«Скинь мне ню»: как кибергрумеры охотятся на наших детей

В любой момент ваш ребёнок может завести дружбу в интернете с человеком, который представится ему ровесником. И даже не догадается о том, что на самом деле по ту сторону экрана скрывается преступник. Такой процесс формирования излишне доверительных отношений взрослого человека с несовершеннолетними в интернете с целью совершения сексуальных преступлений называется кибергруминг, и самое страшное, что он может затронуть каждого. Злоумышленники часто обращают внимание на подростков или детей, обсуждая с ними общие увлечения, такие как музыка, кино, спорт, искусство и мода. И когда ребёнок теряет бдительность, начинают требовать от них изображения или видео сексуального характера. А дальше будет шантаж и почти наверняка – психологическая травма. Давайте попробуем разобраться, как распознавать кибергрумеров и как с ними бороться. 
10.02.2025  15:08
844

«Мне просто было стыдно»

Это началось, когда Вике только исполнилось 13 лет. Девочка была активным подростком, участвовала в конкурсах, помогала организовывать мероприятия в школе, писала стихи и короткие рассказы про любовь, была отличницей и занималась в спортивной секции по волейболу. Она очень любила проводить время со своей семьей, часто ездила на выходные к бабушке и дедушке. Но вот отношения со сверстниками у подростка никак не складывались, девочку считали «страшненькой», и у Вики начали появляться первые комплексы. Так как друзей в жизни ей завести было достаточно тяжело, она отправилась искать их в Сети. 

- Однажды я получила сообщение от незнакомца. Он нашёл меня в большой тематической беседе, где мы обсуждали какой-то сериал. Он сказал, что тоже живет в Кемерове. Мы начали общаться, как оказалось, у нас было намного больше общих интересов, чем я могла представить. Он тоже занимался волейболом, любил читать, я скидывала ему несколько своих рассказов, он их хвалил, говорил, что я очень талантливая. Мы постоянно обменивались сообщениями. Наконец-то кто-то хотел со мной общаться и видел во мне талантливую и красивую девушку. Но мы никак не могли договориться о встрече, то он был занят, то я. И созваниваться по видео тоже не получалось, он сказал, что у него разбита камера на телефоне и там всё равно ничего не будет видно.

Вика не видела лица собеседника, на страницах были фейковые фотографии. Девушке не казалось это странным, у неё тоже были чужие картинки на странице, но несколько раз девушка оправляла ему «селфи». А вот парень отсутствие снимков объяснял сломанной камерой. Спустя несколько месяцев такого общения молодой человек признался девушке, что на самом деле ему 22 года и, что он хотел бы начать с ней романтические отношения, потому что она кажется умнее своих ровесниц. Девушка согласилась, однако, увидеться вживую у них так и не получалось.

- Со временем, многие его вопросы стали странными. Сначала он начал спрашивать о том, где я учусь, с кем провожу время, что делаю, когда нахожусь одна дома, где гуляю и когда возвращаюсь. Я думала, что, возможно, это просто интерес, мы же находились в отношениях, а он просто хочет знать обо мне чуть больше и продолжала общаться. 

Со временем такие вопросы стали пропадать, но появились другие. Тринадцатилетней Вике стали приходить вопросы с достаточно интимным подтекстом, о том, какое на ней нижнее белье, или целовалась ли она уже с мальчиками? Потом стали появляться предложения о встрече, причем достаточно напористые, но девушка отказывалась, потому давление со стороны парня уже переходило границы.

- Я была в шоке. Я не знала, как реагировать и что на это отвечать. Я чувствовала себя уязвимой, но мне не хотелось прекращать наше общение, мне казалось, что он единственный, кто меня понимает. Я знала, что это неправильно, знала, что он старше, боялась, к чему это может привести, но не знала, как остановить это общение. Я боялась рассказать кому-то, думала, что они не поймут или осудят меня.

А потом со стороны парня стали поступать предложения о том, чтобы девушка сделала несколько откровенных фотографий. Вика долго отказывалась, однако, молодой человек пригрозил ей прекращением общения и блокировкой. Тогда девушка отправила несколько фотографий без лица. А потом на неё посыпались комплименты, собеседник писал, что она идеальная, что она самая красивая девушка на свете и просил от неё больше фотографий. 

- Я отправляла ему их, но ему всё казалось мало, он просил видео, я отправила, но мне было ужасно стыдно. Мне было страшно, что про эти фотографии кто-то узнает, кроме нас, а, особенно, родители. 

