Сердце отдаю детям: интервью с учителем-блогером Валерией Акуловой

Помните, какие учителя были в ваши школьные годы? Строгие и без сожаления ставившие двойки, спокойные и с отличным чувством юмора, романтичные и доверчивые или скучные и нудные? А каким был ваш самый любимый педагог? Дети всегда помнят, как учитель смотрел, как говорил, как себя вёл. Порой мы не можем вспомнить дискриминант или какой-нибудь закон физики, но чётко помним, как Марья Ивановна вспылила или, наоборот, как Николай Александрович помог в тяжёлую минуту своим советом. Сейчас учителей часто ругают и не воспринимают всерьёз, а если ты идёшь работать в школу, тебя жалеют и сопереживают твоей тяжкой судьбе, будто приключилась ужасная беда.

17.01.2018  09:10
1893

Валерия Акулова – двадцатишестилетний учитель русского языка и литературы МАОУ "СОШ №36" решила подобные стереотипы разрушить. Девушка создала канал на YouTube под названием "Будни учителя" и начала снимать ролики о повседневной жизни самого обыкновенного педагога. Кто знал, что всего за несколько месяцев молодой преподаватель обретёт такую популярность – 56 тысяч подписчиков, 700-800 тысяч просмотров и множество комментариев от детей и коллег. Мы встретились с Валерией и узнали, как завоевать не только уважение учеников, но и доверие, любовь и поддержку. О доброте детской души, сложностях профессии и съёмке весёлых видеороликов на школьную тематику читайте в нашем большом интервью…

– Почему вдруг учительница русского языка и литературы решила начать снимать ролики и выкладывать их на Youtube? 

– Эта идея витала в голове уже давно. Сейчас же очень популярны вайны, разные смешные короткие ролики. Захотелось сделать что-то подобное, только связать со школой. Скачала приложение-редактор на телефон, сняла несколько дублей, смонтировала и выложила это творение в Instagram. Людям ролик… понравился. Спустя время я сняла ещё один – "Утро доброе". Я тогда не выспалась и мечтала просто съесть ложку кофе, лишь бы избавиться от сонливости. Кстати, не пытайтесь повторить – отвратительно! Снова понравилось. Дети из моего класса стали показывать эти видео своим друзьям, те своим…Так видео разлетелось по всей школе, и многие с нетерпением ожидали новый выпуск. Перед Днём учителя я записала ролик "Учитель. Ожидание/Реальность". Он набрал очень много просмотров в социальной сети "Вконтакте". Его даже репостнули себе на стену паблики "Типичный учитель" и "Подслушано у учителя". Я очень боялась читать комментарии коллег к этим записям. Думала, что там меня обругали налево и направо. С ужасом кликнула и была удивлена, что коллегам понравилось. Они отметили актёрскую игру, добрый и забавный юмор, уморительные ситуации. Многие учителя писали мне в личные сообщения во "Вконтакте", благодарили. Были и негативные комментарии, конечно. Люди, называющие себя учителями старой школы, писали, что я унижаю профессию учителя, занимаюсь ерундой. Мне отвечать на их комментарии не пришлось, потому что очень много пользователей за меня заступились. Я ничего негативного не показала, ни в коем случае оскорбить никого не собиралась. Но невозможно угодить абсолютно каждому.

– А почему назвала канал "Будни учителя"?

– Когда я только устроилась в школу, выложила первую фотографию с учениками в Instagram и поставила под ней хэштэг "будниучителя". После этого я именно так подписывала снимки. Он стал моим коронным. Решила так и назвать канал. Аудитория, к слову, на YouTube набралась очень быстро! Если до этого мне писали в основном учителя, то на YouTube подключились и детки. Подписчики просят снимать ещё, уделять этому больше времени, на что я всегда отвечаю, что у меня есть основная, любимая работа. Некоторые спрашивали, почему я не монетизирую канал. Что ж, я подала заявку. Будет с этого плюс – не знаю, но если будет прибыль, то я своим же ученикам на эти деньги тортик куплю, чаепитие устроим. Ведь я снимаю, в первую очередь, для них.

