Социокультурные тренды, меняющие мир уже сегодня

Что-то остается в тренде, а что-то хайпануло и забылось. Тренды и хайпы делают нашу жизнь сегодня. Задержавшись в обществе, тренды становятся новой моделью поведения. Мы выделили для вас 7 длинных социокультурных трендов, которые будут актуальны в течение нескольких лет и, вероятно, уже сегодня могут поменять нашу жизнь.

05.12.2019  17:47
1007

1. Хюгге

После повальных увлечений нью-эйджем, дауншифтингом, slow life и прочими увлечениями «простыми радостями» мир с новой силой захлестнула идея хюгге. Взрыв интереса к нему начался после того, как «Маленькая книга hygge: датский секрет счастья» Майка Викинга была переведена в Великобритании, а затем на 23 языка, включая русский. Датское слово «hygge» не имеет точного перевода на другие языки, но оно выражает состояние, по смыслу близкое к «уюту». Секрет такого счастья – находить удовлетворение в простых вещах, находиться в комфорте и уюте.

Главная атрибутика хюгге – это обилие пледов и подушек, одежда из мягких тканей, свитеры и шарфы грубой вязки, зажжённые свечи или камин, приятные посиделки в кругу близких за чашкой травяного чая, без отвлечения на гаджеты.

Сами датчане называют это ещё «агрессивной скромностью»: не пускать в свой круг посторонних (если на вечеринке много незнакомцев, она уже «не хюгге»), соблюдать семейные ритуалы, не говорить во время посиделок у камина о политике и серьёзных вещах – это и есть хюгге.

2. Миллениалы

На смену белым воротничкам приходят клетчатые рубашки миллениалов. Брюки со стрелками и жестко регламентированный рабочий день уступают место потертым джинсам и work-life balance. Поколение Y в корне меняет потребительские привычки, они за свободу во всём. Если покупки, то в интернете и на распродаже, если путешествие то те, которые можно организовать самостоятельно. Миллениалы будто снимают с себя всё лишнее и говорят, что пора всем освободиться от этих границ. Поколение Y очень ценит своё время. Они оптимизируют работу и освобождаются для других интересов. И рынок труда идёт им навстречу: фриланс – комфортный режим работы миллениалов. Они предпочитают гибкость в отношении времени и места работы.

Поколение миллениалов вводит тренд «жить и наслаждаться жизнью».

3. Совместное потребление или sharing economy

Ещё несколько лет назад никто и подумать не мог, что популярным станет совместное пользование, а не накопительство. Сегодняшние потребители охотнее возьмут вещь в аренду, чем станут захламлять свою голову и дом.

Нужна машина? Стремительно набирающий популярность сar sharing тебе в помощь. Так же дела обстоят и с недвижимостью, одеждой и любой другой домашней утварью.

Изначально sharing economy предполагала обмен между людьми, но компании научились эффективно использовать этот ресурс в своих целях.

4. Offboarding или искусство расставаться

В виду доступности любой информации, репутация сегодня – новая валюта. А репутационные потери обретают фатальность. Недовольный клиент, обиженный уволенный сотрудник одним нажатием клавиши может замарать ваше доброе имя на долгие годы. Именно поэтому всё больше внимания уделяется стратегиям мирного расставания.

Сжигать мосты с увольняемым сотрудником и кричать ему вслед «тебя никто не возьмёт на работу» – уже не актуально. Компании всё чаще предлагают сотруднику попробовать свои навыки в другом отделе, помощь в поиске новой работы и дают хорошие рекомендации. Это снижает риск публичного негатива в сторону компании. Ведь может наступить день, когда вы с вашими бывшими коллегами снова окажетесь полезны друг другу.

5. Осознанная экология

Сегодня этот тренд на пике. Люди всё больше погружаются в экологию, переходя на осознанное потребление: не только окружающая среда, но и одежда, еда, интерьер и даже отношения должны быть экологичными. Мода на винтаж, органические ткани и отказ от натурального меха и кожи – так модные дизайнеры помогают потребителю быть в экологичном тренде. Пропаганда полного отказа от пластика, боди-позитив, альтернативная промышленность – токсичность, в любом понимании этого слова, становится врагом человечества. Люди пытаются двигаться от заводов и развития промышленности к началу, заземлиться.

6. Последнее слово за брендом

Бренды становятся всё ближе к людям, очеловечиваются и, как добрая соседка, слушают и говорят с нами на одном языке. Общественное доверие к правительствам, финансовым институтам, СМИ, общественным организациям стремительно снижается. А бренды, работая на свою репутацию, практически перестают разочаровывать потребителя. Бренды – новая идеология, сплачивающая вокруг себя людей. Бренды готовы вкладываться в своего потребителя и быть ему партнёром, советчиком и другом. Битву за потребителя выигрывают бренды, дающие билет в один конец.

7. Прожить несколько жизней — ещё один тренд

Известный экономист Томаш Седлачек сказал: «Через 20 лет нельзя будет увидеть разницу между досугом и работой у большинства населения». Люди становятся универсальными, уже никого не удивишь работой одновременно визажистом и бухгалтером. Люди больше не боятся поиска. Раньше скорость определения своей жизненной ниши являлась признаком успеха. Сегодня же бросить высокую должность и уйти заниматься дизайном с начального этапа, чтобы исполнить детскую мечту, а потом вовсе улететь на Гоа – это и есть успех, в вечном поиске себя.

Эти тренды уже являются частью нашей жизни. Хотим мы этого или нет, они меняют мир вокруг нас. И всё же каждый из нас остаётся свободным выбирать: следовать новому модному веянию или остаться со старыми привычками и перейти в разряд консерваторов.

Cледите за главными новостями Кемеровской области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».