Это продолжалось несколько месяцев, парень продолжал просить о встрече, но Вика боялась. А потом парень подкараулил её возле школы, когда она возвращалась домой с одноклассником. Парень начал кричать на неё, говорить, что девочка «ветреная», раз проводит время с другими, и начал угрожать скинуть фотографии всем её друзьям в социальных сетях.

- Тогда я почему-то решила, что не могу этого терпеть и не хочу больше с ним общаться, что он может действительно что-то сделать в реальности, а не только в Сети. Я заблокировала его. Я просто решила стереть все переписки, думала, что это должно помочь. А потом стали появляться сообщения с «фейков» от него. Я блокировала страницы, а он создавал новые. Писал каждый день, а потом сказал, что перешлет снимки моим друзьям. 

Прямых угроз в его сообщениях не было, он писал спокойно, подбирал фразы так, чтобы это не выглядело как шантаж. Он писал, что девушка может скинуть ему деньги или продолжить с ним общение, только если хочет этого сама, а если не хочет, то «может произойти что-то». Про фотографии он тоже говорил немного, намекал издалека, уверял, что девушке будет стыдно за своё поведение. Прямых угроз с его стороны никогда не было. 

- Я боялась рассказывать маме, боялась, что мы пойдем в полицию или еще куда-то. Мне просто было стыдно, было жутко от того, как обо мне подумают. 

В итоге, к счастью, фотографии девушки не появились в Сети, девушка удалила свою страницу, и просто старалась об этом забыть.

Случай Вики — это не просто неприятный опыт и, к сожалению, далеко не единственный по всей России. Это одно из тех преступлений, которое, чаще всего оказывается в тени. Кибергруминг является специфической формой насилия, которая существует в интернет-пространстве, при которой злоумышленник завоевывает доверие ребенка, а потом требует от него изображения порнографического содержания.

Как понять, что это кибергрумер? 

К сожалению, дети наивны. Они думают, что хитры, ловки и чертовски умны, но как показывает практика, взрослый их легко разведет. Например, на голые фото или видео, которые потом можно продать. Для кого-то просто бизнес, а кому-то нравится шантажировать детей и заставлять их выполнять свои требования, а кто-то просто извращенец, - отмечает профессиональный психолог Роман Зак.

Кибергрумеры тщательно создают себе образы, которые могут понравиться детям или подросткам. Изначально, что происходит чаще всего, они представляются ровесниками, обсуждают интересы ребенка и поддерживают его во всём. Параллельно они собирают информацию о его отношениях с родителями, друзьями и одноклассниками, интересуются учебой.

Постепенно общение становится все более «конфиденциальным». Взрослый создает атмосферу секретности, утверждая, что их разговоры — это «большая тайна». Преступник, пытаясь создать разрыв между ребенком и его родными, может использовать любую ссору с родителями или сверстниками, чтобы остаться единственным доверенным лицом в жизни ребенка. 

Если общение складывается удачно, кибергрумер переходит к более решительным действиям. Может просить интимные фотографии, настаивать на личной встрече. Часто злоумышленник провоцирует ребенка: «Ты же не решишься сделать фотографию голой/ым?» или «Тебе что жалко? Этого же всё равно никто не увидит».

Действия преступника могут вывести насилие за пределы интернета, как в случае с нашей героиней. Парень подкарауливал девушку на улице еще несколько раз, однако, к счастью, девочку он не трогал. 

- В таких случаях обязательно должны в ситуацию вступать родители подростка, если вдруг заметят какого-то непонятного нового знакомого (значительно старше) в жизни ребёнка и попытаться разорвать эти отношения. В интернете по сути нет пола, возраста и пр. Вседозволенность и анонимность. Можно переписываться с ребенком, который выдает себя за взрослого, и наоборот. – предостерегает Роман Зак.

Родители ждут ''пока ребенок повзрослеет сам''?

Невозможно гарантировать родителю, что их ребенок никогда не столкнется с кибергрумером. Однако вероятность этого значительно снижается у детей, чьи родители формируют доверительные отношения в семье, обсуждают безопасность в онлайне и офлайне, а также сообщают, что всегда готовы помочь в трудной ситуации.

