В 2011 году в России был создан фонд «Колыбель жизни», как раз после очередного случая неонатицида, когда в Пермском крае в одной из квартир на балконе были найдены тела двух младенцев. Эта история стала «последней каплей» для Елены Котовой, учредителя организации. Основная цель фонда - создание и установка беби-боксов по стране. Беби-бокс, как называют его сами создатели фонда «окно жизни», - это пластиковые окошки со специальной кроваткой внутри, расположенные на первых этажах медицинских учреждений со стороны улицы. Родитель может анонимно оставить в боксе своего ребёнка, если понимает, что он ему не нужен. Схема достаточно простая: открываешь окно, оставляешь внутри младенца, спустя 30 секунд дверь заблокируется, и открыть её снаружи станет невозможным. Это время даётся, для того чтобы родитель смог ознакомиться с номерами телефонов поддержки и условиями работы бокса. У родителей даже в такой ситуации существует возможность вернуть ребёнка в течение 6 месяцев, доказав родство. На сегодняшний день такие окна всё ещё имеют неофициальный статус.
По разным данным, за 9 лет работы боксов спасено от 100 до 200 детей. Например, единственный беби-бокс в Москве и Московской области, практически своими руками сделанный врачами роддома, после того как Люберцы потрясли громкие истории младенцев, найденных погибшими в мусорных баках, принял 22 младенца. Усыновили всех, кроме двоих — их подкинули только на прошлой неделе.
Но не все так просто. Вопрос работы беби-боксов стоит остро с самого начала их существования не только в нашей стране, но и за рубежом. Главная проблема боксов, с точки зрения ООН – оставленный в боксе младенец лишается права знать своих родителей, предусмотренного Конвенцией по правам ребёнка. Во Франции уже вовсе отказались от них. Наиболее действенным методом там считается закон об анонимных родах.
ИА REGNUM провело анализ приговоров по ст. 106 УК РФ «Убийство матерью новорождённого ребёнка» и составили сводный портрет матери-убийцы новорождённого ребёнка.
В России пока такого закона нет, а в Кузбассе нет и беби-боксов. И младенцев всё так же оставляют на улице, убивают и выбрасывают в мусор их собственные родители. В очередной раз задуматься о проблеме заставила история из Юрги. Молодой многодетный отец оставил свою новорождённую дочь у дверей больницы в январские морозы и убежал, по некоторым данным супруга ждала его у ворот здания. Уже на следующий день на просторах интернета красовалось фото рапорта начальнику ГУ МВД ПО Кузбассу с именами родителей и других четырёх детей семьи. К вопросу о допустимости подобной деанонимизации мы вернёмся позже. Ведь и реакция многих комментаторов в сети была на грани неадекватности. Нельзя сказать, что мнения разделились, потому что произошло это в соотношении: 2 поддерживающих высказывания на 100 пожеланий «сдохнуть». Одно из самых эмоциональных и душераздирающих высказываний принадлежит Евгении Корюковой, известной в Кузбассе предпринимательнице.
— Не на что жить семье… Почему они его родили, ну, наверно, получилось так, они же не старики — сексом занимаются. Сделать аборт без боли — это очень дорого у нас в России. И вот сейчас начнут травить это бедную семью, выяснять, наказывать… А наказывать нужно государство! Они же обращались за помощью, но её им не оказали. Но такого быть не должно, чтобы многодетные семьи оставляли своих новорожденных детей. Эти родители не сделали ничего плохого, в моём понятии, они нашли единственный верный для себя выход, — сквозь слёзы высказала свое мнение Евгения на странице в социальных сетях.
Под постом предпринимательницы оказалось в разы больше комментариев со словами принятия и понимания семьи, которая не убила ребёнка, а оставила его у двери медучреждения.
— Многодетная семья, которая подкидывает ребёнка... Я тоже думаю, что это шаг отчаяния, — есть среди прочих и такие высказывания.
