В первый раз, да не в класс: почему кемеровчане учат детей дома

Не все родители знают, что по закону ребёнку не обязательно сидеть за партой в школе – это только один из возможных вариантов обучения, хоть и, безусловно, самый популярный. Но закон об образовании предусматривает целых пять форм обучения. Три из них связаны с получением образования в учреждении: очная, очно-заочная и заочная. А другие две: семейная и самообразование предполагают учёбу дома, а в школе лишь сдачу экзаменов и аттестаций. Семейное образование от самообразования отличается возрастом учеников. Первый вариант предполагает, что за учёбу ребёнка будут отвечать его родители до девятого класса. А вот проходить программу старших классов молодой человек может самостоятельно, по своему желанию. Для перехода на самообразование десятикласснику даже не требуется разрешение от взрослых.

05.07.2018  09:13
Общество
441

Сегодня учёба на дому пользуется всё большей популярностью среди людей, недовольных государственным образованием или желающих больше времени проводить с детьми, развивать их в соответствии с талантами и личными особенностями. Три героини, самостоятельно обучающие детей на дому, рассказали корреспонденту AVOKADO, почему им пришлось отказаться от школы, с чем пришлось столкнуться на этом непростом пути и какое оно, домашнее обучение, со всеми плюсами и минусами.

У нас трое детей и впервые идею о семейном обучении заронила наша старшая дочь Мария. Сегодня она – дипломированный инженер КузГТУ в области энерго-и ресурсосберегающих процессов в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии. В университете у дочери не возникало трудностей ни с поступлением – Маша спокойно прошла на бюджет, ни с успеваемостью – все годы дочь училась хорошо и получала стипендию. Несмотря на то, что ВУЗ Маша закончила в этом году успешно, в школьной системе она столкнулась с проблемами. А именно, в восьмом классе потеряла интерес к учебе в гимназии. Вместо уроков дочка, как выяснилось, просто гуляла по улицам города! Тогда нам, родителям, это казалось катастрофой. Как так?! Что произошло?! Ведь она хорошо училась, в гимназии была на хорошем счету, да и жизнь ее была расписана буквально по минутам: бассейн, фигурное катание, художественная школа, хореография… В гимназии нам сообщили о том, что Маша портит им показатели своей неуспеваемостью и предложили перевестись в другую школу. Что мы и сделали, тем более, что в то время переехали в другой район. Дочь заканчивала 10-11 классы в школе по месту жительства.

 Здесь к школьным предметам интерес не возобновился, так как уровень обучения был гораздо ниже, чем в гимназии. Основной задачей стала – сдача ЕГЭ. Учителя в один голос твердили, что наша дочь никуда не сможет поступить. Мы, родители, к тому времени поняли, что ребенок просто "заучился": детский сад с двух лет, центр раннего развития с четырех лет, подготовка к школе, различные дополнительные секции, кружки и школы (спорт, танцы, рисование, иностранные языки…), нагрузки в гимназии. Да и сама Маша сказала: "Я устала. Я больше не хочу заниматься тем, что нужно вам и учителям. А жить-то когда?". И мы решили, что жизнь ребенка нам дороже всяких школ, успеваемостей, результатов ЕГЭ. "Ничего страшного", – говорили мы дочке, – "и без ВУЗа можно жить". Однако Маша самостоятельно поступила в университет, да еще и на бюджет. Секрет был прост – она понимала, что сейчас её учёба нужна только ей самой и что над ней никто с указкой не стоит, она сама планирует свои занятия. Этой свободы ей и не хватало в школе.

После того как мы с Машей прошли через прелести школьного образования, стал подрастать наш второй ребёнок Иван. От ожидания того, что нам предстоит пройти всё снова, мы были в раздумьях, как нам быть? Ваня с малых лет был вдумчивым, любознательным, любил представлять себя ученым, философом, изобретателем.

