Ржавчина апокалипсиса: что знают кузбасские сталкеры и не знаем мы
Исследование объектов, овеянных секретностью и легендами, началось в России после выхода фильма Андрея Тарковского "Сталкер". Его герои пытались достичь загадочной комнаты в аномальной зоне, чтобы исполнить свои мечты и желания. Оттуда и пошли термины нового движения – "сталкер", "хабар", "Зона", "артефакты".
Нам в поисках помог сталкер из города Белово Сергей (имя изменено). С его помощью мы нашли как "аномалии", так и забытые реалии времён "холодной войны", а главное, узнали немало интересного.
Патриот нашёл «Кощееву смерть»
– Сергей, зачем ты всем этим занимаешься?
– У меня всегда была тяга к военной истории. В детстве я клеил танчики фирмы "Звезда" (думаю, многие помнят эти модели), повзрослев, мастерил своими руками настоящую кольчугу, оружие, принимал участие в турнирах реконструкторов. Было время, увлекался политикой и ходил на патриотические митинги. Чуть не начал работать на бандитов, но, к счастью, отошёл от этого. Потом было "выживальчество", походы, страйкбол – чем только не занимался! Сейчас немного успокоился, стал ценить размеренный образ жизни: работаю на себя. Но снова подумываю моделированием заняться! Постарел, наверное (смеётся).
– Много в Кузбассе интересных объектов для сталкера?
– Кузбасс беден на военные объекты. В Красноярском крае стояли грунтовые комплексы и ШПУ (шахтная пусковая установка), Новосибирская область, в основном, обеспечивала противоракетный "зонтик". У нас воинских частей было мало – в районе Тайги, по некоторым данным, бывали на закрытых ветках железной дороги железнодорожные ракетные комплексы "Молодец", в Юрге – мотострелки.
Зато у нас есть немало любопытных "промок". В Кемерове – заводы "Коммунар" (выпускал снаряды для ствольной артиллерии) и "Прогресс", делавший двигатели для баллистических ракет. Там множество бункеров и подземных переходов. Но ничего похожего на "Яйцо Кощея" в нашей области нет.
– Яйцо Кощея?
– Это четырёхэтажный подземный объект в селе Бешенцево на Алтае, часть системы "Периметр" – комплекса автоматического управления массированным ответным ядерным ударом. На Западе его называли "мёртвой рукой". Оттуда должен был пойти сигнал о запуске наших ракет даже в том случае, если всё руководство страны погибнет. Название происходит от яйцеобразной формы бункера: форму яйца советские учёные посчитали наилучшей при защите от ударной волны ядерных взрывов. Таких объектов по стране всего десять. Сейчас конструкции "яйца" распилили барнаульцы, осталась от него нижняя "чашечка". Но и в таком виде она потрясает.
– А где сталкеры находят информацию о пусть и брошенных, но всё-таки военных объектах?
– У нас всё ещё страна непуганых идиотов. Многие солдаты, служившие на секретных объектах, или сотрудники оборонных предприятий, по пьяни начинают хвастать: "Я там-то был, в закрытом городе…" Пьяного даже срок за разглашение не пугает, тем более что многие объекты уже закрыты. Ещё и на карте покажут, чтобы им поверили! И скоро туда отправятся любопытные.
К тому же, идёт постоянный обмен информацией между любителями "заброшек". На сайте "Викимапия" (международный бесплатный веб-сайт, географическая онлайновая энциклопедия, в которую можно вносить свободную правку. – прим. ред.) несложно найти множество объектов – и военные городки и предприятия "оборонки".
– А данные спутников, те же Интернет-карты? Они помогают с поисками?
– Не всегда. На виде со спутника на картах может быть пусто. Но я привык проверять карты поисковых систем Интернета. Было дело, что я нашёл с товарищами город, который вообще отсутствовал на всех картах – по дороге из Юрги в Новосибирск. Ограждения не было, проезд свободный. Большие, советского типа стеклянные витрины, старые грузовики…Рабочий, живой город, которого нет на карте! Недавно он появился на картах: "Радуга", а рядом объект под названием Радиоцентр №9 (по данным Википедии, посёлок Радуга в Мошковском районе Новосибирской области образован в 1960-е годы для работников радиоцентра № 9, запущенного в 1967 году для обеспечения радиовещания в ДВ, СВ и КВ диапазонах на территорию Сибири и стран Юго-Восточной Азии – прим. ред.). Похоже, объект больше не считается секретным.
