Нейросети вместо психологов: что кемеровчане рассказывают о новом тренде?
История Лилии
Лиля с самого детства мечтала стать психологом, поэтому с выбором профессии трудностей не возникло. Когда она только поступила, разговоров о том, что искусственный интеллект может появиться на горизонте, не велось, поэтому девушка считала, что волноваться ей не о чем. О новом тренде на использование искусственного интеллекта в психологии, она услышала несколько месяцев назад, когда социальные сети, заполнились обсуждениями о том, как виртуальные терапевты способны поставить под сомнение необходимость живого общения с психологом. Пользователи заявляли, что ИИ нисколько не хуже, чем живые люди, а, может, даже и лучше.
- Когда мы говорим о психологии, мы говорим о глубоком понимании человека и человеческой природы, о его чувствах, эмоциях и переживаниях, которые невозможно полностью передать алгоритмами. Искусственный интеллект может анализировать данные и предлагать решения, но он не способен сопереживать. Он не может понять, что значит потерять близкого человека или переживать кризис идентичности, потому что у него банально нет чувства эмпатии и сопереживания.

Лиля показала, что помимо самого GPT-чата существует огромное количество специальных ресурсов, где разработчики демонстрируют, как нейросеть может анализировать данные человека, вести диалоги, помогать справляться с тревогой и депрессией и даже иногда ставить диагнозы. Даже в умные колонки стали добавлять «Карманного психолога».
- Давайте обозначим, что психолог — это не просто специалист, который дает вам советы и по взмаху волшебной палочки вас вылечит, как многие надеются. Скорее, это человек, который создает безопасное пространство для клиента, где тот может открыться и быть уязвимым. Это человек, который использует интуицию и эмпатию, а также, что очень важно, проверенную информацию, чтобы помочь другому человеку.

По мнению девушки, нейросети могут помочь с некоторыми моментами. Но не самому клиенту, а психологу, например, в диагностических процессах, поиске нужной литературы, работе с документами. Хотя и здесь будущий психолог делает акцент на том, что информация, выданная нейросетью не всегда точна и верна, поэтому опираться нужно только на проверенные источники.
- А самое главное — у нее нет структуры психотерапевтического процесса. Пока что у нейросетей не хватает возможности простраивать долгосрочную стратегию, охватывая множество переменных, как это делает профессиональный психолог, например, учитывать анамнез клиента, текущую семейную систему, особенности его развития.
Лилия утверждает, что психология рассматривает каждого человека как уникальную систему, сильно отличающуюся от других. Эмоции каждого очень сложны и многогранны; одно решение, а тем более совет от ИИ не может подойти для всех. Люди - не набор алгоритмов, а живые, чувствующие существа, нуждающиеся в человеческой эмпатии и понимании. Она понимает, что для эффективного психологического лечения важна связь между терапевтом и клиентом, и что применение технологий должно быть дополнением, а не заменой этой связи.

История Дарьи
Даша всю жизнь сталкивалась с неуверенностью. Она буквально живет в постоянном стрессе— учеба, семейные проблемы, социальные ожидания — всё это давит на девушку каждый день. Стеснительность мешала ей обратится к психологу и открыться незнакомому человеку, а еще больше её пугала сама мысль о том, что о её проблемах будет знать кто-то другой. Однажды, пролистывая ленту в социальных сетях, она нашла приложение, предложившее помощь в виде чат-бота. Нейросеть, как оказалось, может предложить решение её проблем всего за несколько минут. Тут девушке обещали анонимность, доступность 24/7 и отсутствие осуждения. Каждое утро, открывая приложение, она вела дневник, переписывалась с ИИ, как с другом или психологом, отслеживала свои эмоции и получала рекомендации по улучшению настроения. В какой-то момент ей показалось, что это действительно работает. Ответы, которые она получала, были логичными и структурированными, а диагнозы, выдвинутые нейросетью, совпадали с её состоянием.
- У меня не хватает ментальной возможности сейчас обсуждать с живым человеком мои проблемы. Я очень долго ощущала себя ребенком, и мне не хотелось быть «взрослой» и разбираться со своей «головой» по - настоящему. В интернете все было проще.

Девушка заметила, что с каждым разговором с нейросетью её стресс становился меньше. Теперь у неё был «друг», который всегда слушал и никогда не осуждал. Нейросеть предлагала советы, а также техники релаксации и медитации, благодаря чему Даша чувствовала себя легче, чем когда-либо. Она начала осуждать обычных психологов за их «недоступность», «конские цены» и «медлительность» в оказании помощи.
- Я банально не имею возможности отдавать за сеанс от 3-х тысяч рублей. Я понимаю, что работа с психологом это очень дорого и долго. И не факт, что тебе сразу станет легче, должно пройти несколько сеансов. А боту могу написать в любой момент дня и ночи, он работает без выходных, ему не нужно есть и спать. Он не может меня осудить за что-то, задать острый и каверзный вопрос, его можно даже настроить так, чтобы он любил тебя и хвалил за все, что делаешь. Да, может быть это просто таблетка плацебо, но пока это помогает и круто справляется.
Каким бы замечательным не был тренд на использования нейросетей вместо психологов, и какую многообещающую перспективу не имел, всегда существую определенные ограничения. На первый взгляд, искусственный интеллект может показаться идеальным помощником, способным предоставлять мгновенные решения и поддержку без осуждения.

Но вот три причины, почему ИИ пока не может стать полноценной альтернативой психологу:
1. Имитирует, но не заменяет общение
Во время психотерапии человек учится строить правильную коммуникацию с самим собой и окружающими. Нейросети пока не способны научить этому.
ИИ может создавать наброски плана сессий, отвечать на простые вопросы, подсказывать упражнения или выстроить режим дня, чтобы восстановить психоэмоциональное состояние. Но это работает только под контролем специалиста. Важно помнить, что вы общаетесь с компьютером, а не с живым человеком.

2. Может обмануть и слить данные
Создатели GPT предупреждают: информацию из чат-бота всегда надо проверять. ИИ может писать ложь, признаваться в любви и отправлять сообщения сексуального характера несовершеннолетним. Еще важно помнить, что базу данных чата могут взломать.

3. Может травмировать еще больше
В результате «психотерапии» с нейросетью есть риск усилить переживания: советы ИИ могут быть поверхностными, неактуальными или даже вредными. Чтобы разобраться в нюансах проблемы, нужен чуткий подход, которого ни GPT, ни любой другой подобный чат пока не освоили. Методы нейросети рассчитаны не на конкретного человека, а предполагают универсальные решения.

В любом случае, на данный момент большинство существующих исследований показывают, что многие клиенты предпочитают работать с живым терапевтом, а не с чат-ботом или программой, даже если последняя обладает выдающимися аналитическими способностями. Личное сопереживание, совместные размышления и обмен опытом являются важными элементами терапии, которые нельзя заменить техническими средствами. Поэтому будем надеяться, что это лишь очередной тренд.
Cледите за главными новостями Кемеровской области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Чтобы иметь возможность комментировать, вам надо авторизоваться на сайте.