УАЗ Патриот: Квадратиш. Практиш. Гуд?
"Нет. Такой хоккей нам не нужен!" – так и хочется воскликнуть после заочного знакомства с отечественным внедорожником, перефразируя эту известную цитату Николая Озерова в менее благозвучный и может быть даже менее цензурный вариант. Но, может быть, не всё так плохо? Может, не так страшен чёрт, как его малюют? Тем не менее, первой реакцией друзей и знакомых на новость о покупке УАЗа является именно прикрытое ладонью лицо и риторический вопрос "Зачем?". Причём у тех, кто уже являлся или является "счастливым" обладателем ульяновского Патриота фейспалм получается эпичнее. Вот и я не сдержался в эмоциях, когда мой друг Иван приехал на свеженьком белоснежном УАЗике с целью похвастаться покупкой. А так как это уже далеко не первый случай покупки сей модели среди моих друзей и соратников, я всё-таки не удержался устроить ей "разбор полётов". А то, может, они всё врут?
Немного о предмете
Если углубляться слишком далеко, то первые по-настоящему массовые внедорожники стали появляться во время Второй Мировой Войны. Военным нужен был лёгкий, манёвренный и проходимый транспорт в условиях отсутствия дорог и инфраструктуры. Он должен быть дешёвым и надёжным. США в то время были ведущей автомобилестроительной державой, так что неудивительно, что именно американские компании – American Bantam, Willys-Overland и Ford Motor начали создавать первые прототипы массовых армейских внедорожников по тендеру американских военных. Наиболее успешным оказался Willys MA. Так появился тот самый "джип". Аналогичные Виллису машины, выпускавшиеся компанией Ford, получили наименование GPV (General Purpose Vehicle), то есть, "Автомобиль общего назначения". По первым буквам ("Джи-Пи") солдаты окрестили их джипами.
Существует и другая версия, согласно которой прозвище Jeep связано с армейским сленгом, и обозначает слово "трудяга", "работяга" и восходит к довоенному мультфильму про морячка Попая. А термин "внедорожник" был придуман и введен в обиход в начале 1990-х рядом популярных автомобильных изданий, чтобы не создавать проблем с корпорацией Chrysler, владеющей торговой маркой Jeep.
Но вернёмся к тем самым аутентичным джипам. То был весьма примитивный автомобиль, на раме с зависимыми рессорными подвесками на мостах, с открытым кузовом. Видимо, ещё тогда понятие "комфорт" окончательно разделилось с понятием "проходимость" и в рамках одного автомобиля (за очень редким исключением) практически больше не встречалось. Рецепт настоящего внедорожника (правда, сей вид стремительно вымирает) сохранён и по сей день: рама, мосты, понижающая передача, как правило, жёстко подключаемый "передок", правильная геометрия кузова и, чаще всего, полное отсутствие комфорта, а то и даже демонтаж его элементов, чтобы жизнь мёдом не казалась, для облегчения конструкции. Брутально и сурово.
Но вернёмся в 40-е годы прошлого века. Разумеется, те самые джипы попадали по ленд-лизу и в Советский Союз, где они неплохо прижились (ещё бы), и практически одновременно с ними по образу и подобию появился ГАЗ-64. Ведь в условиях "направлений" нашей необъятной порой джип – это единственный возможный легковой транспорт. После небольшой модернизации конструкции (на разработку которой ушёл всего 51 день!) появился ГАЗ-67. Затем уже после войны появился ГАЗ-69, который, по сути, не слишком далеко ушёл от своих предшественников. И только спустя 20 лет производства легендарного "Козлика" (которое к тому моменту уже окончательно и полностью происходило в Ульяновске) в 1972 году появился не менее легендарный "Бобик". Так ласково прозвали УАЗ-469 (позже УАЗ 3151), который, кстати говоря, с некоторыми доработками производится по сей день под официальным названием "Хантер".
