На волне: 7 фильмов о радио

7 мая 1895 года теперь уже знаменитый на весь мир русский физик Александр Попов провел первый засвидетельствованный сеанс радиосвязи. Сегодня День радио – праздник всех, кто имеет отношение к транзисторам, антеннам, динамикам и частотам, кто работает в прямом эфире или просто любит послушать свой радиоприёмник.

AVOKADO поздравляет всех радийщиков с профессиональным праздником и предлагает подборку из семи кинофильмов о радио. 

07.05.2014  08:26
Общество
590

Эпоха радио / Radio Days (США, режиссер Вуди Аллен, 1987)

Легкий, весёлый, ироничный, музыкальный и подчас тонко лирический фильм-воспоминание о бруклинском детстве Вуди Аллена (или его альтер-эго) 1930-1940-х годов.

У зрителя есть редкая возможность заглянуть в те времена, когда телевидение ещё не завладело массовым сознанием, когда семьи по вечерам собирались возле приёмников размером с комод, из которых звучал залихватский джаз, классическая музыка или вечернее театральное шоу. Взрослый авторский голос режиссёра за кадром (как радиоведущий?) анонсирует нам проделки маленького еврейского мальчика из Нью-Йорка, живущего радиопостановками, комментирует, сплетая в общий сюжет воспоминаний, кучу забавных историй, баек и случаев. Характерный юмор "нью-йоркского интеллектуала" и его большой еврейской семьи, с которой, кажется, и придуманы тысячи анекдотов, а также щемящая ностальгия по ушедшему времени – вот чем запоминается этот фильм.

Отдельного упоминания, конечно, заслуживают и две неизменные музы Вуди Аллена 70-80-х годов XX века – Миа Фэрроу и Дайан Китон. Ведь это единственная картина в фильмографии мастера, в которой они снялись вместе. 

Доброе утро, Вьетнам! / Good Morning, Vietnam! (США, режиссер Барри Левинсон, 1987)

В фильме про реально существовавшего армейского радиоведущего Эдриана Кронауэра Барри Левинсону удалось мастерски соединить массу уморительно комических моментов с вполне серьезными вопросами о противостоянии живого, доброго, открытого человека и бездушной системы, в которой этот человек должен выполнять необходимые функции. События, как вы понимаете, происходят на вьетнамской войне, однако перед нами, пожалуй, одна из лучших комедийных ролей Робина Уильямса, который, как говорят американские очевидцы, перед микрофоном импровизировал намного энергичнее и смешнее самого Кронауэра. Конечно, в фильме звучит много хорошей рок-музыки. Конечно, иногда главный герой преодолевает цензурные границы. Конечно, фильм не так прост и легковесен, как кажется. И этим он замечателен.

Не лишним будет отметить и тот факт, что хорошенько размявшись на вьетнамской теме, через год Барри Левинсон снял четырежды оскароносного "Человека дождя" (1988) с Томом Крузом и Дастином Хоффманом.

Сыграй мне перед смертью / Play Misty for Me (США, режиссер Клинт Иствуд, 1971)

Напряженный триллер, название которого буквально переводится "Поставь мне "Туманно"" – режиссёрский дебют звезды вестернов Клинта Иствуда. Он же играет и главную роль – популярного калифорнийского диск-жокея Дэйва, которому в эфир постоянно звонит незнакомка и просит поставить известную балладу "Misty". Магия голоса, что так свойственно радио, в этом случае оказывается, так сказать, чёрной магией, влекущей к страсти, загадкам и… Впрочем, не будем раскрывать всех тайн. Фильм отлично держит зрителя в напряжении, и, что особенно здорово, делает это не благодаря сценам насилия и кровопролития, а благодаря отличной актёрской игре и крепкому сценарию.

Рекомендуется не только поклонникам старика Иствуда, который тут ну просто в самом расцвете сил, но и всем, кто не боится пощекотать собственные нервы.

Питер-FM (Россия, режиссер Оксана Бычкова, 2006)

Лирическая мелодрама Оксаны Бычковой, в каждом кадре которой красота города-мечты многих россиян переплетается с романтикой первой подлинной любви, была чрезвычайно успешна в коммерческом плане (сборы фильма почти в семь раз превзошли его бюджет). И это не просто результат хорошей рекламной кампании. Когда несколько лет назад фильм шёл в кинотеатрах, о нем рассказывали друзьям, советовали сходить в кино, включали его в программу первого свидания. Это и понятно. Зрители соскучились по хорошему, поэтичному, не пошлому "городскому романсу", как назвал его кинокритик Сергей Кудрявцев.

