Автомобильный олдскул: пять крутых тачек из культовых фильмов

Сколько раз ты завистливо вздыхал: "Эх, мне бы такую тачку!", глядя на экран своего ультраплоского телевизора или сидя в тёмном зале кинотеатра? Ты ведь не однажды мечтал хоть чуть-чуть пожить в Америке 1960-х, чтобы прямо с конвейера купить себе новенького Мустанга легендарного первого поколения, на которого будут заглядываться все девушки твоего города? Как часто ты представлял себя героем французской или итальянской кинокартины, одетым в строгий костюм с отглаженной белой рубашкой и сидящим за рулём элегантной автомашины, которую теперь уже нечасто встретишь, даже если прогуливаешься по Фобур Сент-Оноре? Сегодня AVOKADO ненадолго поворачивает время вспять и напоминает тебе знаменитые в прошлом автомобили, без которых невозможно представить фильмы, ставшие культовыми.

14.03.2016  14:18
Общество
365

«Нежная кожа» / «La peau douce»

Этот тихий шедевр Трюффо, в своё время встреченный критиками прохладно, сейчас известен только заядлым кинолюбам, и ты вряд ли увидишь его по телевизору. Великолепно продуманная и сыгранная история основана на банальном любовном треугольнике: успешный адвокат Пьер средних лет, красавица-жена Франка и молодая любовница, стюардесса Николь. Запутавшийся в своей жизни мужчина, внешне сильный и уверенный в себе, напряжённо мечется между двумя очень красивыми женщинами, с одной из которых его связывает всё, кроме долга, а с другой не связывает уже ничего, кроме того же самого долга. Ситуация очень знакомая российскому зрителю и по "Осеннему марафону" с Басилашвили, и по "Полётам во сне и наяву" с Янковским. Но французское кино готовит тебе такую развязку, которую ты не увидишь в советских кинолентах.

Ты сейчас, наверное, думаешь: а при чём тут вообще Citroën DS 19? Всё очень просто: именно он, будучи машиной Пьера, выступает одним из символов его буржуазного благополучия – примерно как недоступная простому смертному 24-ая Волга у Самохвалова в "Служебном романе". За внешне красивым фасадом этого "мещанского счастья", воплощённого в элегантном дизайне Citroën DS 19, скрываются совсем не элегантные страсти. Машина значительно опередила дизайнерский стиль своего времени. Да чего уж там, она до сих пор выглядит как-то футуристично. Видимо, за эту странность и, в то же время, своеобразную красоту её часто снимали и продолжают снимать в кино. И в классических фильмах про Фантомаса и "высокого блондина в чёрном ботинке", и в современных "Шпион, выйди вон" и "Мюнхен".

«Детектив Буллитт» / «Bullitt»

Эталонный полицейский триллер, на долгое время установивший каноны, по которым снимаются автомобильные погони и по которым строится образ настоящего мужчины за рулём мощной тачки. Сюжет триллера пересказывать не буду, дабы не разрушать интригу для тех, кто ещё не видел этот нестареющий шедевр киноэкшена. Могу лишь вспомнить, что знаменитая девятиминутная гонка по улицам Сан-Франциско, в которой лейтенант полиции Фрэнк Буллит на тёмно-зелёном восьмицилиндровом Ford Mustang GT390 преследует бандитов, скрывающихся на не менее восьмицилиндровом Dodge Charger R/T, помогла Фрэнку Келлеру получить Оскар за лучший монтаж и вошла в десятку лучших сцен погони в истории кино. Шутка ли сказать: машины, в том числе и та, где сидел оператор, временами разгонялись до 175 км/ч! Несомненно, одну из лучших ролей Стива МакКуина невозможно представить без аккомпанемента басового рёва шестилитрового двигателя. А фильм навсегда сделал 390-й Мустанг Фрэнка Буллита автомобильной иконой стиля, у которой даже есть свой "Международный клуб владельцев Мустангов Буллита" 

«Итальянская работа» / «The Italian Job»

