Не в коня корм: почему мы не слышим о громких достижениях кузбасских конников?

Кузбасс всегда был спортивным регионом, а имена наших земляков то и дело гремят на весь мир в большинстве олимпийских видов спорта. Совсем недавно мы чествовали Александра Головина – игрока, отличившегося на Чемпионате мира по футболу, а чуть ранее хоккеист Кирилл Капризов отличился на Олимпиаде в Пхёнчхане, где забил тот самый, победный гол Германии, принёсший сборной спортсменов из России золотую медаль. Но несмотря на то, что на сегодняшний день в Кемерове насчитывается более восьми конноспортивных клубов, о достижениях конных спортсменов из Кузбасса не только на мировой арене, но и на Всероссийских соревнованиях слышно мало. В чём же дело? Корреспонденты AVOKADO решили разобраться, что происходит в конном спорте в Кемеровской области.

08.08.2018  11:46
489

Что же мешает конному спорту развиваться? Своим мнением по этому поводу поделилась одна из немногих действительно успешных кузбасских спортсменок.

– Дела с конным спортом обстоят печально и плачевно. Сейчас в самом разгаре спортивный сезон, и я нахожусь в Москве на соревнованиях. В прошлом году я выполнила норматив мастера спорта на Чемпионате России, а в марте было присвоено звание. На сегодняшний день я единственный мастер спорта в нашем регионе. И ничего... В Кузбассе меня не только не поздравили, даже корочки не вручили! И это при том, что я выезжаю на собственной лошади и за свой счёт и, на минуточку, привожу в регион результат. Но в ответ ни поддержки, ничего. Говорить об этом можно сколько угодно долго.

Уровень спорта в регионе очень низкий, спортивная школа просто отсутствует, а все клубы исключительно частные. В областной администрации говорят, мол, спорт не базовый, поэтому, ребята, проходите мимо. То есть там даже не в курсе, что этот вид спорта является олимпийским.

Да что далеко ходить за примерами: в прошлом году моя спортсменка прошла отбор на спартакиаду учащихся России. Из нашей области, опять же, она единственная в этом виде хорошо выступила. И на федеральный старт она ездила полностью за свой счёт, а это ни много ни мало 300 тысяч рублей. А что сделала область – ничего, даже спортивную форму не выделили. Я считаю, что это стыд и срам.

Спортивные клубы, я бы сказала, еле-еле держатся на плаву. В плюс не работает никто, при большом желании и упорном труде выходят в ноль.

К сожалению, в Кемеровской области по сравнению с Алтайским краем, Красноярским краем, Новосибирской областью, нет культуры конного спорта. В перечисленных регионах дело ещё движется: там есть спортшколы, сборная команда, выделяют средства на покупку лошадей, снаряжения и т.д.

Да и люди у нас не идут в спорт, не интересуются. В массовом понимании, лошадь таскает телеги и участвует в скачках и бегах. Но нельзя не понимать, что это завязано и на низких доходах населения. За свой счёт мало кто может себе позволить заниматься именно профессиональным спортом, а это и собственная спортивная лошадь, и снаряжение, и выезды. Это могут себе позволить только состоятельные люди. Сегодня, без поддержки властей, конный спорт – удел элиты и их детей.

Да и в Кемерове нельзя отдать ребёнка в конную школу и ждать, что из него получится спортсмен. Клубы в основном предлагают абонемент. Для начала это, конечно, годится, для получения первоначальных навыков и первых стартов, но в дальнейшем, если родитель заинтересован в спортивной карьере, то придётся включаться и участвовать. Необходима спортивная лошадь для формирования пары, так как всадник и лошадь долго съезжаются, оттачивают каждый день свою технику, и только потом происходят выезды на турниры. В наших клубах, к сожалению, спортивных лошадей очень маленькое количество, так как они достаточно дорого стоят: от 250 тысяч учебно-тренировочная лошадь среднего уровня, неплохая турнирная лошадь стоит от 600 и выше. Верхнего предела цены нет. Содержать таких коней клубам не выгодно. Владельцы конюшен, которым важно заработать, называют спортивных лошадей "бесполезные создания". Выгоднее иметь прокатных лошадей, так на спортивной лошади может заниматься только один, максимум два человека, и те профессиональные спортсмены. Такое животное на прокат не посадишь, так как оно слишком активное и чувствительное. Когда новичок садится в седло такого коня, это опасно для них обоих.

Необходим юному спортсмену также спортивный тренер, обязательно нужно убедиться, что с ребёнком будет заниматься специалист, который сведущ в этом вопросе. Как минимум стоит поинтересоваться, на каком уровне профессионального развития этот человек находится, какие достижения у него и его спортсменов, часто бывает, что в клубах занимаются тренерской деятельностью люди, которые понятия о спорте совершенно не имеют.

