В поиске себя: как новокузнецкий артист решил покорить мир, никуда не уезжая

Кто как, а известный новокузнецкий актёр Сергей Ермаков с приходом коронавируса успел выпустить несколько музыкальных клипов и завершить монументальный семилетний труд – первую и, похоже, единственную в своём роде книгу о музыкальной культуре Новокузнецка. Когда мы познакомились с Сергеем поближе, ещё раз убедились, как замысловаты и неисповедимы иногда пути господни, ведущие человека к призванию. А может, это сам человек идёт таким путём к своей заветной цели…

19.05.2020  08:51
1944
Творческий путь и никому не нужная профессия

Сергей Ермаков родился и вырос в Новокузнецке, которому, несмотря на жизненные перипетии, остаётся предан до сих пор. Всё началось с того, что учился Серёжа в особенной школе №70, которая отличалась тем, что в ней, помимо традиционных предметов, преподавали музыку и театральное искусство. Кто знает, может, именно это и определило судьбу будущего артиста Сергея Ермакова.

Я занимался в театральном кружке у известного режиссёра Валерия Нечаева. В 1990 году вместе с Олегом Павловцом они создали детский театр «Юность», который существует до сих пор. Тогда я получил первый опыт актёрской работы. Помимо этого я собрал школьный вокально-инструментальный ансамбль "Колледж 70", в котором солировал и играл на бас-гитаре.

Но выбрать творческую профессию после окончания школы Сергею Ермакову не позволили социальные стереотипы, согласно которым у серьёзного советского гражданина должна быть столь же серьёзная профессия, а не какие-то там романтические роли. Поэтому на фоне увлечённости походами и экспедициями Ермаков поступил в Томский государственный университет на геолого-географический факультет.

– Томск – замечательный студенческий город, который меня многому научил. В конце 80-х он был меккой культурной жизни Сибири. Каждый второй – поэт, музыкант, философ, неординарная личность. Это сейчас всё как-то немного выровнялось. А тогда Томск был атмосферным, уникальным местом. Уже на первом курсе я сколотил свою группу «Холодный Грок», которая сразу стала популярной. Многие её помнят до сих пор. Репетировали в общежитии, сочиняли песни, фестивалили по фестивалям. А параллельно ездили в экспедиции в Магадан, Хакасию, на Алтай. Было насыщенно и интересно.

После окончания вуза в 1995 году Сергей Ермаков вернулся в родной Новокузнецк – просто хотелось домой. Новоявленный геолог-геохимик приехал на малую родину и собирался работать в государственной геологической службе, но к тому времени она уже не существовала. Тогда Сергей Ермаков решил попробовать пойти в науку – устроился преподавателем на кафедру геологии и геодезии СибГИУ. Но хватило его ненадолго – чуть больше чем на год. За полторы ставки он получал 395 рублей. На жизнь катастрофически не хватало. Помощи ждать было особо неоткуда. Пришлось сделать непростой выбор – распрощаться с наукой и педагогической деятельностью и… пойти торговать компакт-дисками.

Вот так с лучшим в стране образованием я оказался этой стране не особо-то и нужен. Стоял в ларечке три на три метра. Стыдно… Но был в этом один огромный плюс я получил доступ к огромному количеству разной музыки!.. Это сейчас можно через интернет скачать или послушать все, что угодно. А тогда нужно было выискивать, заказывать, обменивать. Всё было на пластинках и компакт-дисках. Я о таком изобилии даже не мечтал.

Тогда же, в эпоху торговли дисками, Сергей Ермаков познакомился с большим количеством новокузнецких музыкантов и собрал уже взрослый бойз-бэнд. Название для группы придумать не смогли, поэтому после первого концерта народная молва сделала это за артистов, прозвав ансамбль «Сергей Ермаков и Ко». Так оно за коллективом и закрепилось.

Помог мне собрать группу талантливый музыкант Александр Бадажков. Какое-то время он жил в Новокузнецке, а потом уехал в Москву. Работал со многими известными российскими музыкантами: Земфирой, Владимиром Пресняковым, Григорием Лепсом и пр. Свой лучший альбом мы записали в студии Кемеровской филармонии с легендарным звукорежиссёром Валерием Черкесовым, который работал с Аллой Пугачевой, «Кино», «ДДТ», «Калиновым мостом», а также получил премию «Звукорежиссёр года» за озвучивание концерта Дмитрия Хворостовского на Красной площади. Ещё с нами работали Алексей Балабанов (в последующем – басист группы «Земляне» и Алёны Свиридовой) и известный барабанщик Евгений Щербаков. Мощнейший был состав!

