Спортивная зимняя рыбалка: борьба с холодом, льдом, соперниками и капризной рыбой

Рыбачить в тёплый июньский денёк, посиживая на удобном стульчике и попивая вкусный чай, засматриваясь на поплавок, – дело простое. Но сможет ли такой любитель встать в ряд со спортивными рыболовами, которые за несколько минут могут наловить здоровенных рыбёх не только в жаркую летнюю погоду, но и в суровую сибирскую зиму? У них нет горячего чая под рукой, а лишь штук двадцать удочек, подмотыльница, огромный ледобур и море снастей. За короткое время, без минуты отдыха, они бегают и бурят по десять-пятнадцать прорубей, глубиной в метр. Ни минутки отдыха, зато годы подготовки. Совсем скоро начнутся крупные соревнования по спортивной зимней рыбалке, поэтому мы решили встретиться и пообщаться с заядлыми рыбаками, которые поняли, что сидеть в лодке и ждать, пока рыбка клюнет – совсем не для них. Они надели тёплые комбинезоны, запаслись мотылём и пошли бороться с холодом, льдом и капризной рыбой!

04.01.2018  16:02
6010

Как бойцы спецназа

Алексей Шестаков рыбачит с шести лет. Когда-то его научил всему отец, а теперь мальчишка вырос и стал президентом Федерации рыболовного спорта Кузбасса. О тонкостях зимней рыбалки, её отличиях от летней и любительской, секретах, успехах и ошибках Алексей с радостью нам поведал.

– Всё началось с клуба "Рыбак Кузбасса", который основали в Новокузнецке в 2010-м. Тогда мы туда всей толпой влились и начали потихоньку расти, развиваться. В 2012 была аккредитована наша Федерация. У нас 60 человек числится сейчас, люди вступают понемногу. Вообще зимняя спортивная рыбалка у нас началась с подачи Евгения Николаевича Власова, в простонародье – Власа. Вся Россия его знает. Он мой друг, тренер, наставник. Для спортивной рыбалки в Сибири он сделал очень много. Сейчас Евгений Николаевич живёт в Томске. С его подачи был создан клуб и федерация, организация соревнований, судейство. Он всему учил. Он – локомотив! Все мы на него равнялись. В 2016-м меня выбрали новым президентом, потому что прошлый сложил полномочия ввиду занятости. И действительно, этот спорт занимает очень много времени. Домашние ворчат иногда, так как всё моё свободное время занимает рыбалка. Свою супругу я ещё до свадьбы предупредил, что рыбак-маньяк, что живу этим. Она к этому спокойно относится, но очень скучает, когда я все выходные где-то на соревнованиях. Знаете, о зимней рыбалке я могу говорить бесконечно! Начиналось всё с простого хобби – выезжали с друзьями, отдыхали, рыбачили. Я всегда знакомых облавливал. Как-то раз мне предложили поучаствовать в соревнованиях – в "Золотой мормышке" В Красноярском крае, на озере Большое. Я съездил, думая, что смогу хороших показателей добиться, ведь до этого часто там рыбачил и много рыбы ловил. Но понял, что мой уровень и подготовка далеко не лучшие. Любительская рыбалка отличается кардинально от спортивной. Основное – экипировка. У любителей, как правило, это удочек десять разных, а то и меньше. У меня тоже сначала было столько. Я тогда не особо понимал, каких они видов и вообще для чего. Так, примерно, что мелкую на эту ловить, а крупную на ту. В спорте ты ловишь на время, и каждая минута дорога, некогда перевязывать, и не дай бог у тебя нет нужной удочки, мормышки или толщина лески не подходит! У каждого спортсмена около двадцати удочек, они друг друга дублируют. Если, например, леска запутается или обрыв произойдёт, можно будет быстро заменить её и не тратить время. Мотыльницу спортсмены крепят на колено, чтобы не залазить во внутренний карман, доставать коробочку, открывать, доставать, закрывать и прятать. У нас специально утеплённые ледобуры, чтобы не обморозить ладони и комфортно перемещаться. Поясные сумки под рыбу тоже висят на спортсмене. Мы как бойцы спецназа! (смеётся) Всё необходимое прямо на нас. А простой рыбак сел на ящик, сходил до машины, попил чаёк, всё спокойно и нерасторопно. Мы же бегаем по льду, сверлим, постоянно в движении.