– Есть ли в исследовании "заброшек" какой-то практический смысл?
– Когда-то у меня с товарищами "наполеоновские" были планы: найти заброшенный бункер, восстановить его работу и превратить его в свою базу. Чтобы укрыть там свои семьи на случай апокалипсиса, войны, массовых беспорядков и т.д. Это был массовый "движ" в своё время: наверное, все подвалы исследовали, лазили с неподдельным энтузиазмом, искали документацию. Это вам не нынешние субкультуры, которые не вылезают из компьютера, фанатеют от японских порномультиков и ленятся сделать что-то своими руками. Для нас всё было серьёзно!
Чего только ни найдёшь!
– Классические сталкеры – исследователи чернобыльской зоны – постоянно искали трофеи, "хабар". Что тебе удалось найти во время исследований?
– Большая часть "хабара" – с ликвидированного завода "Кузбассэлемент" (г. Ленинск-Кузнецкий), который делал для Советской армии щелочные аккумуляторы, аккумуляторные батареи и гальванические источники питания, и завода "Кедр" (г. Гурьевск), где производили системы воздухо – и водоочистки для атомных подлодок. Эти предприятия закрывали в спешке. На "Кузбассэлементе" находили серебряный шлак, ртуть, сотни литров серной кислоты, бутыли с таллием... Это смертельный яд, вызывающий остановку сердца. Причём когда мы побывали там спустя год – бутылки уже исчезли. Надеюсь, не попали в плохие руки! А то вспоминается история, случившаяся в одном из российских городов, где один маньяк травил родных таллием и они умирали "от сердечной недостаточности". Разоблачили его только после четырёх смертей.
Мои собственные сувениры более безопасные: учебник "Вредные химические вещества", детали от станков с ЧПУ (числовое программное управление), которые всё равно отправили в лом, системы химической регенерации кислорода на всю семью, порошок для дезактивации транспорта, химические градусники, советские шевроны "ГО", печати приёмки некоторых заводов… Зачем мне это нужно? Хочу!
Забавная подробность: "Кузбассэлемент", в числе прочего, производил батареи для армейских фонарей и радиостанций. Во вскрытых сейфах я нашёл переписку завода за 1970-е годы. Представители воинской части в Крыму выставили тогда претензию, что батареи, произведённые 15 лет назад, не работают. И дальше – результаты работы комиссии, выехавшей на место и выяснившей, что батареи были исправны и спустя 15 лет, да вот хранили их неверно!
– А аптечки, противогазы?
– Этого добра хватает, не всё наркоманы растащили. Советская аптечка "АИ-2" – это же мечта наркомана. Там есть некоторые вещества с явно выраженным наркотическим действием, в новых аптечках их заменили на безопасные.
– А не страшно вот так хранить всё добытое добро? Всё же семья, а тут химикаты, кислота…
– Это вы ещё мой гараж не видели (смеётся). А супруга у меня понятливая, да и сын, с детства видя увлечения отца, прекрасно понимает, что можно трогать, а что – нельзя. Вот прибор ночного видения можно и посмотреть!
– Оружие находить доводилось?
– Не оружие, а боеприпасы. На окраине Кировского района в Кемерове есть полигон. Там испытывалась продукция 19-го цеха ПО "Коммунар". А это снаряды – от 122 мм гаубичных до 30 мм для авиапушек. Остались мишени – а кое-где неразорвавшиеся снаряды. В некоторых местах их, скажем так, даже много: есть подозрение, что кое-кто решил вместо утилизации после закрытия предприятия тупо закопать снаряды в землю. Я человек законопослушный, как и мои товарищи по "сталкам": если найду боеприпасы, то сдам государству. За это ведь можно и деньги получить, и награду (были случаи награждения медалью "За веру и добро" за сданные боеприпасы. – прим. ред.).
Но есть и охотники за цветметом, которые лезут на полигон ради тех же латунных гильз. Кто знает, где эти снаряды всплывут? Их обнаруживали в черте Кемерова, в гаражах. Впрочем, полигон после наших находок хорошо пошерстили фэсэбэшники с металлоискателями, теперь там должно быть побезопасней.
– А трупы?
– Покойников в своей жизни находил трижды: двух утопленников и одного висельника. Но это всё в детстве, во время игр – на Беловском море и в здании недостроенной школы на въезде в посёлок Инской. Во время исследования "заброшек" останки людей мне не попадались.