В три года он сказал: "хочу знать буквы" и мы стали их изучать, не отрываясь от обычной жизни. Писали их на прогулке на песке, выкладывали из прутиков, рисовали и легко и с удовольствием выучили. В садик он не ходил, поэтому до школы мы образовывались дома: жили, узнавали мир вокруг, отвечали на его вопросы, которых у Вани всегда было очень много. Также много у него было (и есть) интересов: учеба игре на пианино в музыкальной школе, сочинение музыки, мастерство креативных поделок и собственных изобретений, постоянные опыты и исследования…

И вот перед тем как Ивану пойти в школу, Маша сказала: "а надо ли такого любознательного, интересующегося ребёнка отдавать в школьную систему? Он ведь уже и читает, и пишет, и считает, вы с ним рисуете, лепите, учите стихи – так и продолжали бы учиться дома до среднего звена". Я тогда подумала, что мысль, конечно, интересная, но настолько революционная, что её надо было как-то ещё уложить в собственном сознании. В это же время подруга прислала ссылку на передачу, где обсуждалось семейное обучение. Мы с мужем изучили законы на этот счет, нашли группу в социальной сети, объединяющую семьи на домашнем обучении в нашем городе, и, в конце концов, предложили сыну не идти в школу.

Однако Ваня не согласился. Ему очень хотелось пойти в первый класс, и он ждал этого с нетерпением. Мечтал, что его научат красивому письму, ответят на все его вопросы и он узнает всё на свете…И вот долгожданный учебный год начался. Уже к концу первого полугодия интерес Вани начал угасать. После каникул он заявил, что больше не хочет возвращаться в школу. Уроки делать ему было скучно, аучительница отмечала плохую дисциплину – всё, что проходят в классе ему уже известно, а потому на уроках он постоянно отвлекался. К концу года у него вообще ничего не осталось от былой страсти к познанию. Тогда мы и поняли, что с этим пора заканчивать, пока ещё не слишком поздно, пока Ваня не разочаровался в получении знаний.

Начали с летней программы Виктории Кузнецовой "Уроки на траве", которая случайно попала нам в руки из интернета и оказалась очень вовремя и кстати. Всё получилось. Нам этот новый принцип, основанный на свободе и собственном планировании, очень понравился. То есть мы могли заниматься, потом, например, пойти в поход в лес, затем возобновить занятия, когда нам удобно. Да и сама подача материала в творческом ключе – это нам близко, интересно, Ваня был доволен и заинтересован. Тогда мы поняли, что семейное образование – это наше. И взяли ответственность за качество обучения нашего сына на себя.

Мы решили, что будем учитывать появляющиеся интересы ребенка и не откладывать их на потом, а встраивать в сам процесс обучения. Самое главное, чтобы занятия были интересные, чтобы ребенок сам хотел учиться, самостоятельно находить ответы на свои вопросы. Чтобы систематизировать процесс обучения, мы выбрали программу "Русской классической школы" – там уже расписан курс занятий по основным предметам, подобран методический материал, и всё настолько интересно, что мы с удовольствием учимся всей семьей. Мы погружаемся в глубину русского языка, в русскую историю, Ваня учится основам чистописания и каллиграфии – пишет пером и чернилами, нам нравится взаимосвязанность предметов, проникновение одного в другой, получается целостная картина изучаемого. Если нам чего-то не хватает в плане знаний, мы легко находим обучающие материалы в Интернете. В наше время, к счастью, проблем с тем, откуда взять материал не возникает.

Семейное обучение требует времени, вовлеченности родителя, большой ответственности, осознанности, вдумчивости, организации, дисциплины. В основном детьми занимаюсь я, муж работает на основной работе, а также ведет секцию фехтования, в которой также тренируются и наши дети. Да, финансовая сторона может и страдает, но у нас такие ценности – семья на первом месте. Мы вкладываем в детей свои ресурсы: время, опыт, знания, эмоции, чувства.

За этот год на семейном обучении Иван имел опыт сдачи промежуточной аттестации в своей школе, к которой мы сначала прикрепились. Это несколько добавило стресса: дело в том, что программа, по которой мы занимаемся, и школьная программа не всегда совпадают. То есть в каких-то вещах мы убегаем вперёд, до каких-то к моменту аттестации ещё не добрались, и при подготовке к сдаче теста, нам приходится в короткий срок добирать разницу в знаниях со школьной программой.