Как же борются рыбаки с лютым морозом? Руки ведь всегда открытые, без перчаток. И в таком виде часов пять…

– Самое сложное – бороться с холодом. Ноги, тело – с этим нет проблем, но руки согревать трудно. Пытаемся обмануть иммунную систему. Перед стартом растираем руки снегом, приучаем организм к холоду, потом вытираем насухо полотенцем, и так снова снегом и опять насухо. После этой процедуры греем руки в перчатках. Иммунная система направляет туда большой приток крови. Хватает этого на час-полтора. Но у всех людей разные особенности организма: кто-то может весь день ходить с открытыми ладонями, черпать воду из лунки, убирая рыхлый лёд и не используя черпак. Мы всегда без перчаток, потому что снасти все маленькие. Есть мормышки диаметром 2 мм – это меньше спичечной головки. Толщина проволоки – 0,25-0,28 мм, а лески – 0,005 мм.

Все снасти, экипировку мужчины покупают на свои кровные. Когда-то всё это было достать непросто, но сейчас на рынке масса производителей. Есть из чего выбрать!

– Постепенно всё покупали. Всё равно недешёвое увлечение. Мы, когда начинали, наломали много дров – не знали хороших производителей лески, мормышки. В магазинах не было необходимого и передового, так что через друзей, спортсменов находили. Также костюмы покупали с ошибками. Сейчас мы все участвуем в комбинезонах – так подвижней, легче, удобней и теплей. Мы можем проконсультировать любого рыбака, как правильно одеться. Да и вообще, мы специалисты по согреву в суровые холода! Ко льду мы подходим основательно. Но по нему опасно ходить только в начале и в конце зимнего сезона. В это время мы на воду не ногой. В марте 2017-го мы ездили на Чемпионат Сибири. Там тогда прошёл сильный дождь, растопил снег сверху, а потом всё это замёрзло, превратившись в острое и очень скользкое стекло. Плюс был ещё ветер сильный, и он нас просто сдувал. На 30-40 метров! Было там опасно. В Кузбассе такого нет. Мы перед чемпионатами вызываем МЧС, чтобы они сделали замеры льда. Да и люди все у нас опытные, знают, как себя вести на льду. С этим нет проблем. Для нас это просто и обыденно.

Водоёмы, где рыбачат летом, не всегда подходят для зимних соревнований. Например, нет подъезда. Поэтому в основном соревнования проходят на коммерческих водоёмах, платных. Сначала всё согласовывается с хозяевами, затем с районом. Если это региональные соревнования, то и с областной администрацией.

– Люди на форумах часто пишут, что спортсмены вылавливают много мелкой рыбы и водоём из-за этого становится мёртвым… Советую обычно таким специалистам пообщаться с ихтиологами, почитать посвящённые этому книги. Мы вылавливаем так называемую сорную рыбу. На законодательном уровне для этого нет никаких ограничений. Сорная очень быстро плодится, мешая росту другой, более крупной рыбе. Благодаря вылову другие виды могут подрасти без конкуренции за пищу. Тогда в озере уже можно будет порыбачить на трофейную рыбу. Поэтому, если кто-то думает, что мы пришли и выловили всё – это бред. Если бы мы делали что-то противозаконное, то нам бы не разрешали МЧС, Рыбнадзор. Летом мы процентов восемьдесят улова отпускаем обратно в воду. Зимой так не получается, потому что за три часа рыба засыпает на морозе. А нам ведь нужно будет взвесить улов… К сорным относится окунь, плотва и ёрш. Они во всех водоёмах обитают. Также существует стереотип, что рыбалка – это пьянка в сапогах. Мы проводим постоянно семинары, мастер-классы, выкладываем много фотографий на сайте и в ВК, пытаемся заинтересовать людей и показать, что можно рыбачить без алкоголя. На зимней рыбалке должны работать мозги. Мы производим определенные телодвижения с удочкой и мормышкой. Типы проводки мормышки могут быть разные: от плавного покачивания, до быстрой дрожи. Можно пальчиком стукать по удочке. Всё это мелкая моторика, аккуратность, педантичность. Почти фетишизм! Всё должно быть разложено по полочкам. Важно думать очень быстро, видеть, кто в каком темпе ловит, анализировать свою технику, вести подсчёты. Тут просто нет места и времени для выпивки. Да и какой отдых? Рыбалка – это работа, тяжёлый физический и умственный труд.

