Великие глаза страха: топ-10 фобий кемеровчан

А чего боишься ты?!

11.07.2018  08:29
Общество
1217

Какими мы бы ни были разными, всех нас объединяет одно – страх. Рациональный страх – лучший друг человека, он охраняет нашу жизнь, словно верный пёс: предупреждает об опасности, не позволяет быть опрометчивыми, делает нас осмотрительней и осторожней. Но иногда наш страх не основывается на реальных угрозах, и мы не всегда можем понять его корни. Такой страх, называемый фобией, заставляет бояться самых неожиданных и безобидных вещей. Мы поговорили с кемеровчанами и узнали, чего боятся жители нашего города.

Надвигающиеся макеты планет

Кристина: со своим необычным страхом я столкнулась на первом курсе университета, когда мы всей группой пошли в планетарий. Я была в приподнятом настроении ровно до тех пор, пока не включили проекторы и представление не началось. Изображение такое объёмное, и планеты вращаются вокруг, надвигаются на тебя – меня это очень испугало. При этом мой страх от этого зрелища имеет двойственную природу: с одной стороны, это заставляет оцепенеть, а с другой – завораживает. После этого я нарочно рассматривала картины с изображением планет. Меня охватывает непередаваемое чувство, когда я смотрю на чёткие очертания небесного тела и ту резкую грань, где её контур заканчивается и начинается бездна.

Что самое интересное, до этого я увлекалась астрономией, мне нравятся и звёзды, и планеты, на небо я смотрю без страха. А вот когда картинка большая, объёмная, реалистичная – прямо мурашки бегут по спине.

Иногда я задумывалась над корнями этого страха перед огромными неуправляемыми предметами, которые надвигаются на тебя – может, это так выражается боязливость большой ответственности, с которой можешь не справиться? Возможно, это связано с тем, что в детстве было много сложных требований от взрослых. То есть подсознание как бы олицетворяет взрослого человека в виде огромной нависающей над тобой планеты.

Бесконечный мрак метрополитена

Дарья: глубинный страх подземки жил во мне, сколько я себя помню. Но впервые он вышел на поверхность и стал осознанным в 14 лет, когда я впервые спустилась в метро. Страх начинается уже с самого спуска. Пока эскалатор едет вниз – долго и медленно – я чувствую некий дискомфорт: как будто дышать становится тяжело, потому что вокруг много людей и спёртый воздух.

...А в мыслях осознание того, что над головой целый город. А ещё боязно, что замешкаешься на эскалаторе и зажует шнурок, или кто-то резко остановится и все упадут друг на друга. Прибавьте к этому, что на перронах довольно мрачно, ну, или это я так воспринимаю. Всё время мне кажется, что кто-то из людей неловко пройдёт мимо и случайно, а может, и специально, столкнёт с перрона прямо на рельсы. Пугает и то, что поезда очень близко к платформе проносятся, и эта бесконечная давка в дверях. И тьма в тоннелях.

В общем, моя фобия складывается из совокупности всех этих факторов. А если какие-то элементы встречаются по отдельности, они не имеют надо мной такой уж силы. Так, например, я спокойно езжу на эскалаторах в торговых центрах – там они не такие длинные, а вокруг много открытого пространства. Спускаясь в подвал, погреб или подземный переход, я тоже не ощущаю страха.

Большую часть моей жизни фобия не особо мне мешала, так как в Кемерове метро нет. Но в поездках приходится подземки избегать, и из-за этого я перемещаюсь по городу на общественном транспорте, а на это уходит больше времени из-за пробок. Кроме того, в будущем я бы хотела переехать в один из городов-миллионников. Значит, момент с перемещением до работы от дома придётся продумать детально, чтобы избежать стресса.