Логично, что спустя всего 8 лет с начала производства "Бобика", а именно в 1980 году начали разработку его преемника – УАЗ 3160. Именно этот год можно считать отправной точкой нынешнего УАЗ Patriot. Новый автомобиль отличался от 469-го принципиально, хотя основной рецепт – рама, мосты и классический "парт-тайм" с демультипликатором никуда не делся. Новый УАЗик играл совсем в другой лиге и по тем временам был очень современной и комфортной машиной, не растеряв при этом своё главное достоинство и наследие – проходимость. Кто бы знал, что было бы, выпусти УАЗ эту модель хотя бы через пару-тройку лет после начала разработки, как и положено во всём мире. В 1980-х это был бы настоящий фурор! Ведь и зарубежные конкуренты вроде Land Cruiser, Pajero, Patrol, Cherokee и т.д. были в те годы тоже весьма кондовыми машинами. Однако, как это было повсеместно в отечественном автопроме тех лет, путь от идеи до конвейера занял долгих 17-лет!
К сожалению, 1980-90-е годы в нашей стране погубили немало интересных идей и автомобилей в целом, отбросив промышленность назад на многие и многие годы. Отставание от мирового автопрома не устранено и по сей день. Но тем не менее заводу хватило сил, и вот 5 августа 1997 года с конвейера сошёл первый экземпляр УАЗ-3160. Тремя годами позже появился УАЗ-3162, который получил уже имя собственное – "Симбир". Отличался он от первоначальной модели новыми мостами и более длинной колёсной базой (и, соответственно, удлинённым кузовом с более просторным салоном). Так была решена проблема с устойчивостью и управляемостью. И вот в 2005 году дебютировал уже собственно УАЗ-3163, более известный нам как "Патриот".
Стабильность – признак мастерства?
Да, он сменил название, но, по сути, первоначальный Патриот отличался от Симбира только более широкой колеёй, другим оформлением передка и обновлённым салоном. Моторы и основная техническая начинка оставались прежними, однако в дальнейшем модель обновлялась, словно операционная система на телефоне – чуть ли не каждый месяц. Из-за чего собственно появилось много проблем с совместимостью запасных частей, нестабильным качеством и т.д. Тем не менее, автомобиль оставался и остаётся по-прежнему всё тем же Симбиром, образца 1997 года, а если быть точнее – 1980-го.
Из самых заметных обновлений – в 2008-м появилась антиблокировочная система (ABS), в 2012-м появился полностью новый салон и передняя панель, через год внедорожник обзавёлся новой раздаточной коробкой корейской фирмы Dymos с электрическим управлением и нормальным стояночным тормозом, который блокирует колёса, а не карданный вал. В октябре 2014 года снова произошёл рестайлинг – появилась новая светотехника, бамперы, обновилась внешность, в салоне появились новые сидения и некоторые опции вроде камеры заднего вида. Последнее обновление пришлось на 2016-й год, когда в очередной раз немного обновили "мордашку", снова поменяли полностью панель (уже четвёртую по счёту, если считать Симбира), и теперь, наконец-то, появились подушки безопасности и система динамической стабилизации (ESP), а также единый топливный бак (до 2016 года было два бензобака по старой армейской традиции, унаследованной ещё с УАЗ 469) и прочие радости современной жизни.
Тем не менее, надёжность автомобиля по-прежнему хромает, хотя завод и ведёт работу над ошибками, словно выпуская постоянные патчи и дополнения для сырой видеоигры с кучей багов. Только вот прошло уже 20 лет с момента запуска автомобиля в производство и 37 лет с момента начала разработки! Стабильность – признак мастерства? Однако стабильна здесь только борьба за качество и постоянные обновления. Но хорошо, что такая борьба хотя бы ведётся. Ведь детских болезней у этой модели хоть отбавляй! Казалось бы – конструкция максимально простая, там нечему ломаться, но качество… Причём порой речь идёт не только об отечественных комплектующих, но и об импортных. Итальянские дизельные двигатели IVECO, которые одно время (с 2008-го по 2012-й) ставили вместо отечественных ЗМЗ-514, отличались шумностью и подкидывали проблем с электроникой и турбонаддувом, однако данных для статистики не очень много – доля дизельных Патриотов даже с заволжским мотором невелика.
