Приют для «сбитых лётчиков»: репортаж из волонтёрского центра в Кемерове
С Викторией, волонтером центра помощи диким и экзотическим животным пострадавшим в Кемерове, мы встретились у входа ветеринарной клиники, которая располагается в здании третьего корпуса КемГУ, и уже оттуда отправились к внутреннему двору.

Девушка объяснила мне, что несколько дней назад на улице стабилизировалась плюсовая температура, а значит, всех птиц пересадили в открытые уличные вольеры. И так мне удалось побывать фактически в одном из самых необычных мест города — волонтерском центре, который помогает диким раненным птицам. Что удивило больше всего, огромные вольеры находятся в самом центре города, буквально в нескольких шагах от пятого корпуса КемГУ.


Что показалось странным с самого начала, внутри совсем не ощущалось отталкивающего запаха, хотя ожидалось, что я почувствую целую палитру не самых приятных ароматов, но в воздухе почему-то витали запахи чистящего средства и свежей мокрой травы. Практически с каждой клетки на меня смотрели несколько фотографий птиц, явно выцветшие за период зимы или за несколько лет эксплуатации.

Как позже объяснит Вика, все птицы, которые находятся на содержании центра, делятся всего на две группы: «выпускные» и «невыпускные». «Невыпускной» птица становится тогда, когда её травма не может быть совместима с жизнью за пределами клетки без должного ухода. А так же птица не сможет покинуть центр, если Кемеровская область банально не место её обитания и найти здесь для себя пищу она не сможет. Таких птиц здесь почти с десяток. А «выпускные» должны уже в скором времени покинуть это место, поэтому и таблички им делать не имеет никакого смысла.

Виктория уже несколько лет помогает работе центра, в её обязанности входит кормление, уборка и постоянные осмотры состояния «пернатых» пострадавших. Сама девушка говорит, что ввязалась в это, потому что в детстве нашла раненного птенца и выходила его. С того момента она поняла, что готова посвятить себя помощи птицам.

- Мы здесь стараемся помочь каждой птице, которая к нам попадает. Но нужно понимать, что мы волонтерский центр и у нас есть правила. Мы не сможем разместить всех и обеспечивать всем питание, это очень большие деньги. Если к нам приносят, например, уток, то мы можем дать советы, как их содержать, но предоставить полноценную помощь, к сожалению, не получится.

Несмотря на все усилия волонтеров, их деятельность постоянно становится объектом критики. Многие обвиняют центр в том, что он не помогает всем птицам. Виктория же объяснила, что возможности центра ограничены.
- Мы фокусируемся на редких и уязвимых видах, чтобы максимизировать нашу эффективность, конечно, мы не бросим в беде и других, но если есть возможность забрать птицу, а особенно домашнюю к себе, мы будем только рады такой помощи— добавила она.


Несмотря на огромную преданность своему делу, столкновение с жестокой реальностью показывает, что волонтеры не могут взять всех животных, которых им хотят сдать. У волонтеров есть свои личные дела и другая работа, потому что эта не приносит ощутимого дохода. Семьи и домашние любимцы, которые также требуют внимания, плюсом ко всему этому, в центре уже несколько месяцев возникают периодические проблемы с кормом и думать о хейте сейчас времени нет. Вика говорит, что все желающие могут делать добро своими руками и, что многие могут помочь городскими и домашним птицам, таким как голуби и воробьи или утки и гуси самостоятельно.

Множество людей, кажется, не понимают этой философии. У обвинений есть своя доля правды — как же можно выбрать, кому помочь, а кому нет? Виктория на такой вопрос только сдержано улыбнулась.
- Это сложно и разрывает душу, но мы осознано выбираем бороться за тех, кто в наибольшей опасности. Мы надеемся, что наше небольшое сообщество сделает мир чуть лучше, хотя бы для нескольких, но именно этих нуждающихся.


Касаемо самих жителей клеток, тут содержатся несколько видов сов с травмами крыльев, лап и других органов после столкновений с машинами или линиями электропередач. А еще есть просто «старушки», как их ласково называет девушка. Несколько ястребов с переломами лап или ранениями на крыльях и коршуны. Имеются и совсем маленькие птички — те, кто выпал из гнезда или пострадал от хищников, как, например, ручная синичка или несколько воробьев.
— Эта синица у нас уже несколько месяцев, — продолжила Вика. — Она привыкла к людям и теперь живет почти как домашний питомец.

По словам девушки, процесс реабилитации зависит как от характера каждой птицы, так и от внешних условий. Важно подмечать, как они реагируют на людей и окружающую среду. Если птица довольно быстро привыкает к людям, значит, это свидетельствует о её здоровом состоянии, но покинуть центр синица не уже сможет, лапку раздробило практически полностью, хоть и её общее состояние вполне удовлетворительное.


Единственная клетка, в которую мне не удалось попасть, это была клетка с гнездящейся четой коршунов. Отвлекать огромную птицу от высиживания яиц не показалось мне хорошей идеей. Поэтому все моё внимание перешло на разглядывание «мяукающих» кекликов. Тогда Вика рассказала мне историю о фламинго, который когда-то жил здесь.
— Это было давно, я здесь еще не работала, но очень сильно наслышана про эту удивительную птицу. Волонтеры долго ухаживали за ними, кормили и создавали условия максимально приближенные к их естественной среде обитания. К сожалению, фламинго не смог остаться у нас навсегда, если не ошибаюсь, он попал в заповедник.


Работа волонтеров не ограничивается только уходом за птицами. Зимой здесь также содержат ежей, но посмотреть на них я не успела, потому что их уже выпустили в лес. Ежики появились в организации из-за того, что какие-то «очень умные» люди вылавливали их осенью и продавали на сайте объявлений. Как говорит Виктория, люди не очень понимают, почему не стоит тащить домой диких ежей.
— Очень важно понимать: если вы нашли раненую птицу или животное, не стоит пытаться лечить ее или его самостоятельно или сразу забирать домой, а тем более продавать. Лучше всего обратиться к специалистам или привезти ее к нам в центр. Мы сделаем все возможное для спасения.

Самыми наглыми и опасными для меня оказались в итоге цесарки. Надеть на встречу с ними черные брюки было огромной ошибкой, потому что, буквально через секунду, как мне удалось войти в вольер, на моих штанах болтались две птицы, размером с откормленного петуха. Птиц вскоре выпустили на улицу(так стало намного безопаснее), так как они единственные, кто может свободно покидать территорию, чтобы поесть травы.


Важно отметить, что центр существует уже больше десяти лет и на протяжении всего этого времени осуществляет не только реабилитацию и поддержку пострадавших птиц, но и занимается просветительской деятельностью. Виктория рассказала о том, что уже несколько лет они проводят экскурсии для всех желающих, которые хотят посетить центр и посмотреть на птиц. В этом совершенно нет ограничений, можно написать в их сообщество, договорится о встрече и отправится рассматривать пернатых.
Cледите за главными новостями Кемеровской области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Чтобы иметь возможность комментировать, вам надо авторизоваться на сайте.