– Я посмотрела все твои ролики и под каждым вычитывала комментарии. Очень многие дети пишут: "Нам бы такую учительницу!" или "Вы такой крутой учитель, почему не все такие?" Ученикам, судя по сотням комментариев, не хватает внимания, понимания, позитива и много чего ещё. В чём основная проблема, по-твоему?

– Я ни в коем случае не хочу обидеть учителей, но… Да, я молодой специалист и могу с детьми общаться на их языке, понимаю их сленг и шутки, интересуюсь каждым учеником. Один подписчик мне в личку написал: "Вы такой хороший учитель". Я спрашиваю, откуда он знает, ведь на моём уроке он никогда не был. Ребёнок отвечает: "Вы так ладите с детьми, общаетесь с ними. Я уверен, что они сидят на уроках и внимательно Вас слушают". Да, мне не приходится надрываться из-за дисциплины. Хотя один мужчина в комментариях к видео сказал, что у такого педагога никогда не будет авторитета. Здесь он заблуждается... Детям зачастую не хватает общения, а особенно понимания. У нас с учениками есть традиция делать психологическую разгрузку – вместо кулаков, обидных слов и вообще любого негатива на душе, мы подходим и обнимаем друг друга. Это очень помогает. Обнимаются, конечно, не все. Кто-то дома настолько наделён заботой, лаской и любовью, что в школе ему не нужны дополнительные эмоции. А некоторые дети очень нуждаются в заботе, оттого они так и тянутся за тёплыми объятьями. С Валерией Сергеевной можно поделиться секретом, переживаниями, посоветоваться. Многие скажут, что я перехожу на панибратство. Неправда. Я давно обозначила границу и не позволяю её переступать. Дети никогда не обращаются ко мне иначе, чем Валерия Сергеевна, да и слишком личные вопросы не задают.

– Они доверяют тебе, это видно, а ты им? 

– Учителю русского языка и литературы нужно ежедневно проверять множество тетрадей, сочинений, тестов, контрольных, диктантов. Мои ученики всегда предлагают помощь. Сначала я боялась соглашаться на помощь – думала, что они понаставят всем своим товарищам пятёрки. Не ожидала, что дети так усердно подойдут к проверке тетрадей. Мы обычно садимся вокруг моего стола, я даю образец, достаю семь красных ручек, и мы принимаемся за работу. Если мой 7 "б" проверяет, то я сначала даю им работы других классов, а их листочки быстренько проверяю сама. Знаю, что ребята выставят всё правильно – они уже себя зарекомендовали! Но, допустим, если ребёнок всегда на три-четыре писал, а тут у него вдруг за тест пятёрка – я, конечно, верю, что он выучил, но всё равно глазами пробегусь. Интересно, что когда ученики проверяют диктанты, быстро запоминают правила, словарные слова и позже уже не сверяются с образцом. Повторенье – мать ученья! Сейчас они помогают мне проверять листочки, а завтра сделают ещё много других добрых поступков. Это радует.

– Есть мнение, что современные дети не читают. Силком не заставить. Ты как учитель ещё и литературы согласна с этим стереотипом?

– Дети разные! Некоторые просто обожают читать, взахлёб рассказывают о любимых книгах, но как доходит дело до классических отечественных произведений, то интерес резко понижается. Я всегда что-то придумываю. Детей нужно увлечь, перефразировать всё на сегодняшний лад, передать смыслы так, чтобы ребёнок смог самостоятельно провести параллели. Мы обычно читаем в классе несколько страниц с перерывами на анализ. Остальное остаётся на дом. На следующем уроке ещё раз всё обсуждаем и идём дальше по программе. Я домой письменные работы не задаю, потому что мне принесут тексты, списанные с интернета. Так что перед уроком они складывают свои телефоны на учительский стол и пишут сочинения при мне. Списать неоткуда, приходится думать самостоятельно. Некоторым удаётся спрятать телефон, но они всё равно себя выдают. И даже если ученик спишет, то это всё равно будет видно. На ОГЭ им телефон не поможет!