Что же касается бессменного и допотопного бензинового ЗМЗ-409, коими оснащаются фактически все модели УАЗа уже многие годы – то тут писать можно много. Мотор откровенно слабый для такой огромной "бандуры" как Патриот, и пусть его пробеги до капитального ремонта порой близятся к 250-300-м тысячам километров (что сегодня неплохой показатель относительно современных "одноразовых" моторов) и повышенным масляным аппетитом он не отметился, однако хлопот может доставить немало.
Его слабым звеном можно назвать ГРМ – разваливаются натяжители, а иногда даже рвёт цепь (!!!), и даже порой задолго до конца гарантии, что, мягко говоря, неприятно, даже учитывая, что клапаны при этом не загибаются, а ведь цепь должна ходить дольше ремня. Проблемы и с навесным мотора – стартеры, шкивы, ролики и т.д. Система охлаждения тоже небезгрешна – клинит термостат, шумит помпа, текут шланги. Имеются многочисленные проблемы и с электрикой. Вопросы есть по шасси и кузову. Салон и по сей день протекает. Ржавчина давно стала сопутствующим Уазикам явлением – откровенно ржавые новые (!) автомобили порой можно было заметить даже в шоурумах автосалонов. Ржавели бензобаки, из-за чего автомобиль отказывался ехать вообще, но хуже того – протекал топливопровод, из-за чего машины даже горели!!!
Редкий "Патриот" (про остальные модели Ульяновского завода говорить даже не будем) доживает до гарантийных 100 тысяч пробега без каких-либо проблем. Как правило, начинаются они уже к 30-40 тысячам, и далее их количество нарастает как снежный ком. Патриоты с большим пробегом, как правило, ездят на энтузиазме владельцев и на принципе "всё, что должно было сломаться – уже сломалось и было отремонтировано". Однозначно можно сказать, что быть владельцем Патриота (да и вообще продукции УАЗа) – это состояние души. Радует лишь то, что завод медленно, но всё-таки верно, по мере возможностей, устраняет проблемы и делает машину более "человечной".
А что на деле?
В моём поле зрения, в гаражах моих друзей есть и были несколько подопытных Патриотов, разных годов выпуска и рестайлингов, разных комплектаций, разной степени подготовки, разных особенностей эксплуатации. Все купили автомобили новыми, и абсолютно все прошли через стадии когда "да у меня всё нормально", "хорошая машина, это у других проблемы", "у них старые комплектации, а у меня обновлённая", "у меня такого не будет" и "вообще вот теперь-то Патриот стал действительно надёжным и вот теперь заживём!". Никто из них не верил предсказаниям, что скоро сказка кончится. Как минимум вместе с гарантией.
Но как говорится, "недолго музыка играла…", и почти все они со временем начинали жаловаться на разного рода проблемы. Кто-то позже, кто-то раньше. Кто-то при этом остался верен марке и даже купил Патриота второй раз, кто-то разочаровался окончательно и теперь даже слышать не хочет, кто-то продолжает ездить, а некоторые даже извлекают из этого какое-то особое удовольствие. Разумеется, удовольствие от него можно получить, только съехав с асфальта. В городе огромный кондовый внедорожник со слабым мотором едва ли приятен в управлении, оперировать не самым удобным рычагом приходится много, габариты его для городской толчеи бескрайние, а управляемость зависимой подвески сравнима с грузовиком.
Впрочем, таков закон жанра, и другого ожидать от подобного класса машины глупо. По трассе машина идёт хорошо и уверенно, если не слишком быстро ехать, на удивление слабый мотор радует расходом топлива. Для такой огромной и тяжёлой бензиновой машины, 12-15 литров по городу – это приятный бонус. Подопытный автомобиль предпоследней генерации радует весьма неплохой шумоизоляцией. По трассе ехать в нём вполне приятно. Но потенциал этой машины поистине раскрывается за пределами трассы.
