Правительство Кузбасса против экспорта угля по коридору «Север-Юг»
Поставки угля из Кемеровской области в Индию по международному транспортному коридору «Север — Юг» на текущем этапе не представляют экономической выгоды. Об этом в беседе с ТАСС сообщил председатель правительства региона Андрей Панов.
В начале 2024 года РЖД объявили о первой отправке двух составов с кузбасским углем в Индию по восточному маршруту МТК. Путь пролегал через Казахстан и Туркменистан до иранского порта Бендер-Аббас. На границе Туркменистана и Ирана груз был перегружен в вагоны с колеей железных дорог Ирана (1 435 мм). Далее уголь морским путем доставили из Бендер-Аббаса в порт Мумбаи.
По словам Панова, восточный маршрут, проходящий через Среднюю Азию и Иран, использовался лишь однажды — в прошлом году. Причина в том, что срок доставки превышает месяц, а себестоимость перевозки делает схему нерентабельной. Западное направление, проходящее через Азербайджан, также не используется: железнодорожного соединения с Ираном здесь нет, а портовая инфраструктура для обработки угля фактически отсутствует.
Необходимость поиска альтернативных логистических решений возникла в 2022 году, после введения западных санкций. Эти ограничения привели к резкому сокращению экспорта кузбасского угля в западном направлении. Если в 2021 году объем поставок составлял 115,1 млн тонн, то к 2024 году он снизился до 48,4 млн тонн. В результате основным вектором экспорта стало восточное направление. Однако, как отметил Панов, уже на протяжении последних трех лет объемы перевозок в этом направлении остаются стабильными и не увеличиваются, что связано с действующими соглашениями с РЖД и ограниченными возможностями инфраструктуры.
Cледите за главными новостями Кемеровской области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».