Кроме того, в нашем семейном обучении нет школьной системы оценок, когда ученик боится, что за ошибку будут ругать, снизят оценку и тому подобные недоразумения. И вот только Ваня начинает раскрываться, обретает уверенность в себе, как вновь надо готовиться к тестированию и бояться какой-то отметки, несдачи. Так что стресс от промежуточных аттестаций был, пожалуй, единственным "жирным" минусом нашего семейного обучения. Однако, законодательством промежуточные аттестации рекомендованы и не являются обязательными, кроме государственных экзаменов (ОГЭ, ЕГЭ). Так что плюсы семейного обучения с лихвой перевешивают.

У нас четверо детей. С тремя старшими мы уже ушли на семейное образование, младший должен пойти в школу в этом году, с ним мы тоже собираемся учиться дома. Старшему Сергею будет скоро тринадцать лет, Никите десять с половиной, Диане девять, а Макару семь.

Впервые я столкнулась тем, что детей можно учить вне школы, глядя на наших соседей. Женщина-педагог сама вела свою дочку до четвёртого класса. Однако когда подросли младшие дети, она всех отправила в школу. На их примере я поняла, что это возможно.

Когда пришло время Серёже идти в первый класс, мне было тревожно за него, так как мой школьный опыт был негативным. Я хорошо училась – никаких проблем, но климат в классе был просто ужасным. Нет, я не подвергалась травле, хотя и такое может случиться с ребёнком, но пришлось научиться давать отпор обидчикам. В числе прочего, я столкнулась и с подростковыми домогательствами.

Считается, что дети, находясь в среде сверстников, обучаются жить в коллективе… Я уверена, что это совершенно не так. Дети одного возраста не могут ничему научиться друг у друга. Вот, например, в семье есть определённая иерархия: родители, которые имеют богатый жизненный опыт, старшие братья и сёстры, совсем малыши. И вот они друг у друга учиться могут: младшие смотрят на старших, те, в свою очередь, опираются на авторитет родителей. А в школе получается коллектив неестественный и нездоровый.

Тем не менее, Серёжа в первый класс пошёл. Я заранее нашла хорошего учителя младших классов, всегда была в родительском комитете, была в курсе ситуации в классе. С Серёжей, а затем и с Никитой, всё прошло более-менее благополучно. Но когда пришёл черёд переступить школьный порог Диане, всё изменилось. Дочка пошла к тому же педагогу, что и Сергей – я была спокойна, ведь с учительницей мы были уже хорошо знакомы, с сыном всё в порядке. Но неожиданно у нас стал разворачиваться конфликт: учительница всё время сравнивала Диану с Серёжей, ставила его в пример, девочка сильно расстраивалась.

Школа вообще на Диане сказалась плохо. Учителя, конечно же, не могут отступать от своих программ, норм и правил, рассчитанных на среднего ученика этого возраста. А в школе нет средних учеников, там есть очень разные мальчики и девочки, каждый со своим характером и потребностями, со своим темпом учёбы. Такое усреднение ни к чему хорошему привести не может. Диана закончила первый класс с трудом, хотя внешне всё было хорошо – ни двоек, ни троек. Но моя живая, активная и любознательная девочка всего за девять месяцев изменилась до неузнаваемости. Когда я говорила, что надо делать уроки, она зажималась, втягивала голову в плечи, глаза были потухшие. Давлением школа убила в ней любознательность и живость, а между тем, педагоги сходились на том, что Диана – одарённый ребёнок.

После этого мы попробовали поменять школу, но и на новом месте ситуация существенно не улучшилась. Через полгода я окончательно поняла, что дело не в школе, а в самой системе образования, и забрала детей из школы совсем. Первое, с чем сталкиваешься при переходе на домашнее обучение, – это страх. Это естественно, ведь нам уже на подкорку записана программа: детский сад – школа – институт. Сворачивать с проторённого пути очень страшно, не знаешь, с чего начать, за что браться, как всё успеть.

Дети есть дети, перейдя на семейное обучение, они ожидали, что я, как учительница, буду над ними сидеть, жёстко командовать. Но я-то понимаю, что если я сейчас на себя роль учительницы возьму, то не было и смысла переходить на семейное обучение – на выходе-то тоже самое, то же учение из-под палки. Моя задача была в том, чтобы сломать эту программу, сделать обучение интересным. После школы у них абсолютно потеряна самоорганизация, они не понимают, зачем им это надо.