Мучительное ожидание

Елена: не могу выносить, когда рядом надувают воздушные шары. Постоянно жду, что они лопнут. Ну, казалось бы, лопнут и лопнут – от этого ещё никто не умирал. И умом я это прекрасно понимаю, но выносить напряжённое ожидание этого, не могу. Когда шарик наконец лопается, я даже испытываю какое-то облегчение. Но ждать этого очень мучительно. В тоже время избегать шаров в нашей жизни крайне трудно, они повсюду: ими украшены витрины магазинов, их дарят на дни рождения, они присутствуют на всех детских праздниках. Отдельная тема – это дети: когда они начинают тискать в руках шарики, я выбегаю в другую комнату. Наверное, я вызываю недоумение у окружающих, но мне всё равно.

Похожее чувство я испытываю, когда, например, приходится открывать бутылку шампанского. Я раскручиваю проволоку и крепко держу крышку. Я знаю, что пробка вылетает не с такой уже неодолимой силой, но за те мгновения, что я ослабляю хватку и жду, пока пробка выскальзывает из горлышка, я зажмуриваюсь, морщусь и в душе вся поддаюсь панике: мне кажется, вот-вот произойдёт какой-то гигантский взрыв, хотя знаю, что это не так.

А ещё, когда сильный шквалистый ветер свистит в приоткрытом окне, то мне кажется, будто вот-вот он выломает раму. И слушая, как нарастает порыв, я вновь испытываю ужас от этого ожидания. Его же я ощущаю в момент, когда самолёт разгоняется и готовится к взлёту (летать я при этом не боюсь). Двигатели начинают реветь всё выше и выше и мне страшно слушать этот звук. До какого предела он может дойти и чем кончится этот всё более громкий рёв?!! – спрашивает у меня моё подсознание.

Неведомые глубины

Лия: я испытала страх, когда отдыхала на море. Знаете, есть такие экскурсии, где на кораблике плаваешь, и там предлагают поплавать в открытом море, конечно же, в спасательном жилете. Я не отказалась и почувствовала себя крайне некомфортно. Я и сейчас, когда отдыхаю на воде, могу заплыть на глубину, но испытываю при этом сильный страх. При этом я боюсь не утонуть, а неизвестности, того, что (или кто) может там таиться. Приходит такая тревожная мысль: океан до конца не изведан, и всё такое... По-любому там что-то скрывается (смеётся). И мало ли какая штука выплывет! Даже если акулка рядом проплывет – мало приятного. Поэтому безопаснее рядом с берегом поплескаться. Но я всё равно стараюсь пересилить свой страх и заплыть подальше, говорю себе: "Лия, ты совсем тю-тю, там никого нет, плыви давай".

В общем-то, у этого страха есть много общего с боязнью темноты, когда мы боимся неизвестного, того, что не можем увидеть. Темноты я тоже боюсь, а ещё боюсь мутной воды, пусть и неглубокой. Там ведь тоже может быть скрыто всё что угодно, например, утопленник. Только представьте, что холодная мёртвая рука задевает вас за ногу… Из-за этого даже не помню, когда в последний раз плавала в речке, озере. Мне нужно, чтобы вода была прозрачная.

Грозная зелень

Вероника: с детства я боялась больших зелёных листьев. Не знаю причину этой боязни, но огромные зелёные листы вызывают у меня омерзение. То есть да, меня реально отогнать большим лопухом (смеётся). Не знаю, как передать это ощущение, но большие листы, как, например, у лопуха или хрена, вызывают у меня отвращение и тревогу. Будто они могут бесконтрольно разрастаться, заполоняя всё вокруг. Иногда моя фобия настигает меня внезапно и застаёт врасплох: например, дарят мне букет цветов, а там огромные листья для украшения или приносят блюдо в кафе, украшенное целым пучком салата. Конечно, фобия доставляет мне дискомфорт в таких ситуациях, но всё же эти чувства не настолько сильные, чтобы я не могла держать себя в руках.

Михаил: это может показаться смешным, но меня по-настоящему пугают гладиолусы. Вы видели головки этих цветов? Это же настоящие разверстые пасти чудовищ! Мне даже на рынке неприятно на них смотреть. Стоит ли говорить, что я ни за что не соглашусь спасть в доме, где стоит букетик этих цветов?

