"Без помощи государства": как живёт сельский педагог, не попавший в программу "Земский учитель"
Пошёл по стопам мамы
Константин рассказал, что получил образование в Новокузнецком филиале КемГУ – там он окончил Естественно - географический факультет, а после прошел переподготовку и получил возможность преподавать биологию и ОБЗР.
Выбирая профессию педагога, Константин пошёл по стопам своей мамы, которая преподает географию и химию в школе села Казанково.
- Этой осенью уже будет 10 лет, как я работаю учителем, - рассказывает Константин. – Конечно, случались моменты, когда было особенно тяжело, особенно в первые годы, тем более, и зарплаты тогда были, мягко говоря, невесёлые. Моя первая зарплата в 2015 году составила 9000 рублей. Но дело не только в деньгах – было непросто переобучиться в плане методики преподавания. В университете учат по старым стандартам, а жизнь не стоит на месте, всё меняется, поэтому приходилось переучиваться в каких-то моментах буквально на ходу.
Благо, что школа в Казанково – родная для Константина. Здесь работает его мама, которая поначалу помогала и подсказывала сыну в плане методической работы, составления поурочных планов, разбираться в тех или иных ситуациях.
Учителем географии в общей сложности Константин проработал три года. За его спиной работа в Новоильинской гимназии №59. Спустя какое-то время наш собеседник сконцентрировался на работе в школе села Казанково, где он преподает биологию, ОБЗР и начальную военную подготовку. Чтобы обеспечить себя, приходится работать на две ставки – в противном случае зарплата будет оставлять желать лучшего.
Ранее в министерстве образования Кузбасса сообщали, что средняя заработная плата преподавателя без стажа в области по итогам 2024 года с учетом федеральной выплаты за классное руководство составила 53 822 рубля. В ведомстве отметили, что заработная плата учителя в конкретной общеобразовательной организации может отличаться из-за особенностей, обусловленных действующей системой оплаты труда. То есть, на зарплату могут влиять такие факторы как территориальная расположенность (село или город), контингент обучающихся – дети-сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и так далее.
- В этих случаях, действующая в области система оплаты труда предусматривает определенный перечень повышающих коэффициентов к ставке заработной платы учителя. Например, за работу с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, ставка повышается на 20%, за работу в сельской местности - на 25% и т.д. Если учитель работает в сельской образовательной организации с детьми-сиротами, то его ставка заработной платы повышается по двум основаниям: на 20 и 25 % соответственно и так далее, - сообщили в министерстве образования Кузбасса.
Жилищный вопрос пришлось решать самостоятельно
Говоря о программах поддержки молодых учителей, министерство образования Кузбасса сообщает, что в целях привлечения учителей в школы сельских территорий и малых городов в 2023 году была учреждена региональная мера социальной поддержки в форме единовременного пособия в размере 1 миллиона рублей учителям, которые прибыли или переехали на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек и готовы отработать в школе 5 лет.
Также с 2020 года регион участвует в федеральном проекте «Земский учитель», который направлен на осуществление единовременных компенсационных выплат в размере 1 миллиона рублей учителям, прибывшим или переехавшим на работу в сельские населенные пункты, либо в поселки или города с населением до 50 тысяч человек. Также в министерстве образования Кузбасса сообщили, что в муниципальных образованиях имеются 8 доходных домов, в которых может быть предоставлено жильё педагогическим работникам.
Константин не является уроженцем Казанково. В село он перебрался вместе с родителями из Алтайского края в 2006 году. И жилищный вопрос ему пришлось решать самостоятельно, рассчитывая не на государство, а только лишь на самого себя. Сейчас учитель биологии успешно справился с этой задачей и решил жилищных вопрос, купив квартиру в Новоильинском районе, однако произошло это не с помощью федеральной или иной господдержки, а лишь благодаря собственным усилиям.
– с 2016 года я находился в госпрограмме на улучшение жилищных условий на селе, - говорит Константин. – Но меня в ней всё время передвигали. Возможно, всё было бы гораздо быстрее, если бы я был женат, или многодетным отцом. В результате сам накопил деньги, спасибо моему хобби, кузнечному делу, и приобрёл жилье.
По словам Константина программа «Земский учитель», предполагающая предоставление 1 миллиона рублей, действительно помогает молодым педагогам. Однако существует она не так давно, и в первые годы работы кузбассовца педагогом, такой господдержки не было.
- В 2015 году нам дали от области и от района 60 тысяч подъемные. А потом, как молодому специалисту, добавляли по 1000 или по 1500 к зарплате, - говорит наш собеседник. Сейчас у Константина есть прибавка за классное руководство – молодой педагог является классным руководителем у учащихся восьмого класса.
Среди мер поддержки от государства Константин выделяет компенсацию оплаты за ЖКХ, которую предоставляют сельским учителям.
- Если я перееду жить в город, то у меня не будет этой компенсации, - рассуждает учитель биологии. – А ведь хочется не только работать, но и успевать жить полноценной жизнью. И, конечно же, остро стоит вопрос жилья для молодых преподавателей со скромной зарплатой. Наиболее адекватной зарплатой для молодого специалиста считаю оплату приравненной к средней по региону в 100 тысяч рублей.
В министерстве образования Кузбасса подтвердили, что педагоги, работающие на селе, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилых помещения, отопления и освещения.
- Возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляется в виде компенсационной выплаты в размере 100 процентов данных расходов, - сообщает Министерство образования Кузбасса.
Стоит ли оставаться в селе
На вопрос об отличиях сельских и городских школ Константин отвечает уверенно – в первую очередь разница видна в отношении ребят к учёбе.
- В гимназии 59 я преподавал в девятых, десятых и одиннадцатых классах. И в выпускных классах дети уже чётко знали, куда они будут поступать, делали всё, что задают, без лишних вопросов и препираний. В сельской школе дети, скажем так, более расслабленные и менее мотивированные.
Также Константин отметил проблемы, связанные с изменениями в учебных программах.
- В целом программа вся та же самая, единственное – происходят изменения во ФГОСах, некоторые учебники устаревают, и скоро их совсем будет не хватать. Я уже не раз сталкивался с тем, что ввели новые программы, а учебников не хватает. Приходится адаптироваться к этому – что-то распечатывать, - рассказывает о рабочих моментах молодой учитель.
По мнению Константина, в селе стоит оставаться тем, кто там родился, жил, и понимает особенности и специфику сельских детей. Нужно иметь терпение, крепкую нервную систему, желание самостоятельно учиться.
В целом учитель школы в Казанково отмечает, что в деревне лично для него гораздо спокойней, чем в городе. Проще заниматься своим хобби, нет городской суматохи, да и в целом работа в школе Константина устраивает. В Казанково, как и во многих других сёлах Кузбасса, нет ощущения заброшенности – недавно поставили модульный ФАП, появился дом культуры и спортивная площадка рядом.
От ребят так или иначе можно зарядиться позитивом, участвуя с ними в различных олимпиадах и спортивных мероприятиях. Константин особо отметил адекватных и понимающих родителей, которые в целом вовлечены в учебный процесс и воспитание своих детей.
Cледите за главными новостями Кемеровской области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Чтобы иметь возможность комментировать, вам надо авторизоваться на сайте.