Злоумышленники постепенно завоевывают доверие ребёнка, вызывая жалость и предлагая общение. Шантаж начинается не сразу. Сначала они обещают какие-то приятные бонусы, такие как «донаты» в играх или оплату билетов на концерты — то, что может заинтересовать ребенка и часто, это материальные вещи. Затем просят фотографии: сначала лицо, а потом более откровенные. Как только ребенок отправляет хотя бы условно интимное изображение, преступник начинает использовать это в своих целях.

По результатам исследования, проведенного  в 2022 году членами Московского государственного психолого-педагогического университета, в 2020 году потерпевшими были признаны около 15 тысяч человек, в 2021 — 18 тысяч, за первые четыре месяца 2022 года — 23 тысячи человек. Чаще всего жертвами становятся девочки от 10 до 14 лет. 

Общение с кибергрумером воспринимается детьми как нечто запретное, что нужно скрывать от родителей, друзей и учителей. Им страшно делиться своими переживаниями, они чувствуют стыд, не зная, как об этом говорить. Тем более им не хочется терять опору в виде понимающего их взрослого человека.

- Большинство жертв, а именно 30% девочек объясняли свое взаимодействие с преступником, тем, что нуждались на тот момент в общении и внимании, которое не могли получить в семье или от сверстников. 25% потерпевших были введены в заблуждение, они не знали настоящего пола и возраста человека, с которым ведут переписку, и считали, что проходят кастинг в модельное агентство или для съемок в музыкальном клипе. 22% расценивали свои отношения с преступником как романтические, называли его своим «молодым человеком». 18% девочек сообщали, что им просто была интересна тема взаимоотношения полов и, им хотелось узнать «что-то новое». И наконец, 5% девочек воспринимали посягательства как возможность заработка – говорят авторы исследования. 

- Стоит просто говорить с детьми, рассказывать, как это бывает. Просвещение немаловажно. Но такие беседы и уроки должны составлять и проводить специалисты. Психика здорового человека не принимает таких вещей, и всячески отталкивает от таких тем. В результате родители ждут ''пока ребенок повзрослеет сам'' лет до 16-18 и удивляются, что ребенок то все лучше них знает – отмечает Роман Зак. 

Как защитить?

Одной из самых больших ошибок со стороны родителя, который столкнулся с этим, может быть совет о блокировке неизвестного пользователя и прекращении общения. Это неверный подход. Злоумышленник может угрожать и другим детям, и сбор доказательств против него поможет не только вашему ребенку.

Поэтому родителям необходимо сохранить все доказательства преступления: делать скриншоты переписок, сохранять фото и видео злоумышленника, а также его контактные данные. После этого необходимо обратиться в правоохранительные органы.

Начальник подразделения по делам несовершеннолетних ГУ МВД России по Кемеровской области – Кузбассу полковник полиции Ирина Васильева рассказала о том, как уберечь ребёнка от кибергруминга. 

«Обсудите с ребенком, что безопасное поведение в Интернете — это и его ответственность. Старайтесь поддерживать с доверительные отношения, чтобы именно к вам ребенок мог обратиться за помощью или советом в случае необходимости, делился с вами, с кем он общается в соцсетях и в какие группы вступает. Разговаривайте с ребенком о том, что он делает в Сети, будь то обычное общение в чатах, загрузка различного контента или онлайн-игры. 
Объясните, почему важно не разглашать личные данные: адрес, номер телефона, название школы, не доверять незнакомым людям, не выполнять их просьбы и требования, не соглашаться на встречи, не открывать подозрительные ссылки. Научите ребенка говорить «нет» незнакомцам и подозрительным интернет-пользователям. 
Настройте приватность на страницах ребенка в соцсетях. В случае если ему поступают странные просьбы или угрозы, незамедлительно прекратите все переписки, сделайте скриншоты для обращения в полицию, заблокируйте чаты, покиньте сообщества. Обратитесь с заявлением в полицию, сообщите администрации платформы, на которой происходило общение», - советует Ирина Васильева.

- Я хочу, чтобы другие подростки знали: если вы столкнулись с чем-то подобным, не молчите. Расскажите об этом взрослым, которым вы доверяете. Вы не одни, и есть люди, готовые помочь вам. Кибергруминг — это не ваша вина, и вы имеете право на безопасность и комфорт в онлайн-пространстве, а тем более избегать сексуализированного насилия со стороны взрослых людей, – отмечает героиня нашего материала. 

Cледите за главными новостями Кемеровской области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».