В сухом остатке мы имеем то, что ребятам из Кузбасса выбиться в большой конный спорт практически нереально.

У самих конных клубов есть также масса проблем. Например, директор конноспортивного клуба "Амазонки" признаётся, что за последние годы целенаправленно уменьшила количество спортивных лошадей.

Анна Миронова, директор конноспортивного клуба "Амазонки":

– А зачем мне держать коней, на которых просто некому ездить? Это очень дорогие животные, породистые, им нужен особый уход, витамины. А в результате они простаивают. Да, мы участвовали во множестве местных соревнований, выезжали на уровень Сибири. Но что толку? Чаще всего даже призового фонда нет. Спортсмен получает медаль и грамоту – вся стена у нас в благодарственных письмах, вся притолока в медалях. Только при этом спортсмен должен перевести лошадь на специальной машине туда и обратно, вложиться в свою амуницию, приехать, разместиться в другом регионе, найти и оплатить там содержание коня. Это огромные расходы, и они не окупаются даже на малую часть при условии победы. В лучшем случае, подарят мешок корма.

В итоге мы сознательно сократили количество выездов и спортивных лошадей. Вместо этого рентабельно брать прокатных лошадей для любителей – это не так дорого, и желающие покататься находятся.

Вторая важная проблема конных клубов – нехватка квалифицированных ветеринаров. По словам Анны Валерьевны, в постсоветское время сильная школа сельскохозяйственных ветеринаров окончательно рухнула с развалом совхозов и колхозов. В настоящее время большинство ветврачей специализируются на популярных домашних животных – кошках и собаках. Ветеринаров для крупного скота готовит Кемеровский сельскохозяйственный институт, но уровень подготовки кадров оставляет желать много лучшего.

– У них один метод лечения на любую болезнь – усыпить и дело с концом, – говорит Анна Валерьевна. Обращаемся, конечно, в государственную ветеринарную инспекцию, но, большей частью, сами лечим. Изучаем ветеринарию сами, читаем, совершенствуемся. Приходилось даже самостоятельно переломы лечить. Сами на ноги коней гипс накладывали – а куда деваться? Ни на кого надежды, кроме как на себя, нет.

Если "Амазонки" оставили надежду покорить большой конный спорт и сосредоточились на прокате, то в городе ещё остался клуб, полный честолюбивых надежд. Конноспортивному клубу "Коловрат" всего два года, и за эти пару лет они уже многого добились, например, построили свой собственный конный манеж.

Директор клуба – настоящий фанат своего дела – всерьёз вознамерился вырастить конников, имена которых услышит весь мир. Однако делать это ему приходится вопреки всем обстоятельствам.

– Проблема конного спорта – это проблема всего кузбасского спорта, – считает Вадим Иванович. – Потому что у нас в Кузбассе даже нет департамента спорта – со спортом объединён департамент молодёжной политики, такого больше нет ни в одном регионе, что, конечно, влияет на финансовый поток, который направлен на его развитие.

Успех спортсмена в регионе зависит от нескольких составляющих: материально-технической базы, укомплектованности профессиональными тренерами и популярности этого спорта, того, насколько он на слуху – иначе будущие чемпионы могут пройти мимо школы. У нас в регионе наш спорт не особо популярен, по сравнению с футболом-хоккеем, и технически всё не ахти. Так, например, из всех школ у нас у единственных есть крытый манеж, то есть во всём Кемерове только мы можем не останавливать тренировки в любую погоду.

Конечно, у нас с другими конноспортивными клубами разная мотивация. Если у большинства клубов цель связана с прибылью, прокатом, то у нас именно спортивное направление. Мы тут держимся на голом энтузиазме. На голом энтузиазме держится у нас и группа иппотерапии. У нас есть два специалиста с профильным образованием, помогают детям с заболеваниями центральной нервной системы, есть результаты. У нас есть договорённость с неврологическим санаторием "Искорка" – оттуда к нам приезжают дети. Родители, которые могут себе позволить, берут коней в прокат, с малоимущих денег и вовсе не берём.

Пока что клуб сравнительно молод – Коловрату всего два года, однако у нас большие амбиции. Мы нацелены на то, чтобы вырастить именно спортсменов. В этом году мы взяли коневоз, и уже поездили по Сибири на соревнования, недавно вернулись с кубка мэра Новосибирска. Наша 12-летняя ученица соревновались в открытом классе и заняла первое и второе место, которое разделила с мастером спорта, взрослой профессиональной спортсменкой.

Да, это всё очень затратно. Причём как для нас, так и для родителей воспитанников: это стартовые взносы около тысячи рублей, коневоз, хоть и наш, но должен оплачиваться, съём жилья на время проведения состязаний, аренда денников – один выезд для ученика стоит от 15 тысяч. И это Новосибирск. В Красноярске тоже проводятся очень интересные соревнования с сильными спортсменами, но мы пока по финансовым соображениям ещё не можем туда поехать.