Первый концерт «Сергея Ермакова и Ко» показали по телевизору. Тогда это было – wow! Если ты появился на экране хотя бы раз, ты уже звезда. И начали ребята записываться и выступать. Настоящую славу им принесла песня «Деревенская любовь». С ней-то они и отправились покорять первопрестольную.

Наши ребята-музыканты в Москве быстро пристроились. А я со своими авторскими песнями походил по продюсерам, покрутился какое-то время на ТВ и в журналах и довольно быстро понял, что для дальнейшей раскрутки нужны большие деньги. А я, наивный сибирский паренёк, думал, что всё можно сделать за талант. Поболтался, поболтался и вернулся в Новокузнецк. Никому не нужный, разбитый, разочарованный, с рухнувшими надеждами.

Деликатный союз

Но кушать надо, с надеждами или без, поэтому Сергей Ермаков, уже без Ко, начал искать работу. Устроился на радио и телевидение и даже собрал новый состав группы. Получил в КемГУ специальность финансиста – нужна была для работы. Периодически выступал на площадках родного города. После одного из концертов Сергею позвонила Татьяна Михайловна Зырянова, главный режиссёр театра-мюзикла «Седьмое утро» и пригласила работать в труппу. В середине 2000-х «Седьмое утро» был на пике популярности, ежегодные новые постановки, гастроли по России, Франции с «Человеком, который смеётся», Израилю с «Графом Монте Кристо».

Театр – это моя страсть со школы, которая вернулась деликатно и ненавязчиво. И музыку вроде не выгнала. И сама умудрилась остаться.

Проработал Сергей Ермаков артистом театра-мюзикла ни много, ни мало – а 10 лет. Получил музыкальное образование, занялся серьёзно вокалом. Но однажды его мастер и вдохновитель Татьяна Зырянова решила уехать в Санкт-Петербург. И Сергей начал подумывать, как жить дальше. Без театра он уже не мог.

«Где же ты раньше был?..»

Совершенно случайно я услышал, что в Прокопьевский драматический театр требуется мужчина моего возраста. Выяснилось, что мужчины-актёры за 40 – в большом дефиците. В перестройку мои ровесники в основном шли в коммерцию, не в культуру. И в результате, образовалась в театрах серьёзная профессиональная демографическая яма. В итоге я решился отправить резюме в Прокопьевский драмтеатр. Было страшновато, конечно. С работой государственного театра я был совершенно не знаком. Но решил – разберёмся. Я очень благодарен директору театра Купцовой Людмиле Ивановне за то, что она поверила в меня и приняла в труппу. Я сразу же поступил на заочное отделение КемГИКа в класс Мирошниченко Виктора Васильевича. Это было уже моё четвертое образование.

Через некоторое время обстоятельства так сложились, что ездить из Новокузнецка в Прокопьевск больше не получалось. И снова выбор. И снова принимать решение. Сергей Ермаков его принял: Новокузнецкий драматический театр… Главный в городе. Самый посещаемый и высокопрофессиональный. Изначально Сергей Ермаков даже не мечтал о службе в нём. Но столько этапов уже пройдено. И пройдено успешно.

Директором Новокузнецкого драмтеатра тогда была Марина Александровна Евса. Я пришёл к ней на приём и спросил, нужны ли им мужчины-актёры. «Конечно, Серёжа, что же ты так долго вокруг нас ходил. Нет бы сразу к нам!..», неожиданно ответила Марина Александровна. Это было моей мечтой включиться в столь профессиональную актёрскую труппу. И вот я уже второй сезон в Новокузнецком драмтеатре.

Геолог сгодился

Стоит отметить, что и первое, «серьёзное» образование, Сергею Ермакову тоже пригодилось, без дела диплом не пылится. Правда, применил он его несколько нестандартно – как базу для общественной деятельности активиста-эколога. Сергей принимает активное участие в экологических мероприятиях родного города.

Ну а как иначе – я живу в этом городе, а вокруг него – десяток разрезов. Постоянно слышаться взрывы, угольная пыль, углевозы на дорогах. И ситуация только ухудшается. Недалеко от Новокузнецка есть деревня Костёнково. Её с городом связывает дорога. Но вдруг появляется некий предприниматель и получает лицензию на разработку угольного месторождения под Новокузнецком. Всё перекапывает и сносит эту дорогу. Представляете ощущения и настроения новокузнечан, которые там не только дачи имеют, но и живут. Боль адская. Это всё равно, что, например, перекопать и перенести дорогу между Кемерово и Лесной поляной. Что почувствуют кемеровчане? А ведь под Новокузнецком копают кемеровские предприниматели. Ни для кого не секрет, что существует дичайшая конкуренция между нашими городами. В Кемерово и врачей в два раза больше, и учреждений культуры, и образования в достатке. А у нас на весь юг Кузбасса (с населением чуть более 1 млн. чел.) драматический театр, кукольный театр, джаз-клуб Геликон, СибГИУ и НФИ КемГУ. Осознаёте уровень нашей недоокультуренности?