Фарфоровые соглядатаи

Владислав: помню, было мне лет 15, когда я остался ночевать у друга. У него есть младшая сестра, которая коллекционирует куклы. Выглядит её коллекция очень здорово: экземпляры все качественные, насколько я знаю, там есть и импортные дорогие куклы. Красивой её коллекция выглядит при свете дня, но не в лучах луны. Комнату для ночлега мне отвели именно с собранием кукол. В ту ночь я уснуть так и не смог из-за чувства беспокойства и постоянного ощущения, что они смотрят на меня. Знаю, это звучит смешно, но избавиться от этого ощущения мне не удалось.

Не думаю, что на мою фобию повлияли фильмы ужасов. Надо сказать, это мой любимый жанр, смотрю почти все хорошие новинки и классику тоже. А больше всего мне как раз нравится кино про кукол. Наверное, так для меня ощущения острее. Например, "Мёртвая тишина" – один из моих любимых фильмов. В то же время, когда я смотрю кино, в глубине души я понимаю, что эти куклы не настоящие, поэтому так щекотать себе нервы приятно, а вот вновь переночевать в комнате с куклами я бы ни за что на свете не согласился.

Бездушные ростовые куклы

Дарья: я боюсь ростовых кукол. Кажется, это началось пару лет назад. В какой-то момент я просто начала цепенеть от вида промоутеров и аниматоров на улице, одетых в костюмы мультяшных существ. По возможности, я старалась переходить на другую сторону улицы или просто убегала. Друзья и любимые по-доброму смеются, но если впереди какой-нибудь чебурек ходячий или огромный плюшевый кот – предупреждают. А в этом году я поехала волонтёром в Екатеринбург на Чемпионат Мира, и, как назло, пришлось работать рядом с маскотом Забиваки. Я сжимала зубы, сторонилась, но выполняла свою работу.

Мне сложно понять причину своего страха. Я чувствую, что это огромные странные существа без изменений эмоций на лице/морде, с непропорциональными руками и ногами, которые движутся невпопад. Это и пугает. Некоторые куклы, например, в туристических местах Питера и Москвы, ещё и обнять или потрогать пытаются, что я просто ненавижу! В них нет человечности, живости и гармоничности. Плюс я не знаю, что именно за человек внутри костюма, и это пугает.

Мохнатые лапы

Валерия: до ужаса боюсь ночных мотыльков. Причём бабочки такого ощущения не вызывают. А вот мохнатые жирные тела мотыльков доводят меня до паники. Я даже фотографии не могу спокойно смотреть. А ведь я врач – присутствую в операционной, каждый день вижу такие пугающие обычных людей вещи, как кровь, открытые кости и т.п. Отношусь к этому совершенно спокойно. А вот мохнатые насекомые – пауки, многоножки, гусеницы, мотыльки – способны заставить меня потерять самообладание. Доходит до того, что когда мотылёк залетает в окно, я прячусь под стол и кричу до тех пор, пока кто-нибудь из домашних его не выгонит. Мотыльки из всех насекомых хуже всего – остальные хотя бы не летают и не перемещаются по комнате быстро и внезапно. Никогда не знаешь, где может оказаться залетевший мотылёк в следующую секунду. Не знаю, почему именно меня пугают ворсинки на их телах, но это чувство строится на невыносимом отвращении.

Антон: моя арахнофобия началась в возрасте 4-5 лет. Была история с двумя птицеедами, которых я опрокинул на себя вместе с террариумом. А случилось это так: в один прекрасный день я был у друзей семьи и решил узнать, почему в их аквариуме нет воды. Мои неловкие попытки залезть и посмотреть что же там такое, в конце концов, спровоцировали то, что я опрокинул на себя весь стеклянный ящик. Когда я, лёжа на полу, пришел в себя, то увидел двух птицеедов мирно сидящих на моей груди.

После этого я не сталкивался с такими огромными пауками, благо, в Сибири живём. Но мне и маленьких, и средних хватает. Как-то раз я просидел целый день голодом, потому что паучку вздумалось свить паутину в дверном проёме, и он не пускал меня на кухню.