О проходимости УАЗов написано столько, что едва ли есть смысл повторяться, разве что хочется порадоваться электрическому управлению раздаточной коробкой – безусловно, это удобнее, чем архаичная механическая "раздатка" с рычагом. Поездка за рулём этой машины совершенно не вызывает отрицательных эмоций и воспринимается как интересный опыт. Хотя покупать её для езды по городу было бы странно и не очень комфортно. Совершенно определённо для покупки такой машины должны быть весомые причины. У нашего героя Ивана они есть. Белоснежный годовалый Патриот с пробегом около 16 тысяч километров был куплен с конкретными целями. Иван давно питает особую страсть к бездорожью и поездкам на природу, и мечтает о дальних путешествиях и экспедициях. Кроме того, его автомобиль, словно "офис на колёсах", должен быть очень вместительным. Объём багажника (да и вообще салона) был едва ли не решающим фактором покупки УАЗа. В этом плане ульяновский внедорожник – идеальная машина! Ведь действительно за эти деньги сложно найти столь же вместительную и проходимую машину.
Выбор есть всегда!
Автомобильные издания пишут о причинах популярности Патриота с акцентом на то, что конкурентов у него нет. Многие владельцы этих машин оправдывают свою покупку тем, что выбора у них не было. И действительно, на первый взгляд, так оно и есть. Большой рамный классический внедорожник – конкурентов Патриоту по классу и смыслу всё меньше и меньше. В их рядах легендарный японский Land Cruiser и Land Cruiser Prado, Mitsubishi Pajero и Pajero Sport, Mercedes-Benz G-класс, Jeep Wrangler, Land Rover Discovery, SsangYong Rexton и Kyron, да несколько китайских вроде Great Wall Safe и Hover. Как вы обратили внимание – большинство из них превосходят УАЗ по стоимости минимум в несколько раз. Остальные не дотягивают до Патриота по ряду показателей. Многие бывалые и именитые внедорожники вроде Land Rover Defender или Nissan Patrol либо навсегда покинули конвейер, либо ушли "в отставку", сменив раму на несущий кузов и уйдя в премиум-сегмент, лишившись внедорожных амбиций. В любом случае их ценники были заоблачными в сравнении с Патриотом.
Однако если расширить поиск путём компромисса со своими запросами, хорошо проанализировав свои потребности и необходимость того или иного параметра в реальной эксплуатации, то можно найти много интересного. Например, есть целая плеяда пикапов. Во многих странах именно этот тип кузова призван быть максимально практичным, и именно пикапы чаще сохраняют внедорожные качества и классический рецепт джипа. Однако допустим, что нас это не устраивает по причине "вечно грязного и холодного багажного отделения". Действительно, для России пикап не самый практичный тип кузова, ведь использовать его как грузовик довольно нерационально. А чистые вещи перевозить в кузове пикапа не слишком удобно. Кроме того, у пикапа меньшие возможности трансформации салона и использования его в качестве спальника.
Однако существуют внедорожники с закрытыми кузовами на базе пикапов – например, Toyota Fortuner или тот же Pajero Sport. Ранее таковым являлся Nissan Pathfinder, деливший платформу с пикапом Navara. Однако в последней генерации японцы сделали реверанс в пользу модного нынче класса кроссоверов, лишив некогда легендарный японский внедорожник рамы и какой-либо брутальности, превратив его в раздутый Qashqai. Опять же расширив круг поиска, если нужен прежде всего внедорожник, можно наткнуться на автомобили поменьше (если размер не имеет значения) – тут и старая добрая Нива (Lada 4x4) и чуть менее старая, но возможно более добрая Chevrolet Niva, являющаяся по сути вторым поколением той самой Нивы, просто с иностранным шильдиком. Она и надёжнее, и экономичнее, и дешевле, и не менее проходимая, хоть и без рамы. Из мира совсем маленьких есть японский аналог Нивы – Suzuki Jimmy, а из конкурентов тех же Нив – Renault Duster и когда-то тоже большой и рамный, а теперь сменивший сапоги на кроссовки Nissan Terrano. Если нужны внедорожные способности и очень большая вместительность, можно обратить внимание на ГАЗ Соболь 4х4.