В этой истории мобильно-телефонных отношений девушки-диджея Маши (смешливая и очаровательная Екатерина Федулова) и талантливого архитектора Максима (мужественный Евгений Цыганов), живущих в огромном городе, привлекает не только череда комически неудачных попыток встретиться, но и уверенность в том, что эта самая желанная встреча обязательно произойдёт. После фильма вы долго будете напевать его главную мелодию, исполняемую в десятке вариаций. И, конечно же, настроенческие песни "Города 312" и "Мумия Тролля".

Если вы не видели этот фильм, обязательно посмотрите. Если видели – пересмотрите и получите удовольствие снова. 

День радио (Россия, режиссер Дмитрий Дьяченко, 2008)

Нельзя обойти вниманием это произведение "Квартета И", уже частично разошедшееся на цитаты, как и всё их творчество. Картина рассказывает о не совсем обычном дне из жизни столичного "Как Бы Радио". Надо срочно придумать новую тему для дневного эфира, провести радиомарафон в поддержку чего-нибудь очень важного и сенсационного… Да, чего угодно! Для этого ведь и есть креативный отдел. А креативщики накреативили такое, что выходя из кинозала (или из собственного зала на кухню за чаем), зритель чувствует, что неплохо прокачал мышцы пресса, пока смеялся над всеми шутками "Квартета И".

Да, многие говорят, что "День выборов" был посильнее, но и этот "день" зритель запомнит надолго. Отчасти и потому, что по ходу радиомарафона на эфир "Как Бы Радио" приходит добрая половина современной отечественной рок-сцены. Особенно впечатляет проникновенная "Забери" Сергея Бабкина (того самого, из группы "5"Nizza") под гитару, кларнет и битбокс.

Рок-волна / The Boat That Rocked (Великобритания / Германия / Франция, режиссер Ричард Кёртис, 2009)

Почти ровно через год после нашего "Дня радио" британцы сняли "их ответ Чемберлена" – фильм "Рок-волна", тонкое каламбурное название которого, на самом деле, с трудом переводится примерно как "Лодка, которая танцевала рок". Фильм рассказывает историю пиратской радиостанции, вещавшей, вопреки всем запретам, с корабля в Северном море. Ричард Кёртис, автор нетленного рождественского суперхита "Реальная любовь", и в фильме про радийщиков устроил настоящую феерию английского юмора, рок-музыки, танцев и борьбы с консервативными чиновниками британского Минкульта, которые строят всяческие козни свободолюбивым королям нелегального эфира.

Билл Найи (морское чудовище Дэйви Джонс из "Пиратов Карибского моря" и стареющий рокер из "Реальной любви"), Филип Сеймур Хоффман (обладатель Оскара за лучшую мужскую роль) и Кеннет Брана (известный любитель экранизировать пьесы Шекспира), равно как и другие актёры, один из которых поразительно похож на ведущего радио "Маяк" Сергея Стиллавина, уж точно не дадут вам заскучать. А главное, помогут почувствовать, что рок всё-таки жив и, как говорят на "Маяке", жизнь продолжается. Кстати, именно ведущие "Маяка" выполнили русский дубляж "Рок-волны".

Клуб неудачников / Kaybedenler kulübü (Турция, режиссер Толга Орнек, 2011)

Главные герои "Клуба неудачников" – сорокалетние (или около того) мужчины, в целом одинокие, несмотря на обилие поклонниц и коротких романов. Как и многие их современники, Каан и Мете несколько инфантильны и боятся ответственности. Они зарабатывают себе на жизнь довольно странными способами: Каан издаёт интеллектуальную литературу, которая уже никому не нужна в конце 1990-х годов, Мете держит бар в хулиганском районе Стамбула и коллекционирует грампластинки. Безо всякой коммерческой заинтересованности друзья ведут ночное шоу "Клуб неудачников" на станции Kent FM. И хотя их эфир – это просто импровизированные разговоры о жизни, чтение собственных стихов, любительское философствование и провокационное, на грани фола общение с радиослушателями по телефону, популярность передачи постепенно растёт. Как и недовольство контролирующих органов: не забываем, что Турция – это всё-таки страна Ислама. Разумеется, по ходу действия циничное, по-детски категоричное отношение героев к жизни и к людям проходит проверку на прочность. Каан и Мете многое с горечью понимают. Например, о женщинах: "Они влюбляются в те качества, что делают тебя тобой, а потом пытаются лишить их тебя".

P.S. Обязательно посмотрите этот фильм – редкий пример очень хорошей мелодрамы про мужчин и для мужчин!

С Днём радио! Stay tuned! Оставайтесь на нашей волне!

Автор: Станислав Оленев

Cледите за главными новостями Кемеровской области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».

Теги: WEEKEND