Фильм, также известный под названием "Ограбление по-итальянски", прекрасно иллюстрирует поговорку "маленький, да удаленький". Невероятно, но факт: захватывающие погони можно снимать и без "мускулистых" стальных гигантов с табуном лошадей под капотом. Эта классическая история об изобретательном ограблении банка очаровывает прежде всего тонким британским юмором, с которым банда под руководством Майкла Кейна проворачивает "итальянское дельце". И конечно, лучше всего сверхспособности юркого Мини Купера в "заряженной" версии "S" можно показать именно на тесных улицах Турина. Особенно, в час-пик. Миниатюрный четырёхколёсный символ Великой Британии способен легко пролезть там, где и бронепоезд не промчится. Он может размеренно спуститься по лестнице, как простой туринчанин. Он всегда готов шутя перепрыгнуть с одной крыши дома на другую. Пожалуй, он может всё. И главное, он такой милый!

Автомобильная феерия Питера Коллинсона до сих пор вдохновляет создателей боевиков. В 2003-м году Ф. Гэри Грей снял одноимённый (честно говоря, менее удачный) римейк с Марком Уолбергом и Шарлиз Терон. Годом ранее, в "Идентификации Борна" (2002), режиссёр Даг Лайман усадил за руль старенького Mini самого Джейсона Борна. И он, надо сказать, справился с запутанной сетью улиц и переулков Парижа, уложив на лопатки не одну полицейскую машину.

«Таксист» / «Taxi Driver»

На монументальном жёлтом такси Checker Marathon, похожем на баржу и освещённом огнями реклам, плывёт сквозь дым и городские испарения Трэвис Бикл. Недавно он воевал во Вьетнаме, а теперь его мучает бессонница. "Всё равно не спать, так почему бы не подзаработать?" – думает Трэвис. И вот он ездит по ночам и наблюдает другую сторону Нью-Йорка, овеянного мифами города, в который многие стремятся. Он видит то грязное и отвратительное, что есть в этом городе, но не бросается в глаза при свете дня. И он мечтает очистить улицы, смыть с них всё греховное и противоестественное.

Ранний фильм всего лишь 33-летнего Мартина Скорсезе заслуженно получил Золотую пальмовую ветвь в Каннах, но не был оценён американскими киноакадемиками, выбравшими "Рокки". Думаю, со временем они осознали ошибку. "Таксист" с молодыми Робертом Де Ниро и Харви Кейтелем и совсем юной Джоди Фостер стал одним из наиболее влиятельных американских фильмов второй половины XX века. Он стабильно попадает в периодически составляемые критиками списки ста этапных произведений кинематографа. Да и ты надолго запомнишь выплывающий из полумрака массивный жёлтый автомобиль, узнаваемо ревущий пятилитровым двигателем. И тяжёлый взгляд Трэвиса в отражении зеркала заднего вида.

«Страх и ненависть в Лас-Вегасе» / «Fear and Loathing in Las Vegas»

Культовость этого фильма зашкаливает! И сразу по нескольким причинам. Во-первых, снят он по книге великого и прекрасного Хантера Томспона, придумавшего гонзо-журналистику. Субъективность и откровенность в стремлении раскопать омерзительную правду социальной жизни, неприкрытая агрессия повествования от первого лица, нецензурная брань, едкий сарказм и гротескное преувеличение – вот что значит стиль гонзо. Очевидно же, что культовая штука. Во-вторых, режиссёр фильма – Терри Гиллиам, прошедший школу абсурдистского юмора в британской комик-группе "Монти Пайтон". В-третьих, хитовый саундтрек, составленный из песен 1960-70-х. В-четвёртых, актёрские работы Джонни Деппа и Бенисио дель Торо, виртуозно перевоплотившихся в лысого Рауля Дюка и толстого Доктора Гонзо. И наконец, галерея ретро-автомобилей, создающих вместе со всем остальным непередаваемый аромат свободы и безобразия американских 70-х. Яркий автоэкспонат этого киномузея – огромный красный двухдверный кабриолет Chevrolet Impala. На нём герои мчатся по пустыням Невады, набив багажник всевозможными запрещёнными веществами, а потом колесят по Вегасу, игнорируя ПДД и распугивая обывателей звериным рыком V-образной восьмёрки.

Автор: Станислав Оленев

Cледите за главными новостями Кемеровской области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».

Теги: WEEKEND