На семейном обучении стали видны и другие проблемы: оказалось, что в уже пройденном в школе материале, у них зияют большие пробелы. Где-то что-то недопонял во время объяснения новой темы, где-то что-то забыл, и всё, это начинает нарастать как снежный ком в более трудных смежных темах. А учителю некогда возвращаться назад и искать белые пятна у каждого в классе. Самое удивительное, что дети при этом успешны в предметах, каким-то образом получают хорошие отметки, а родители даже не могут знать, где ребёнок "просел".

Ещё в школе есть такой неприятный момент, что знания, которые там выдают, совершенно оторваны от нашей жизни, непонятно, как к ней прилагаются и до крайности обезличены. То есть информация, которую говорит учитель, сама по себе, а жизнь ребёнка сама по себе. Я долго билась над проблемой, как подтянуть с сыном математику, пока наконец-то не наткнулась на историю этой науки. И когда мы стали с ним читать о том, как и кем были открыты эти математические законы, при каких обстоятельствах, как учёные прошлого до этого додумались, какие они ставили опыты – наука сразу ожила, стала понятной и, главное, интересной. Причём не только для Серёжи, но и для меня самой.

Конечно, четверо детей занимают почти всё моё время, я работаю на фрилансе, но центральное место в моей жизни занимает семья и воспитание детей.

На сегодняшний день мы ещё не дошли до такого подвига, чтобы писать свою учебную программу. Сейчас я сажу перед собой своих детей и спрашиваю у них: "Чем мы будем сегодня заниматься?" Они отвечают: "спортзал, шахматы, художка, музыкальная школа" – таким образом, у нас и составляется программа. Все остальные предметы, например, окружающий мир, мы смотрим по интернету. Диана просто забивает в поиск то, что ей интересно: кошки, мышки, пауки, лисицы, ежи – и они всё об этих животных смотрят. Так же и со старшим сыном. Сейчас ему интересна астрономия. И мы вместе всю информацию о звёздах и планетах ищем в сети.

То есть пока наши программы изучения достаточно спонтанны. Русский и математику в этом году мы пока не трогаем. Сначала я переживала из-за промежуточной аттестации. Но аттестация – это право ученика, а не обязанность. То есть можно сдавать, а можно не сдавать. А главное, раз сдавать можно когда угодно, то можно подготовиться! Тогда я решила, что не обязательно всем троим детям сдавать в один год: в следующем году буду готовить к аттестации Серёжу, затем Никиту и так далее. В этом году мы решили вовсе не проверять наши знания. Сейчас для нас важно заниматься тем, что нравится детям, и пробуждать интерес к учёбе.

У меня двое детей 8 и 12 лет, и с семейным образованием я столкнулась вынужденно. Из двух моих дочерей дома учится только старшая, 12-летняя Мира. Дело в том, что до этого мы жили в Болгарии, и Мира уже отучилась в болгарской школе 2 класса. Преподавали там, разумеется, на болгарском. В остальном программа мало чем отличалась от российской: математика, природоведение, труды с местным колоритом, чистописание с использованием кириллических букв. Получала Мира там одни шестёрки, что означает высший балл. Однако нам пришлось вернуться в Россию и что-то решать с дальнейшим обучением. Пока мы переезжали, был потерян год. Психологи рекомендовали пока обучаться моей дочери на дому, чтобы адаптироваться к русскоязычной среде и догнать российскую школьную программу. А Ева, младшая дочка, в Болгарии ещё не учившаяся, пошла в первый класс на общих основаниях.

Адаптации помогает то, что дома в Болгарии мы говорили на русском. Мало того, у нас с мужем филологическое образование, поэтому на автомате поправляем всегда в семье неправильное произношение или неверный подбор слов в плане стилистики. Может, это помогло Мире сдать русский на хорошо за второй класс. А в русской школе учителя были приятно удивлены и хвалили нас.