Скорее всего, именно эта машина могла бы потенциально быть самым заклятым конкурентом Патриота, если бы не пара нюансов. Цена ниже, проходимость не хуже (а то и лучше), вместительность даже больше, надёжность скорее выше (хоть и не слишком), комфорт… не хуже и не лучше – другой. Ведь это прежде всего микроавтобус со всеми вытекающими – особенности посадки за рулём, строения кузова, и т.д. Однако именно восприятие автомобиля как автобуса или как БЧД (Большой Чёрный Джип – любимый и самый желанный тип автомобиля в России) порой имеет решающее значение. Не солидно ездить на автобусе, хотя с точки зрения практичности именно Соболя и именно Патриота, выбор едва ли в пользу последнего.
А что если смотреть не новые? Ведь учитывая послужной список болезней УАЗа, он сломается скорее всего раньше, чем даже 15-20-летний Land Cruiser при равной стоимости с новым Патриотом. Ведь новыми все основные конкуренты равного класса явно дороже. А даже будучи подержанными, они едва ли уступят новому УАЗику по части надёжности, зато явно превзойдут его по всем другим параметрам вроде комфорта, комплектации, качества, на худой конец, солидности и т.д., при этом не уступив в главном – в проходимости! И тут выбор поистине огромен! Бензин или дизель, механика или автомат, зависимая или независимая подвеска, пять или семь мест, огромный багажник или не очень, дёшево и сердито или дорого и богато? Выбор есть! Причём автомобили, вопреки многим предположениям, не слишком старые.
С точки зрения экономики тоже не всё так просто. Многие скажут, что запчасти на УАЗ дешевле, чем на иномарку и будут правы, но лишь частично. Во-первых, уже не настолько и сильно (ведь и в Патриоте множество импортных комплектующих), во-вторых, частота, с которой придётся покупать запчасти на УАЗ, с лихвой перебьёт разницу в цене, только прибавит головной боли. Ещё одно заблуждение – "запчасти на УАЗ можно купить в любой деревне, починить "на коленке", чего с иномаркой уже не сделать".
Во-первых, смотря где эта деревня находится (ведь чем восточнее от Урала, тем популяция отечественных машин ниже, и в какой-нибудь деревне Приморского края скорее найдут запчасти на старенький Паджеро, нежели на новый УАЗ). Во-вторых, смотря какие детали. Починить "на коленке" новый Патриот получится уже не всегда, ведь там уже довольно много сложных деталей – взять ту же корейскую "электронную" раздатку. Потеря стоимости тоже не последний фактор, играющий далеко не в пользу ульяновской продукции. Всем известный факт, что в первый год владения автомобилем цена снижается больше всего. По актуальным данным сайтов по продаже автомобилей, УАЗ Патриот теряет за 5 лет около 53% стоимости. То есть в среднем 520 тысяч рублей. Например, Nissan Pathfinder 2009-2010 года выпуска (7-8-летний) за 5 лет потеряет порядка 27% (актуальная стоимость машины 2010 года относительно актуальной стоимости машины 2005 года выпуска при одном поколении модели и равной комплектации) что составит около 300 тысяч рублей. Существенная разница, не правда ли? Только все 5 лет вы будете ездить в комфортном кожаном салоне солидного, качественного и именитого внедорожника с мощным дизельным мотором в сочетании с автоматической коробкой передач. При этом имея едва ли слишком маленький 7-местный салон и неплохую проходимость с надёжностью. И что ещё важно – безопасность! Ведь по этому параметру УАЗ отстал, кажется, навсегда.