– Как справляешься с двоечниками, хулиганами и бедокурами?

– Не люблю это слово – двоечник. Давай лучше будем называть таких детей неусидчивыми. Всегда будет два-три ребёнка, которые медленнее усваивают программу, которым нужно больше времени, чтобы понять, поразмыслить. Всегда стараюсь им помогать. Называть ребят хулиганами-разбойниками тоже не буду, это, скорее, просто гиперактивные детки. Они что-то всегда придумывают, рассказывают и вовлекают одноклассников в свои проделки, драки, догонялки. Мой класс всегда замечательно себя ведёт, когда находится в моём поле зрения. Но как только они спускаются на этаж ниже, то начинается игра! Тут же кто-то приходит: "Валерия Сергеевна, ваши дети шумят на уроке!" И я не верю, ведь они при мне такие замечательные и спокойные! (смеётся) Родители, бывает, тоже говорят: "Как так, ведь дома он послушный, ласковый, не паясничает!" Естественно, ребёнок будет вести себя прилично при маме и папе. Дома нет этих гиперактивных друзей, которые подначивают на всякие проделки. Но как только мы приходим в школу, наша стеснительность остаётся висеть в гардеробе вместе с курткой и сменкой, друзья вовлекают нас в приключения, на уроках становится очень весело! Дети – жуки такие, шкодят спиной, дай только возможность! Но обычно если меня позовут, и я поговорю с ними, все утихают и ведут себя послушно.

– Не хотят тебя расстраивать? Уважают?

– Кто знает? Я не могу судить о себе и своей работе. Пусть за меня скажут другие.

– А откуда у тебя сформировался такой подход к детям? Внимательно слушают, уважают, поддерживают и помогают. Почему они так гордо отвечают под видеороликами, что Валерия Сергеевна – учитель из их школы? Где ты научилась так…понимать детей?

– Я не назову этот подход новаторским… После школы пошла в педагогический колледж, училась в КемГУ. Всё это в совокупности приносит большие плоды. В колледже у нас были такие предметы, как педагогика, дидактика, коррекционная педагогика. Помню, нам дали задание прочитать книгу из предложенных авторов – "Педагогическую поэму" Макаренко и "Сердце отдаю детям" Сухомлинского. Я выбрала вторую и прочитала её взахлёб. Мне понравилось, как Василий Александрович описывал ситуации из своего личного опыта. Особо тронуло то, как он знакомился с детьми: заранее перечитал личные дела малышей и запомнил имена по фото. Когда ученики пришли к нему, он уже знал, как их зовут, знал их увлечения. Детей такое внимание расположило. И сама фраза "сердце отдаю детям" очень хорошо передаёт всю суть профессии… Моя прабабушка 52 года отработала учителем. Она всегда повторяла мне одну и ту же фразу: "Никогда не ставь двойку ребёнку!" Как меня эта фраза раздражала первое время. "Ты эту двойку себе ставишь!", – говорила она. Бабули уже нет с нами, а до меня только недавно дошёл смысл её слов. Вот поставлю я ему два, но ведь знаний у него от этого не прибавится. Я предложила как-то раз ребёнку приходить и исправлять оценку. Переписал словарный диктант на двойку. Я опять сказала прийти переписать. И, раз за разом улучшая результат, он всё-таки получил тройку. Этот способ намного полезней, чем просто сеять в дневнике ребёнка плохие оценки. Учителю всегда важно оставаться собой. Дети ведь всё чувствуют и разбираются в психологии порой намного лучше нас. С пятого класса у нас с детьми заведены обнимашки. Я всегда замечаю, когда ребёнку нужно, чтобы его погладили по голове, где-то уважительно похлопали по плечу, а где просто выслушали.