План обучения мы строим следующим образом: когда у меня есть время, я смотрю в составленный заранее график занятий, мы выбираем вместе с дочерью предмет и час занимаемся, например, математикой. Потом перерыв – и ещё час русского или английского. Основной упор идёт всё-таки на математику и русский язык – каждый день по будням, остальные предметы – примерно по 1 часу в неделю. Темы занятий строю, исходя из учебного пособия, которое есть на руках. Мы попросили у всех знакомых уже ненужные им учебники и рабочие тетради, к тому же в интернете очень много учебного материала на любой вкус.

Думаю, Мире легче обучаться дома в том плане, что родители мы не очень строгие, даже наоборот. И если дочери совсем невмоготу сегодня заниматься, мы идём навстречу. Разбираем каждую тему досконально, с шутками и прибаутками, с примерами из окружающей нас жизни, останавливаясь на ней на столько часов, сколько требуется для её усвоения. А вот с мотивацией сложнее: в коллективе всё-таки веселее, есть с кем соревноваться, есть с кем сравнивать свои знания и умения, есть перед кем немного приосаниться своим успехами. Дома же ты как в вакууме. Только раз в год во время экзаменов можешь понять, насколько вообще эффективным был процесс обучения. Некоторые абстрактные понятия, изучаемые в школьной программе, в реальной жизни не используются. Как объяснить, зачем они нужны? Я лично затрудняюсь.

У меня очень напряжённый рабочий график – я работаю из дома, но иногда это подразумевает 8-10 часов плотной работы с очень короткими перерывами. Иногда работаю ночью, тогда днём отсыпаюсь, поэтому зачастую отследить, занималась ли Мира сегодня, не удается. Даю ценные указания мужу, самой Мире, но они оба могут в итоге прогулять уроки. Если я строго скажу, что пора заниматься прямо сейчас, дочь соглашается. Но будет ли она готова усвоить знания именно сегодня, зависит от её настроя, иначе урок превращается в отсидку без проблеска интеллектуальных усилий. И в таком случае проще перенести урок на следующий день.

Без меня Мира может решать знакомые примеры, если я четко укажу ей номера заданий. Но часто подходит и спрашивает, если что-то неясно, так что всё равно это требует моего постоянного участия. А уж новую тему объяснять нужно мне. Есть сейчас видеоуроки в интернете, я пока не поняла, насколько они помогают в нашем случае. Всё равно я объясняю потом снова всё, причем несколько раз. И сталкиваюсь с тем, что на экзамене, несмотря на десятки уже решенных задач, ребёнок мало что помнит из того, что мы проходили. Поскольку в болгарской школе у неё проблем не было, считаю, что это я не способна обучать её так эффективно, как это делают учителя, которые учились этому несколько лет.

Я считаю, что домашнее образование подходит энтузиастам этого дела и детям с особыми талантами. Например, ребёнок занимается спортом, и у него нет времени на обучение в школе. Или нужно сделать упор на какой-то предмет особо, а на остальные тратить меньше времени. Если родители готовы вкладывать огромное количество усилий, изучить методику преподавания различных предметов и творчески подходить к делу, если у них есть на это время, да, это здорово экономит время ребёнка, которое в школе порой уходит впустую, пока учитель объясняет материал отстающим или устраивает выволочку опоздавшим на урок. Но работающим родителям практически невозможно, я считаю, обеспечить ребенку в полной мере то, что школа делает профессионально. Системный подход к обучению, специально разработанные методики – всё это уже существует в школе, так стоит ли родителям изобретать велосипед самим? Я знаю прекрасную семью, где двое детей обучались дома в началке, а затем успешно сдали экзамены и учатся в обычной школе. И знаю тех, чьи дети не смогли сдать экзамены и перейти в следующий класс, несмотря на огромный энтузиазм и старания родителей. Каждый случай индивидуален. Мира, например, мечтает учиться со сверстниками в коллективе, а Ева – моя младшая дочка – ни за что не откажется от общения со своей любимой учительницей и одноклассниками, от столовой с разнообразным меню, от дежурства по классу и возможности ответить на уроке лучше всех, чтобы получить пятёрку. Об этом она нам не устает повторять, когда мы предлагаем ей перейти на домашнее обучение.

Фото: yandex.ru/images
Фото: личный архив героев

Cледите за главными новостями Кемеровской области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».