Но не будем сгущать краски, так что выбор за вами, дорогие читатели. И он обусловлен очень большим множеством нюансов, потому не всегда очевиден.
Ложка мёда
И тем не менее, УАЗ Патриот очень хорошая машина для определённых задач. Это доказывает и устойчивый рост статистики продаж, и завоевание всё новых и новых рынков экспорта. Недавно вот ульяновцы рапортовали о начале поставок новых отечественных УАЗов в далёкую Мексику. Безусловно – машина хорошая! Вполне красивая и солидная, проходимая, относительно комфортная для дешёвого автомобиля (да-да, машина за миллион рублей – сегодня это дешёвый автомобиль, а тем более такого класса) и очень вместительная. Есть вопросы к мотору, также хотелось бы, наконец, увидеть АКПП и много ещё чего по мелочи. Но в основном всё впечатление портит отвратительное качество сборки. Благо, постепенно оно улучшается, но всё-таки довольно долго.
Зато у Патриота есть своя определённая харизма, эта машина для настоящих мужчин, которые не боятся замарать руки в случае поломки и знают, что такое автомобиль и как он устроен не из книжки или статей в журнале. УАЗик даёт почувствовать те первобытные эмоции при очередном героическом преодолении препятствия или победе над самой машиной. Почувствовать управление механизмами в полной мере. Моральная проходимость у него выше, чем у конкурентов, а чувство превосходства появляется сразу по окончании хорошего асфальта. Конечно, не стоит покупать эту машину для городской езды. Едва ли её можно посоветовать новичкам как первый автомобиль. Это машина под определённые цели и задачи, и она с ними прекрасно справляется. По части адаптации к бездорожью Патриоту также нет равных в нашей стране. Любой внедорожный тюнинг для Патриота доступен и относительно дёшев. Именно поэтому на вторичном рынке так много "доработанных напильником" Патриотов. И их владельцы зачастую влюблены в эти автомобили и готовы им простить многое. Ведь УАЗ – это прежде всего состояние души.
За основу сравнения взята цена нового УАЗа (от 800 до 1100 тыс. руб.) и подходящие по классу и цене б/у автомобили:
Mitsubishi Pajero Sport 2008-2010 2.5 л, 178 л.с., дизель, АКПП, полный привод (4WD)
Расход топлива: 8.3-11.2 л/100км
Масса: 2050 кг, грузоподъёмность: 660 кг
Габариты кузова (Д x Ш x В), мм 4695 x 1815 x 1800
Колесная база: 2800мм
Клиренс: 215мм
Объём багажника: 1813л
Toyota Fortuner 2006-2008 3.0 л, 171 л.с., дизель, АКПП, полный привод (4WD)
Расход топлива: 11.4 л/100км
Масса: 1960 кг, грузоподъёмность: 615 кг
Габариты кузова (Д x Ш x В), мм 4705 x 1840 x 1795
Колесная база: 2750 мм
Клиренс: 220 мм
Объём багажника: 620 л
Jeep Grand Cherokee 2006-2008 3.0 л, 218 л.с., дизель, АКПП, полный привод (4WD)
Расход топлива: 7.2-10.3 л/100 км
Масса: 2135 кг, грузоподъёмность: 615 кг
Габариты кузова (Д x Ш x В), мм 4750 x 1870 x 1740
Колесная база: 2780 мм
Клиренс: 210 мм
Объём багажника: 1910 л
УАЗ Патриот 2017 2.7 л, 135 л.с., бензин, МКПП, полный привод (4WD)
Расход топлива: 11.5-14 л/100 км
Масса: 2125 кг, грузоподъёмность: 525 кг
Габариты кузова (Д x Ш x В), мм 4785 x 1900 x 2005
Колесная база: 2760 мм
Клиренс: 210 мм
Объём багажника: 2415 л
Cледите за главными новостями Кемеровской области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».