Но покидать родной Новокузнецк, несмотря на всего его недостатки, Сергей Ермаков не стремится.

Когда-то у меня была мечта, покорить мир, никуда не уезжая. Может когда-нибудь и сбудется!

В карантине

А карантинные каникулы Сергей воспринял без паники, как время для открытия новых возможностей. Записался на онлайн-обучение в ГИТИС, продолжает заниматься саморазвитием, книгу закончил – целый 700-страничный фолиант, посвященный музыкальной культуре Новокузнецка. Сергей Ермаков проделал огромную работу длиною в семь лет, подняв историю новокузнецких эстрадных коллективов и исполнителей.

У нашего города богатая музыкальная история. Жаль, что немногие об этом знают. Филармонии у нас не было, то есть официальная музыкальная культура всегда была бедной. Зато она компенсировалась «неофициальной». Городские предприятия, дворцы культуры, дома отдыха, детские лагеря имели свои ВИА. Их истории были очень интересны и значимы. Вспомнить, к примеру, Бориса Емельянова, известного советского композитора, который написал песню «Носики-курносики». Сочинил он её в Новокузнецке, передал ноты Валентине Толкуновой. Песня стала популярной. После этого стремительного успеха Емельянов перебрался в Москву, но всё начиналось именно здесь, в Клубе Строителей. Или шансонье Иван Кучин. Ваня родом не отсюда, но у нас он отсидел около 10 лет в ИК №12. И здесь написал все свои самые известные песни. Были люди, которые ему помогали, финансировали, собирали студию. Выйдя на свободу, Иван уехал покорять Москву. И таких интересных музыкальных историй в Новокузнецке немало.

Сейчас Сергей Ермаков ищет спонсоров, изучает грантовые программы, чтобы опубликовать свой уникальный труд. А параллельно снимает клипы.

Не сидеть же сложа руки в ожидании лучшей жизни. Мы с моим товарищем и коллегой музыкантом-звукорежиссёром Валерием Волковым записали вокальный джазовый альбом. Решили снять видео, сначала планировали сделать обычный проморолик, но так увлеклись, что получился полноценный клип. Записали несколько военных песен ко Дню Победы. А тут как нельзя кстати объявили областной марафон-конкурс «Песни победы». Если всё в нашей стране будет хорошо, осенью презентуем альбом публике.

Сергею Ермакову с конкурсами, можно сказать, везет. Год назад он принимал участие во всероссийском конкурсе актёрской песни имени Валерия Золотухина с песней собственного сочинения «Бусы». На Алтай съехались поющие артисты со многих театров страны. А победил кузбасский Ермаков. А в 2019 году Сергей Ермаков был включён в персональный состав электронной энциклопедии "400 знаменитых новокузнечан", поддержанной Фондом Михаила Прохорова к 400-летию Новокузнецка.

Но, как бы мне ни везло, карьеру артиста в индустриальном Новокузнецке сделать непросто. Все же думают, что известный артист непременно должен быть из Москвы. А региональный актёр особо никому не интересен. Но здесь важно понимать суть своей профессии. Какая разница, на какую сцену ты выходишь: в Москве, Новокузнецке или Прокопьевске? Законы театра едины. И зритель есть везде. И ты работаешь для него, независимо от того, жителем какого города он является. Да, в провинции меньше денег, но зато ты здесь востребован. Здесь ты нужен людям. Вот и думайте, что важнее. Возможности для профессиональной самореализации или статус столичного артиста. Малая родина, как мать родная, она даст тебе больше, чем любое другое место, поддержит. Просто это не всегда понимаешь в погоне за успехом, достатком и сомнительными ценностями. Любопытный разговор произошёл у меня в Москве с продюсером Игорем Матвиенко. Я к нему со своими песнями, а он мне – «А вы чего все сюда едете? Мы тут всё построили, сделали, а вы на готовенькое со своего Урюпинска?» А ведь он же в чём-то прав. Поднимать всегда тяжело. Кто-то сейчас может сказать: мол, всё это рассуждения артиста-неудачника, сам смотался в столицу, не сложилось, вернулся и за патриотизм топит. Кризис среднего возраста и всё в этом духе. Нет, кризис пройден, ценности переосмыслены, а путь – он у каждого свой, в столице или за её пределами. Главное – это найти себя. Не географически, а в призвании. Услышать и найти. Я нашёл.

Cледите за главными новостями Кемеровской области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».