Самая главная награда для спортивного рыболова – разряд.

– Мы всеми силами стремимся завоевать звания, попасть в сборную страны, поучаствовать в Чемпионате мира. В Кемеровской области с 1946 года не было ни одного мастера спорта. У меня идея фикс – либо самому стать первым в области, либо чтобы при моём руководстве наш кузбасский рыбак стал мастером спорта. Это непросто финансово – большинство соревнований проходит за Уралом. Это всё занимает много времени, много денег. Кто отпросится с работы на неделю? Чисто финансово тяжело тянуть. В марте этого года в Кургане будет проходить "Кубок России". Мы поедем и попробуем наши силы!

Новичкам Алексей советует быстрей приходить в спорт.

– Чем раньше ты начнёшь заниматься, тем лучше начнёшь понимать процесс ловли, повадки всех видов рыб, их предпочтения в еде, изучишь снасти. Главное отличие спортсмена от любителя – наличие тактики. Простого рыбака никто не торопит, он просверлил, сидит и ловит. Думает, что опустил мормышку, и к нему рыба приплывет. Нет…Чем больше ты сверлишь, двигаешься по водоёму, тем больше вероятность, что ты окажешься над рыбой. Основные ошибки любителей – мало сверлят, используют грубые снасти, мало или неправильно кормят. Я раньше тоже не подкармливал. А это играет важную роль! Из-за еды у рыбы просыпается конкуренция, она становится агрессивней и уверенней. Сразу начинается хороший клёв. Когда меня в детстве отец научил ловить рыбу, я ходил на рыбалку почти каждый день. Хоть мне и было шесть лет, ездил сам на автобусе. Без проблем отпускали! Я всё время мечтал о лодке, чтобы перебираться на недоступный берег… А зимой ты можешь пройти хоть где! Ты находишься над рыбой, представляешь какой рельеф под водой, где стоит рыба – под берегом, в русле или на береговой бровке. Очень многое в зимней рыбалке зависит только от тебя. Это мне и нравится. Помню, как-то на Обском водохранилище мы с другом за сутки наловили больше 150 судаков. Это была невероятная эйфория! Нашли место и подобрали правильную тактику! Ещё навсегда запомню Чемпионат Сибири 2017 года, который я выиграл. Я чувствовал, что выиграю, и всё получалось.

Ты любишь рыбалку больше меня...

Михаил Беккер родился и вырос в селе Топки. Рыбалкой тоже занимался с самого детства. Михаилу было три года, когда отец взял его на рыбалку. Ловили карасей. Мальчику так понравилось, что он попросил смастерить ему удочку. Вот так двенадцать лет Михаил ходил на местный пруд рыбачить. Со временем он начал интересоваться более серьёзной рыбалкой – стал смотреть передачи по ТВ, читать специализированные журналы.

– Когда мне исполнилось 17, меня позвали на рыбалку на Чулым. Мы поймали там очень много рыбы. Я тогда конкретно зачитывался – у меня были все журналы о рыбалке с 2005 по 2011 годы – "Рыбачьте с нами", "Рыбалка на Руси", "Спортивное рыболовство". Все выпуски знал наизусть! Рыбалка на Чулыме вдохновила меня заняться этим делом более серьёзно. Начал подготавливаться, купил со стипендии спиннинг, катушку и приманки. И стал осознанно ловить. Внезапно узнал, что у нас проходят соревнования. Народу было немного, человек тридцать. Тогда людей, умеющих ловить на спиннинг было очень мало. Москвичи в то время ловили на воблеров, я начал тоже эту тему пробивать. Тогда цены были высоченные, но перед соревнованиями я купил себе парочку таких воблеров и выступил хорошо. Постепенно тренировался и вскоре получил кубок Кузбасса по ловле окуня. Потом я выиграл ещё пару фестивалей.

Летняя рыбалка засела в сердце Михаила, но вскоре ей пришлось подвинуться для зимней, которую молодой человек тоже очень полюбил.