– У тебя есть ролики, где видно, как учителю сложно работать, что у него нет толком свободного времени. А тут и почерк неаккуратный, неразборчивый, и разглядывающие что-то в телефонах дети, и родители, которым не нравится метод преподавания. Да ещё много чего… Как думаешь, твои видео помогут показать учителя с другой стороны?

– Да, для этого я этим и занимаюсь. Мне писали, что канал помогает понять, из чего состоит работа учителя. Дети до этого часто спрашивали: "Валерия Сергеевна, почему домой не идёте после урока?" Они думали, что я надеваю сумку и иду домой отдыхать, жалуются, что у них ещё домашняя работа, а мне-то ничего не надо делать. Как-то они решили мне помочь проверить четыре пачки листочков – целый час потратили. И это нас было восемь человек! Я говорю: "А если бы я одна проверяла? А мне ещё тетрадки осмотреть, журнал заполнить, к урокам подготовиться, отчёт сдать". И тогда они задумываются! Сейчас к профессии учителя странное отношение. Если раньше учителем мечтали стать, его уважали, то теперь… Я когда только устроилась в школу, то первые полгода вообще оттуда не выходила. Не виделась с друзьями, даже с мужем – просто вырубалась вечерами от усталости.

Когда меня спрашивали, куда я устроилась, после моего ответа лица становились такими удивлёнными: "А что, нормальной работы не было?", "Ты же там временно, да?" или "Ой, бедненькая. Вот не повезло!"… Никто не выразил элементарного уважения к профессии – либо жалели, либо считали, что я в школу пошла на время, пока работу получше не найду. Мне кажется, это неправильно. Если люди будут показывать такое отношение к учителю, например, в семье, то и дети не будут уважать труд педагогов.

– К слову о родителях. Говорят, что сейчас мамы и папы часто высказывают всевозможные претензии по поводу преподавания в школе. У тебя были подобные случаи? Как ты к этому относишься?

– Когда я пришла в школу, мне дали классное руководство – пятый класс. Я, как и многие, боялась, что начнутся конфликты, что родители будут ходить и учить меня учить, как бы тавтологично это ни звучало. Меня убила одна фраза: "У вас нет детей, поэтому вы ничего про них не знаете!" Я училась девять лет на педагога, ежедневно общаюсь со 120 ребятами и ничего о них не знаю! (смеётся) Ко мне никто с жалобами на преподавание не приходил. На общих собраниях иногда спрашивали у другого молодого специалиста, почему его дети не сидят спокойно на уроках, а у Валерии Сергеевны сидят... Секрет прост – своих детей я рассадила так, как мне удобно. Лучшие друзья теперь не болтают друг с другом, так как сидят в разных концах кабинета. Тихони соседствуют с активистами. Ещё я увеличила темп урока, чтобы они поспевали за мной. Знаете, по таким вещам нельзя написать методичку... Думаю, мне ещё учиться и учиться! Да, бывают родители, которые возмущаются по разным причинам. В таких случаях у нас есть завуч, который выслушает и потом поговорит с конкретным учителем. Родители стали требовательнее. Я сняла видео "Прогресс?", где показала, как раньше родителям боялись вызова в школу, им было стыдно перед учителем. Сейчас же они заинтересованы, чтобы ребёнок получал хорошие знания. Иногда, конечно, перегибают палку, но я уважаю их пристальное внимание. Это намного лучше, чем когда семья равнодушна…

– Родители как относятся к тому, что ты снимаешь с детьми видео на YouTube?

– Знаете, я кинулась в омут с головой, даже не думая, как это всё может развиться-раскрутиться. Ученик рассказал как-то, что его мама очень смеялась во время просмотра ролика. Я так аккуратно спросила потом мнение у родителей учеников и получила много приятных слов. Они дали мне согласие на съёмку с детьми, так что без их ведома я ничего не выкладываю. Времени много уже прошло, а жалоб нет. Я считаю, что это неплохое внеурочное занятие. Семья ребёнка знает, что он со мной, в школе. Что потом он пойдёт домой и будет в отличном настроении.