Стоит вернуться к причине произошедшей ситуации. Семья не является малоимущей, их средний доход 60 000 рублей на 6 членов семьи. Достаточно ли этой суммы для воспитания ещё одного, пятого ребёнка? Рассчитать не берёмся. Но сразу после родов мать решила, что их семье необходимо подбросить ребёнка в больницу. В этом самом рапорте, опубликованном в интернете, написано, что гражданка «больше морально не готова воспитывать детей» и ей «трудно справляться с воспитанием и содержанием 4-х несовершеннолетних детей». Семья благополучная, в доме имеется всё необходимое для нормального роста и развития. Почему подобные семьи всё же идут на столь опасный для новорождённого и отчаянный шаг? Здесь стоит снова обратиться к деанонимизации. Возможно, страх быть тем человеком, который на глазах у других отказывается от собственного ребёнка и толкает родителей к радикальным путям. Хотя процедура отказа от ребёнка в роддоме предельно проста. Но часто благополучные семьи стыдятся огласки, и анонимность им кажется жизненно важной.
В этой истории беби-бокса явно не хватает. Помимо полной анонимности, они также избавляют родителей от ответственности перед законом. По факту, это тот же самый законный отказ, только без бумажной волокиты и укоризненных/стыдливых взоров. Ведь, если и существует анонимный и безопасный отказ от ребёнка, в виду невозможности предотвращения подобного, то почему его не использовать? Правда, некоторые даже в регионах, в которых существуют беби-боксы, будто играют в старую добрую аркаду «Змейка», только они там не препятствия обходят, а все законные и правильные пути отказа от ребёнка. Например, на Кубани и в Москве ещё этим летом две женщины оставили своих детей в городских больницах. Уголовные дела на них не заведены, так как больница — безопасное место, не подходящее под статью «оставление в опасности». Но женщин всё же разыскали, от детей они отказались. Другая новоиспеченная мать не смогла открыть «окно жизни» и оставила своего младенца возле подъезда на соседней улице. Несмотря на то, что основополагающей идеей боксов является сохранение каждой жизни. У них есть свои ярые противники и сторонники.
Аргументы против бэби-боксов:
— Бэби-боксы могут спровоцировать мать в кризисной ситуации на отказ от ребенка. Противники бэби-боксов считают, что в боксы детей подкидывают не те матери, которые собирались убить ребенка.
— Широкое информирование населения о бэби-боксах может привести к росту отказов от детей вообще.
— Оставленный в бэби-боксе ребёнок не знает своих родителей, на что имеет право согласно Конвенции ООН по правам ребёнка.
— Полная анонимность не даёт специалистам возможности работать над восстановлением кровной семьи.
— В бэби-бокс может попасть ребёнок, похищенный у родителей. Ребёнка может подкинуть в бокс не мать, а ещё кто-то из семьи без ведома матери (такой случай, например, был в сентябре 2015 года на Ставрополье — ребёнка в боксе оставила бабушка).
Аргументы в пользу бэби-боксов:
— Бэби-боксы спасают жизнь ребёнка, который мог бы иначе оказаться в мусорном баке или на улице. Ребёнок не будет обморожен или не получит других травм, возможных, если его оставят в общественном месте.
— Психологический портрет матери, убившей своего ребёнка, и матери, оставляющей ребёнка в подобных устройствах, очень схож: слабая адаптированность, депривация, повышенная тревожность, импульсивность, агрессивность, замкнутость, доходящая до отчуждённости, неумение использовать прошлый положительный опыт и прогнозировать будущее. Это, по мнению защитников бэби-боксов, говорит о том, что в боксах оставляют ребёнка матери, которые иначе могли бы его убить.
— После генетической экспертизы ребёнок может вернуться к родителям.
— Все дети, попавшие в бэби-боксы в России, благодаря вниманию СМИ, быстро оказались в замещающих семьях или к ним вернулись кровные мамы.