– Конфликты с полицией бывают?
– Чаще с вояками. Но если тебя поймали, делай лицо тяпкой и тверди: "Я за грибами шёл, а тут всё открыто… Решил посмотреть!". То есть, включай дурака и не выходи из этой роли. И конечно, если взламывал какие-то двери, то, идя вглубь объекта, не бери с собой инструменты взлома: поймают с ними – и все. И ещё – знай, что можно показывать, а что – нет. Если сфотографировался на фоне зенитно-ракетного комплекса "С-300" (потому что крутая охрана только на КПП, а дальше забор в/ч повален, и ходи, кто хочет) – не надо фото выкладывать в интернет!
Городские легенды
– С заброшенными местами всегда связывают легенды…
– Многие легенды оказываются правдой. Например, в Белове есть устойчивая легенда о трёхкилометровом кабельном тоннеле от здания пожарной службы на углу Чкалова – Люксембург до продбазы, где был когда-то молокозавод (3 мкр.). Якобы на небольшом участке этого тоннеля даже располагался собачий питомник МЧС. Ищем! Но там шанс есть, а вот тайных коммуникаций между городской администрацией и железной дорогой нет точно.
Проверяя легенды и слухи, иногда натыкаешься на что-то любопытное. Например, в подвале дома №9 на улице Юбилейной мы нашли замурованный в 1990 году склад продуктового магазина. Там остались корзинки для кефира, холодильное оборудование, напольные весы…
Некоторые факты не легендарны, но удивительны. Например, подземный стратегический запас воды для города возле одного из поселков близ Белова на случай заражения основного источника. Снаружи это – просто холм. Туда по проекту должны были опустить большие серебряные пластины для обеззараживания воды. Но охотники за цветметом вряд ли туда полезут: вскрыть бетонные плиты, потом нырнуть с аквалангом и пилить под водой у них не получится. К тому же, за объектом присматривают. Считается, что такие запасы воды есть возле каждого города Кузбасса.
А кое-куда мы никогда не попадём. Например, в широкий, трёхметрового диаметра водовод, проходящий под всем городом – от котельной №10 возле "Поляны" ко всем котельным. Он сейчас никому не принадлежит, но исправно служит.
– А следы аномалий, пришельцев у нас есть?
– Следы прилёта НЛО есть севернее Коновалово, возле просеки у ЛЭП: огромный круг, а в нём – шесть малых (смеётся). Шучу, конечно: опытные люди давно знали, что это остатки валов, внутри которых были пусковые установки зенитно-ракетных комплексов С-75.
Есть любопытное место возле бывшей деревни Каменушка (Гурьевский район) – так называемые Каменные ворота. Это место древнего шаманского культа, небольшой Стоунхендж. Позади каменных столбов был вход в пещеру, откуда, по словам жителей села, тянулись ходы по карстовым пещерам до святого источника под Салаиром. А в этих ходах – каменные столы, лежанки и т.д. Вход, правда, взорвали, чтобы дети не лазили по пещерам, но есть мысль там покопаться.
Планы и мысли
– А как планы создания собственной базы?
– Ещё живы. Но не в городе, конечно. Есть очень интересное место на границе с Алтайским краем, на Салаирском кряже. Известно, что возле Гурьевска и Салаира ещё в 1980-е стояло два стройбата (в том числе, на карьере по добыче щебня) – а просто так военные строители не будут сидеть на месте. Значит, что-то строили.
Есть и другие свидетельства в пользу этой истории. Говорил я с салаирским дедом, просто интересовался достопримечательностями – а он вдруг говорит: "Если аэродром на горе интересует, то там ничего нет!". У меня глаза на лоб: "Аэродром в тайге?" Стал расспрашивать, и не только его. Оказалось, что по воспоминаниям местных жителей, в районе одной горы (называть не хочу: не для того архивной пылью дышал, чтобы конкуренты опередили) постоянно садились вертолёты и даже самолёты – хотя взлётной полосы там нет! Мой товарищ "Зелёный" ходил в тех местах и видел издалека бетонные постройки.
Прошлой зимой мы уже пытались добраться до них, но пришли прямо на стол к медведю: столкнулись на горе с косолапым! Что же, брать его в четыре топора? Осторожно отступили, он не погнался. Попробуем вернуться летом.
Фото: Вячеслав Светличный, Олег Быков, Яндекс.Картинки, Google Images
Автор: Олег Быков
Cледите за главными новостями Кемеровской области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».