват". Полиция остановила, при обыске нашли у цыган свёрток весом около килограмма. Повезло ему в том, что «добро» это было в кармане у пассажира, а нашли бы под сиденьем у водителя, получился бы срок для невиновного. У нас в Кемерово, знаете, как много таксистов за подобные истории в тюрьме сейчас. Потому что наркоман съездил, заначку свою взял, а только полиция на горизонте, он свёрточек свой под сиденье или в щёлку скинул и всё. У него, по факту, ничего нет, машина же в собственности водителя.

А вы когда-нибудь брали заказы от наркоманов? Может быть, по незнанию.

– Случилось. И сразу попал на полицейскую операцию, даже биографию себе этим испортил. Взял пассажиров, которые на улице голосовали, потому что двойной ценник предложили. Попросили они остановить у магазина на минутку, выходят, и тут с двух сторон машину подпирают сотрудники органов. Машину проверяют, а там свёрток на 1,98 грамма. С улицы людей когда подбираешь, точно правду не докажешь. Потом мне уже объяснили, что кому-то нужно галочку поставить, вот так и работают. Но ведь не докажешь…

Судя по всему, от такого стресса устаёшь. Как долго вы планируете проработать в такси?

– Может, лет 5 ещё, максимум, 10 и всё. Лучше двигаться, а не сидеть на одном месте. Когда-нибудь скоплю денег и открою свой достойный таксопарк. Понимаете, кто-то любит стричь, кто-то любить печь, кто-то альпинизм вообще. А мне нравится такси.

Cледите за главными новостями Кемеровской области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».