Вот, например, в Новосибирске есть клуб "Сосновый бор" – при нём есть школа олимпийского резерва. Это, конечно, обеспечивает финансирование и высокий уровень. В этом году администрация приобрела для них 16 спортивных коней. Как нам с ними состязаться? – конечно, тяжеловато. Если бы нас хотя бы немного спонсировали, хотя бы чуть-чуть помогали в выезде на соревнования – о конях и не говорю, мы их приобретём, вырастим самостоятельно, хотя бы ученикам помогли – мы бы уже могли вывести учеников на более высокий уровень. Очень важно молодых спортсменов вывозить на сборы, потому что в противном случае, мотивация быстро пропадает.

Ситуацию в регионе может переломить только заинтересованность властей и создание именно спортивной школы, под которую будет отдельное финансирование.

Конноспортивный клуб "Ритм" тоже выделяется на фоне других клубов. Прежде всего тем, что принадлежит церкви. Возможно, это и определяет направление развитие клуба. И прокат, и спорт здесь вторичны, главное – помощь людям.

Частично клуб финансируется с помощью пожертвований прихожан. Это позволяет проводить здесь благотворительные мероприятия. Например, здесь бесплатно занимаются иппотерапией с людьми с ограниченными возможностями. Кроме того, ежегодно здесь проводится фестиваль "Близкие люди" для помощи в их реабилитации. Но даже с церковной помощью, средств на то, чтобы развернуть благотворительную лошадиную помощь как следует, всё же не хватает.

– Трудностей у нас много, как и у всех клубов. Уже 10 лет как мы ни пытаемся построить закрытый манеж, чтобы можно было заниматься вне зависимости от погоды, это у нас никак не получается. А в Сибири неблагоприятные условия практически постоянно: осенью и весной у нас скользко – опасно и для лошади, и для седока, зимой стоят сильные морозы. Мы неоднократно обращались к властям с просьбой помочь, оказать хоть какую-то поддержку, примерно раз в три года нам выделяли средства, но это были суммы до 20 тысяч рублей – одного ребёнка свозить на соревнования.

Что касается вывоза спортсменов, то это и перевозка коней, и перевозка детей – очень дорого. Прибавьте к этому, что у нас есть дети с ограниченными возможностями, для их поездки нужен специально оборудованный транспорт – это обходится очень дорого. Поэтому у нас дети если ездят на соревнования, то только за свой счёт, хотя спортшкола должна хотя бы иногда иметь возможность вывозить своих учеников.

Поэтому в этом плане развития спорта никакого – стоим на месте.

В группе "Иппотерапии" сейчас бесплатно занимаются 10 человек – мы рады, что можем себе хотя бы это позволить. Наша тренер ездила на курсы повышения квалификации, теперь она сертифицированный иппотерапевт. Конечно, благотворительная группа у нас возможна потому что мы относимся к церкви, то есть на пожертвования прихожан.

В заключение можно сказать, что неуспех конного спорта в регионе в огромной степени упирается в отсутствие финансов. Отсутствие финансов у клубов, которые не могут себе позволить содержать дорогих спортивных лошадей, участие в соревнованиях которых, сулит одни расходы. Отсутствие финансов у родителей, которые могут привести ребёнка заниматься в конный клуб на любительском уровне, но не смогут собрать достаточную сумму, чтобы продвигать его по этому пути. Очевидно, что ситуация без вмешательства и поддержки извне измениться не может. Остаётся вопрос: нужны ли Кузбассу чемпионы конного спорта? Важно ли пополнить плеяду именитых кузбасских спортсменов прославленными конниками? Будут ли новые олимпийские чемпионы в этом виде спорта, которые скажут: я родился в Кемеровской области?

ВЗГЛЯД КЕМЕРОВЧАНИНА

Генеральный директор Холдинговой Компании "Кузнецкий Альянс" Михаил Александрович Шкуропатский:

– Я очень люблю лошадей, это красивые и удивительно умные животные. Моё первое знакомство с лошадьми произошло ещё в детстве, точнее, в ранней юности, в деревне в Топкинском районе. Я работал там на пастбище и на заготовке сена. Мы тогда запрягали лошадь в грабли для сена, и целыми днями я трудился в поле. Позже, конечно, научился и верхом ездить. И с тех пор, когда бываю в сельской местности на отдыхе или по делам, либо заезжаю к знакомым в конный клуб, обязательно захожу на конюшню – проведать лошадок и угостить их чем-нибудь вкусненьким. Общение с лошадьми успокаивает, улучшает настроение. Многим людям это было бы полезно. Поэтому я за развитие конных клубов, пусть их будет в Кузбассе как можно больше.

Фото: Максим Федичкин; vk.com

Cледите за главными новостями Кемеровской области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».