– Мормышкой я начал увлекаться с двенадцати лет. Мне повезло, так как я оказался среди опытных людей. Мне показали, как правильно ловить, показали техники. Я, правда, долго не шёл в спорт, потому что там обязывали ловить на мотыля, а я всегда ловил на мормышку без насадки. Мне было немного тяжело перестроится, но меня всё же уговорили. Я занял на соревнованиях место где-то в серединке. Потом мы поехали в Томск, где я получил третий разряд. С тех пор началась спортивная карьера по мормышке. Получил второй разряд, поучаствовал в Чемпионате Сибири. Года три я просто учился, после чего решил поучаствовать в "Золотой мормышке" – одном из самых престижных турниров в Сибири. Из ста участников я занял четвёртое место. В следующем году уже получил первый разряд. У нас сформирована команда – я, Максим Долгов, Сергей Забегаев. Вместе мы заняли первое место на "Золотой мормышке", третье в "Кубке Кузбасса", первое на "Чемпионате Кузбасса", третье на "Чемпионате Красноярского края". Могу смело сказать, что мы одни из лучших рыбаков области!

Раньше Михаил работал на химическом заводе, хотел получить соответствующее образование, но его забрали в армию. Обратно устроиться на завод не получилось, и судьба распорядилась иначе. Михаил устроился в рыболовный магазин, попал в свою стихию. Семья, к слову, всегда поддерживала увлечения сына.

– Когда я был молодой, мама, отец и сестра полностью меня поддерживали. Понимали, что я без рыбалки – не я. Спокойно отпускали на пруд, не переживали. Сейчас я женат. У нас с женой никогда не бывает разговоров на тему "ты любишь рыбалку больше меня" или "почему ты с рыбой, а не со мной". Она у меня женщина умная, знает, что я очень люблю рыбалку. С мая по октябрь я дома был на выходных всего два раза. Даже отпуск в две недели я провёл на рыбалке. Жена всегда хочет со мной выехать, но работает по выходным. Поэтому редко получается вместе порыбачить. Но бывает, что выезжаем! Она ловить умеет, будь здоров!

Рыбалка научила Михаила терпению и выдержке. Даже в самые отчаянные моменты рыбак не опускает руки и ждёт клёва.

– Зимняя рыбалка и для здоровья полезна, она закаляет! Ты садишься на колени, ловишь, встаёшь и идёшь буришь. Десять лунок прошёл – одну рыбку словил, обошёл опять. Вот так восемьдесят раз присядь и встань в полной экипировке – так устанешь... И когда часто рыбачишь – не болеешь вообще. А вот прекратишь, так из-за щели в форточки продует, мама не горюй! Я вообще за здоровый образ жизни и выпивающих во время рыбалки не уважаю. Под алкоголем рыбачить невозможно – руки не так работают, глаза не видят. Я против алкоголя на рыбалке. Под опьянением люди ужасно мусорят, загрязняют пляжи. Мы после таких собираем всё, складываем в мешки и вывозим. Почти все, кто мусорит, это пьяные компании. Они могут даже удочку не доставать. Это просто… свинство. Хорошо, что сейчас таких людей становится меньше. Люди должны следить за собой и беречь нашу красивую и родную природу.

Или рыбак рыбу, или рыба рыбака!

Максим Долгов – сын заядлого рыбака. С детства был обучен всем тонкостям этого искусства. Летом всегда выезжал с отцом, а зимой рыбачить побаивался. На лёд ступил лишь в 17 лет и сразу понял, что именно подлёдная рыбалка станет страстью всей жизни. Любовь к морозу, холоду и магия игры с рыбой заметны в каждом слове нашего героя.