Боюсь пауков до такой степени, что не могу их видеть даже на экране. Не могу поиграть в большое количество видеоигр, в которые очень хотел бы поиграть, люблю цикл про Гарри Поттера, но даже книгу тяжело читать.

Омерзительные отверстия

Леонид: не все знают, что такое трипофобия. Это страх или неприязнь перед скоплением небольших отверстий. Я помню когда и после чего это началось. Мне было 8 лет, когда мой дед решил сделать пристройку на даче. Он неудачно встал ногой на неустойчивую балку и рукой приземлился прямо в ведро с гвоздями. Когда он достал руку, она вся была утыкана гвоздями – не глубоко, но зато сплошным ковром. Гвозди вытащили, и мне "посчастливилось" увидеть множество круглых ранок на его руке.

Теперь, когда я вижу скопление мелких отверстий на чём-либо, даже на неодушевлённом предмете, это вызывает у меня ассоциации именно с кровоточащими отверстиями, или последующему заражению этих самых отверстий, ну знаете, столбняк, нагноения и прочие выделения…

В целом, мне моя фобия как-то ощутимо жить не мешает, но проявиться она может совершенно не к месту. Допустим, говоришь ты по телефону и вдруг натыкаешься на ремонтируемый фундамент дома, в котором используют пористый кирпич, может немного встряхнуть от макушки до пяток, а может прям внутри скрутить на пару секунд, и ты напрочь теряешь нить разговора и в целом понимание, куда ты шёл.

Анна: мне кажется, у меня всегда была неприязнь перед часто повторяющимися дырочками, особенно если дырочки немного выпуклые и внутри них что-то есть. Это похоже на нарывы или какую-то кожную болезнь. До определённого момента я просто не знала, как называется это чувство, а несколько лет назад натолкнулась в интернете на термин трипофобия. Оказалось, я такая не одна, многие люди сталкиваются с этим странным явлением. Однажды произошло кое-что, что навсегда оттолкнуло меня от привычки искать материалы о трипофобии в интернете. Я читала статьи, там было множество иллюстраций на эту тему, но они лишь вызывали небольшой дискомфорт и щекотали нервы. А ниже было прикреплено видео, где было показано, как в ветеринарной клинике, где-то в Африке, из кожи собаки врач удаляет личинки овода. Боже мой! Ничего более отвратительного я в жизни не видела! Честное слово, ещё три дня я не могла успокоиться, мне всё время вспомнилось увиденное, и я все эти дни чесалась и передёргивалась. С тех пор больше не смотрю ничего на эту тему.

Жуткие клоуны

Настасья: клоунов я боялась с детства, и известные фильмы ужасов здесь не при чём, когда я была маленькой, мне такое смотреть не разрешали. Зато водили в цирк, где во время клоунады я чувствовала себя не комфортно и испытывала отвращение. Сложно даже сказать, на что похож мой страх, мне просто хочется, чтобы скорее я перестала их видеть. Они пытаются казаться дружелюбными, весёлыми, и всё это очень фальшиво выглядит. И ты начинаешь задумываться, что же у них на уме на самом деле.

Лариса: когда я была маленькой, родители часто водили меня в цирк, и я цирк очень любила. Исключение составляло выступление клоунов. Во время клоунады артисты поднимались к зрителям, пожимали детям руки, кидали мячи, выводили на арену. И когда сидишь внизу (а родители часто покупали билеты там), существовал риск, что клоун выберет именно тебя. Я всегда этого очень боялась. В своём жирном гриме клоун казался мне каким-то сальным, нечистым и я испытывала брезгливость. Когда я выросла, то прочитала книгу Стивена Кинга "Оно", а затем и кино посмотрела. Это закрепило мой страх к клоунам. Хотя он оказался не настолько сильным, чтобы не водить в цирк своих детей, когда они были маленькие, однако клоуны мне всё ещё неприятны.

Фото: unsplash.com, pexels.com, freeimages.com

Cледите за главными новостями Кемеровской области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».