В Кузбассе внедряют новые правила работы с агрессивными детьми и конфликтами в школах

Руководителям образвательных учреждений и учителям Кузбасса разослали подробные инструкции, как действовать в конфликтных ситуациях и реагировать на агрессию детей и родителей
сегодня, 14:34
Общество
159

В ответ на участившиеся случаи агрессии среди школьников и необходимости защиты части и достоинства  учителей Министерство просвещения России разработало и направило в регионы новые инструкции для работников образования. 

Как педагоги должны будут действовать при агрессии школьников

Педагогам настоятельно рекомендуют в подобных ситуациях в первую очередь восстановить внутреннее равновесие: сделать несколько глубоких вдохов, занять устойчивую позу и почувствовать опору спиной. В инструкции особо отмечается, что учитель в любой конфликтной ситуации обязан действовать строго в рамках закона, не прибегая к физической силе, не повышая голос и не переходя на личности. Авторы документа подчеркивают, что агрессия со стороны ученика может быть обусловлена трудностями адаптации, подражанием взрослым или сложностями в семье; зачастую грубое поведение — это сигнал о внутреннем кризисе ребенка. Важно, чтобы педагог сохранял спокойствие и не стремился “победить” ученика в споре.

Учителю также предлагается проанализировать ситуацию, задавая себе вопросы: является ли подобное поведение для ученика типичным, вовлечены ли в конфликт другие дети и нет ли угрозы их безопасности. В зависимости от этого педагог выбирает тактику — может дать эмоциональную поддержку, проявить рациональный подход или, при необходимости, привлечь к решению вопроса охрану либо полицию.

Если же ситуация доходит до физической агрессии со стороны школьника, учителю следует в первую очередь обеспечить эвакуацию остальных учеников, поручить кому-то вызвать дежурного преподавателя или охрану, а самому сохранять безопасную дистанцию.

В общении с конфликтующим учеником педагог должен озвучивать его чувства словами, например: «Я вижу, ты злишься, ты расстроен. Это происходит потому что…?» Также рекомендуется перефразировать заявления ребенка без упрека или осуждения: «Я правильно понимаю, что ты…?», «Тебя сейчас задело…?». При этом учителю важно избегать негативных и агрессивных формулировок, а свои предположения уточнять у ребенка для подтверждения или опровержения. Вместо директивного «Успокойся!» предлагается использовать более эмпатичные формулировки, например: «Тебе важно, чтобы я тебя услышал?».

По возможности учителю лучше перенести разговор с ребенком на внеурочное время и обсудить произошедшее лично, без свидетелей (откладывать такую беседу не рекомендуется). После разговора педагог должен уведомить об инциденте классного руководителя, школьного психолога, службы медиации и родителей, при этом фокус делается не на критике ребенка, а на развитии совместных воспитательных стратегий. В завершение инструкции говорится, что педагогу крайне важно уделить время своему восстановлению и не стесняться обращаться за помощью к коллегам и специалистам.

Эффективное урегулирование школьных конфликтов: пятиступенчатая система

Министерство предписывает директорам кузбасских школ придерживаться чёткого сценария из пяти шагов, чтобы любой конфликт был разрешён не более чем за три дня:

  1. Оперативный сбор информации, вовлечение полиции при необходимости.
  2. Глубокое изучение ситуации — опрос всех причастных, участие школьного психолога.
  3. Передача серьёзных случаев в комиссию по урегулированию споров, которая теперь обязательно должна действовать в каждой школе.
  4. Контроль исполнения решений директором.
  5. Возможность обжаловать решение в региональной комиссии по защите профессиональной чести педагогов или даже в суде.

Особый акцент сделан профилактике. Необходимо предотвращать конфликты ещё в стадии зарождения, не допускать появления слухов и интриг в коллективе, вовремя замечать детей и семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Кузбасские педагоги - под особой защитой

Как подчеркнула министр образования Кузбасса Софья Балакирева, при областном министерстве функционирует специальная комиссия по защите профессиональной чести и достоинства педагогов. Любой учитель Кузбасса, столкнувшийся с притеснением, оскорблением или угрозой, может подать заявление , как по электронной почте, так и по обычному адресу в Кемерове. Комиссия разбирает обращения, помогает педагогам и, если нужно, подключает правоохранительные органы.

«При Министерстве образования Кузбасса создана комиссия по защите профессиональной чести и достоинства педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы дошкольного, начального, основного и среднего общего образования. Если вы считаете, что ваша профессиональная честь была задета, можете подать заявление любым удобным способом: по электронной почте или в письменной форме, направив письмо на адрес Министерства образования Кузбасса",  — отметила министр образования Кузбасса Софья Балакирева.

Cледите за главными новостями Кемеровской области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».