– Про настроение – видно, как ребятам нравится участвовать в съёмке. Актёры из них прекрасные!

– Дети с таким восторгом к этому подходят! Постоянно спрашивают, буду ли сегодня снимать. Я говорю: "Нет, ребятушки, у меня много работы". Вообще я их всегда солнышками и котятками называю. Потом с учителем географии в этот же день мы сняли ролик "Поле битвы: Парта". Дети пришли и сказали, что в следующий раз они никуда не уйдут. Ребята приходят со своими идеями, например, ролик про драку в школе. Многие хотели бы сниматься, да и просто пообщаться. Один мальчик мне написал, что учится тоже в нашей школе и попросил сфотографироваться с ним. Встретились на переменке, сделали селфи. Как он радовался! А в интернете, когда отвечаю на комментарии, ребята так радуются: "Ура, мне ответил мой любимый блогер!" Как мало для счастья надо!

– Кстати да, ты часто выкладываешь в "Истории" в ВК скрины с ответами детям.

– Да! Написал мне один ребёнок: "ходят слухи, что ты отвечаешь". Я ответила, заскринила и выложила. Что же тут началось! По 200 писем – "пожалуйста, ответьте"… Я не успевала писать сообщения, отвечала стикерами. Но все были безумно рады, столько позитива шло от них. Спрашивала у каждого, откуда родом. География, конечно, впечатлила. Многие думали, что я ученица или просто девушка, снимающая о школе. Очень удивляются тому, что я и правда учитель.

– На YouTube много разного контента, но и достаточно много ниш, которые никто никак не заполнит. Наверное, поэтому твой канал так быстро набрал подписчиков и стал популярным. Не было аналога…

– Есть канал "Будни училки". Меня очень царапает этот суффикс… Если ты сам так относишься к своей профессии, то что уж о детях говорить. Канал этот дольше моего существует, там просмотров мало, он не такой живой. Я видео свои разбавляю – то я, то дети, то разные ситуации. И это не только ученикам интересно, но и выпускникам, которые заходят и вспоминают своё школьное время, и учителям, которым тоже хочется посмеяться. Я хочу, с одной стороны, показать работу учителя легко и весело, а с другой, убедить, что несмотря на весь прогресс, быть педагогом очень сложно. К тебе приходят дети, в которых ты должен максимально вложить всё – не только знания, но и частичку своей души. Не бывает такого, чтобы кто-то из учителей не расстраивался. Нет таких. Все с разным характером и темпераментом, все расстраивались, работали над своими ошибками, старались. Дети посмотрели на себя со стороны, посмеялись, но при этом прониклись. Есть ученики старших классов, которые мечтают преподавать. Просят меня рассказать о предстоящих сложностях. А я не могу ответить. Это всё так индивидуально. Если ты коммуникабельный, не будет проблем с общением, если ответственный, то документация будет легко даваться, ну а если ты лентяй, то сложности будут возникать на каждом шагу. Хочу показать, что если у тебя нет желания работать учителем, то не нужно идти в эту профессию. Есть учителя, которые приходят на работу и нудят, как им плохо, тяжело, весь этот негатив выливают на детей, как они всё и всех ненавидят. Какие воспоминания о таком предмете? Неприятные. Если учитель открыт, то ученики рады, настроены на учёбу и готовы развиваться. Как они говорят – топ!

– У тебя очень много фотографий в соцсетях с твоими подопечными. Вы то в кино, то в театре, то на катке. Не устаёшь?