– Рыбачить – дело очень нескучное. В процессе ловли появляется сильный азарт. Начинается игра – кто кого обманет. Или рыбак рыбу или рыба рыбака! Возможно человека, как охотника, тянет вновь и вновь на лёд, несмотря на погоду, холод и трудности, он хочет хоть немного вжиться в эту роль и почувствовать этот азарт. А вот почему женщины зачастую не понимают нас – это сложный вопрос. Наверно, думают, что мы мёрзнем на льду и занимаемся ерундой. Спорт есть спорт. Никто же спрашивает, почему ты занимаешься футболом. Вот и тут – всё понятно. Я люблю рыбалку, и любой улов оставляет массу эмоций и впечатлений. Например, поймать хариуса – это большое искусство, а какой это боец, не описать словами. И так с каждым видом рыбы. Летом рыбалка другая и её разновидностей очень много, около шести дисциплин. Очень сложно здесь провести параллели с зимней. Это как сравнить плавание на спине и плаванье брассом. Вроде бы оба плывут, но они совершенно разные спортсмены. Наверно, так же и здесь. Знаю точно, что зимних рыбаков на порядок больше, чем тех, кто любит ловить рыбу летом. Думаю, потому что зима азартнее лета. Ты не сидишь на берегу, как многие летние рыбаки, и не наблюдаешь за поплавочками или фидеристом, а ходишь, ищешь рыбу, подсчитываешь, анализируешь, а затем используешь разные техники. Ты постоянно в движении. Ну, и многие летом не ездят по банальной причине – нет времени, у многих огороды, дачи. А зимой, чтоб не лежать на печи, многие едут на рыбалку. Улов я почти всегда отпускаю, если ловлю не во время соревнований, то обычно набираю рыбы столько, сколько хватит накормить семью и друзей. Родные к моему увлечению относятся позитивно. Когда я познакомился с женой, то сразу сказал, что люблю рыбалку. Она спокойно к этому отнеслась, но когда зимой увидела ледобур, то её удивлению не было предела! Оказывается, что я ещё и зимний рыбак (смеётся). Я стараюсь ездить не в ущерб семье, но и их ни под каким предлогом не упросить и не заставить поехать со мной на рыбалку. Один раз ездили семьёй на Беловское море летом. Они издалека посмотрели и всё… А вот родственники тоже влюблены в зимнюю рыбалку. Как лето настаёт, так они уже о зиме думают и ждут её.

Максим работает машинистом газодувных машин на ПАО "Кокс", но всегда находит место для чемпионатов и разных кубков.

– Первый раз я попал в спорт по чистой случайности. С друзьями приехали на озеро, где как раз проходили соревнования. Я ради интереса решил попробовать и занял там последнее место. Меня взяла спортивная злость, и я решил для себя добиться успеха на этом поприще. И с тех пор начал постоянно участвовать во всех соревнованиях. Набирался опыта у коллег, росли результаты. И так постепенно я влился в рыболовный спорт. Стараюсь не пропускать ни одного значимого старта. В среднем за сезон у нас выходит до восьми турниров. Это на самом деле очень большой труд. Первое, с чего всё начинается – тренировка. Для того, чтоб изучить рельеф водоёма, понять средний размер рыбы, как долго она собирается в точку ловли, обозначить предполагаемые уловы в зонах. После этого начинается анализ размера мормышек, количество лунок и так далее. После старта начинаешь работать на полных оборотах. Следишь, как ловят и какую рыбу, в то же время вылавливая свою быстро и незаметно. Тогда твои соперники не будут понимать, отстаёшь ты от них или опережаешь. В конце тура ты выходишь из зоны весь мокрый и уставший, но в то же время, если результат хороший, очень довольный.

Как и у всех рыбаков, у Максима были интересные случаи на рыбалке.

– Как-то я ловил рыбу на озере и скидывал улов немного за спину от себя. Оглянулся, а её нет! Бросил ещё пару рыбёшек и начал следить, что же будет. Оказалась норка бегала и воровала мою рыбу. Но когда она поняла, что я её вижу, бегать сразу перестала. Хитрюга. А второй случай был уже на Томи. У меня из лунки выскочила ондатра. Никогда не думал, что умею так быстро бегать! Не зря говорят: у страха глаза велики.

Максим, как опытный рыбак, может дать новичкам парочку советов.

– Самое первое и главное – это сильное желание и холодная голова. Всё-таки лёд хоть и крепкий, но местами он очень коварен. Есть промоины, родники, первый и последний лёд. Нужен всегда хороший наставник, который объяснит все азы рыбалки: выбор мормышки, удочки, кивка, места. Если же некому помочь, то нужно на озере, в первую очередь, идти туда, где сидят рыбаки. Если никого на озере нет, то туда, где много застывших лунок. Нужно заниматься поиском рыбы. Многие приезжают, садятся у лунки и ждут, когда же рыба клюнет. Это тоже большая ошибка. А лучше всего прийти к нам и послушать наши семинары, которые мы часто проводим, задать наболевшие вопросы. Тогда точно любой начинающий рыболов смело идти на лёд с уверенностью, что свою рыбку он поймает обязательно. Если отбросить соревнования, то я очень люблю для души половить рыбу на Енисее. Хотя…мне везде нравится. Томь у нас красивая – горы, леса, морозный день и чистый воздух… Что может быть приятней?

Фото: личные архивы героев материала

Автор: Екатерина Шамина

Cледите за главными новостями Кемеровской области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».