– Нет, я же их очень люблю! Мы ходили с ними на спектакль "Дубровский" и решили снять видео на тему выезда учителя и учеников в подобное место. Естественно, мы гиперболизировали образы. Детям очень понравился спектакль. Мы как раз изучили это произведение и решили пойти и посмотреть, чтобы, так сказать, закрепить знания. Во время антракта дети сразу стали твердить: "А с текстом-то не совпадает!" Они мне привели моменты, где было всё по-другому. Я обрадовалась. Бывает, что детей никуда не возят, тем самым их наказывая. У них нет навыков выездной поездки – что делать, как себя вести. Они и так в школе постоянно молчат, а тут свобода слова! Им хочется поорать, побегать, а ты им: "Сиди смирно!" Несколько воскресений подряд я вообще дома не была – мы ходили на батуты, на выставки, в филармонию, на горках катались. Теперь они повзрослели, научились ездить в общественном транспорте, и мы решились на выездные экскурсии. Посетили Кузнецкую крепость, музей Достоевского и кондитерскую фабрику. Недавно в Новосибирск ездили в Центр японской культуры "Хоккайдо", ходили в "Парк чудес Галилео". Они были в восторге – иллюзии, коридоры, физика прямо перед глазами. У нас есть группа в ВК, куда мы с учениками скидываем фотографии. Я создала её, когда они ещё были в пятом классе. Когда ребята будут выпускаться, будем пересматривать с ностальгией.

Валерия улыбается и смотрит в сторону. Глаза учителя немного поблёскивают. Видно, что девушка вспоминает что-то очень трогательное…

– Дети могут тебя удивить в самый неожиданный момент... Как-то мы с ними проходили ряд произведений на тему красоты. Дошли до момента, где отец показывает ребёнку, что добро вокруг нас. Я спросила у детей, что такое красота, и была готова начать объяснять, как ответ одного из учеников меня поразил. Ребёнок ответил, что красивым можно назвать человека, у которого красивая душа и поступки. Я внутри себя аж подпрыгнула: "Да! Да! Как же ты прав!" Они мне начали приводить примеры из разных текстов, и никто не сказал про внешность. Этот момент мне так запомнился… И ещё хочу сказать спасибо за их заботу в тот период, когда моя прабабушка сильно болела.

Я долгое время за ней ухаживала, но в один день её отвезли в больницу. Жизнь спасти не смогли. Я тогда вся в слезах отпросилась и поехала к ней. Дети видели всё это, начали мне писать. Личка разрывалась – целая параллель в панике! Я плакала тогда долго, пришла на следующий день с серым лицом, писала на доске число, как вдруг в кабинет заходят дети с цветами, тортиком и шариками. У меня до этого было такое упадническое настроение, а тут они мне его так подняли. Я расплакалась, они меня все обняли. На цветных шариках были написаны приятные слова – "Вы – наша вторая мама", "Вы – лучшая!", "Мы Вас любим!"

Тортик вместе съели, а цветы они попросили отнести прабабушке. Дети с такой надеждой говорили, что она обязательно поправится. Я расстраивать их не стала… В тот же вечер пишу родителям в Viber: "Спасибо вам за поддержку", а они не в курсе. Оказывается, никто не знал, что ребята скинулись и вот так меня поддержали. Это был искренний и светлый порыв души. Мы с ними задолго до этого разговаривали о том, что такое такт, тактичность... Меня не было три дня, и когда я пришла, они, может, и хотели что-то спросить, но промолчали. В такие моменты понимаешь, что дети тебя слушают и любят.

Говорят, что дети уже не те. Да такие же, просто в связи с глобализацией и общедоступностью всех ресурсов немного иначе ведут себя. Но всё же интернет не заменяет им человеческого общения, они всё так же нуждаются в добрых словах, поддержке, в том самом похлопывании по плечу. Тепло человеческой души никуда не девается. Моя прабабушка работала в тяжёлое послевоенное время, и меня всегда удивляло, что каждый год в День учителя, День рождения или на 9 мая к ней приходили её ученики. Вместе они вспоминали, как она смотрела на них, что кому говорила, что советовала и что порицала. Раньше, может, я не так проникалась, но сейчас задумалась... Если и ко мне спустя много-много лет придут ученики, это будет самый достойный показатель моей работы.

Фото: личный архив Валерии Акуловой

Cледите за главными новостями Кемеровской области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».