Как выбрать свой первый велосипед? Объясняем со всеми подробностями
Велосипед изобрели больше 200 лет назад и с тех пор он всегда активно использовался и эволюционировал. Но настоящая «золотая велоэра» наступила в XXI веке. Продажи двухколёсного транспорта неудержимо растут – сейчас вел можно купить в любом крупном супермаркете (бывшие советские дети и особенно родители горько улыбаются, вспоминая, каким дефицитом были «Камы», «Салюты», «Уралы», «Туристы» и даже «Школьники» с «Пионерами»). А забитые до отказа городские автомагистрали как бы намекают: на лёгком двухколёсном транспорте будет удобнее и даже порой быстрее. Ну и не забываем про пользу физической активности, кардионагрузку и просто кайф от такого способа передвижения. Если вы подумываете о том, чтобы пополнить ряды велосипедистов, у нас найдётся для вас несколько простых, но очень полезных советов.

Определитесь: зачем он вам?
Очень важно сразу определиться – как вы будете использовать свой новый транспорт? На советы продавцов надеяться не рекомендуем: их задача – продать и заработать. Думать за вас они не должны, а вот убедить купить что-то максимально дорогое – их обязанность. Поэтому заранее, до похода в магазин, ответьте себе на вопрос – как и где вы собираетесь кататься? И чётко осознав свои будущие маршруты, решите - какой из типов велосипедов вам подходит?
Городской велосипед
Самый удобный, но при этом и самый неторопливый. Подходит для прогулок по городу и езды на работу (если она не слишком далеко и к ней проложен хотя бы сравнительно ровный асфальт).

Преимущества
Комфортная прямая посадка, мягкое сидение с амортизатором. Широкие шины, которым не страшны никакие городские бордюры. Зачастую оборудован багажником или даже корзинкой на руле. Широкие крылья-брызговики и подножка прилагаются. Может быть и складным, чтобы помещаться в багажнике автомобиля. Очень крепкий и надёжный, требует минимального ухода и очень редкого ремонта.
Недостатки
«Горожанин» - по умолчанию самый тяжёлый велосипед. Это неизбежная плата за крепкую стальную раму. Создатели предполагали, что вы будете чинно катить по ровному асфальту городских велодорожек и не более того. Так что вилка у него ригидная, без амортизатора - на бездорожье лучше не соваться. Да и неровный асфальт или брусчатка порадуют организм не самой приятной вибрацией. Переключение передач у большинства моделей не предусмотрено, а там где всё-таки имеется, ограничено тремя-пятью. Так что на подъёмах придётся очень тяжко. А самые крутые горки будете преодолевать пешком. Про большие скорости, понятное дело, тоже стоит забыть. Да и маневренность не ахти – широкий руль и шины обеспечивают безопасность в ущерб юркости. О трюках даже не задумываемся, на «горожанине» даже подпрыгнуть – уже проблема.
Горный велосипед
Самый универсальный вариант. Предназначен, как следует из названия, для пересечённой местности, но и в городе вполне удобен.

Преимущества
Учитывая что удобные съезды в наших городах имеются далеко не везде, мощные амортизаторы «горца» будут очень кстати на бордюрах. Равно, как и шины – не менее широкие, чем у городского вела, но с более агрессивным протектором. Горный велосипед – вёрткий, маневренный и послушный. Со сменой передач, в отличие от «горожанина», всё в порядке – традиционная схема предполагает 27 скоростей. При нормальной физической подготовке покорится почти любой подъём.
А ещё он всегда открыт для апгрейдов и украшений. Впрочем, преимущество ли это? Ведь ушлые производители придумали сотни, если не тысячи аксессуаров – от крепления для бутылочки с водой до чертовски умных велокомпьютеров. И всё это такое классное, что вам неизбежно захочется купить. Оглянуться не успеете, как потратите на побрякушки сумму, сравнимую с ценой самого велосипеда…
Недостатки
Комфорта, по сравнению с городским велосипедом, меньше в разы. Высота руля на «горце» не регулируется, посадка только спортивная - с наклоном вперёд и всегда вытянутыми руками. Но при этом - далеко не самая высокая скорость. На грунтовке или «убитом» асфальте всё будет хорошо, но на ровном шоссе вы быстро поймёте, что лететь стрелой как-то не получается. Весит он поменьше «горожанина», но всё равно далеко не пёрышко – даже модели с рамой из алюминиевого сплава потянут не меньше, чем на 15 кг. И вообще, на разгон «горца» требуется как-то слишком много физических затрат – накат у горного велосипеда довольно слабый. Что поделать, его специальность – забираться в горы и спускаться с них, а не разгоняться до сверхзвуковой, как «шоссейник». Обслуживать горный велосипед тоже сложнее – смазкой цепи после дождя тут не обойдёшься, ему требуются полноценные ТО два-три раза за сезон.
Шоссейный велосипед
Романтик скорости, стремительный сокол магистралей и всё такое. Самый узконаправленный и специфический вариант в нашем коротком списке.

Преимущества
Самая высокая скорость. Владельцы любых других велосипедов (кроме, разве что, моделей для триатлона) рыдают от зависти, повстречав «шоссейник» на трассе. Как нетрудно догадаться, самый лёгкий вел в мире: рамы для него не изготавливаются из стали – только алюминий, титан или карбон. Шины узкие, конструкция аэродинамичная – всё в угоду её величеству скорости. Вот на нём действительно реально в час пик доехать на работу быстрее, чем на автомобиле (но лучше, чтобы при этом у вас в офисе был душ). Для тренировок на выносливость – не бабушка, а мечта удава.
Недостатки
Шоссейный велосипед предназначен только для автомагистралей. На любой, хотя бы мало-мальски пересечённой местности он предельно уязвим. Обычная выбоина в асфальте, которую не заметят шины «горняка» или «горожанина» может угробить ваши тонкие аэродинамичные колёса. А к бордюрам даже не приближайтесь. О комфорте забываем сразу: в аэродинамических целях вы будете передвигаться, склонившись к самому рулю. И вообще, вы купили спортивный снаряд, способный доехать до горизонта, чтобы совершенствовать своё тело и познать предел собственных сил - о каком комфорте может идти речь?
«Шоссейник», к тому же, ещё и самый дорогой велосипед. Одна, пусть даже алюминиевая, рама для него может стоить, как целый, вполне качественный «горец». А уж про титан с карбоном и говорить нечего – цены на них стремятся в дальний космос, к центру галактики Млечный путь. К слову, дорогую карбоновую раму можно элементарно сломать даже при не самом сильном падении. Словом, для вашего первого велосипеда «шоссейник» - не лучший выбор.

Прочие типы велосипедов мы в этом гайде разбирать не станем - дальше начинаются совсем уж специфические варианты. Крайне сомнительно, что вашим первым велосипедом станет туринговый (для дальних поездок с большим грузом) или триатлонный (сверхкоростной велосипед с низкой управляемостью). А исключительно трюковый ВМХ или лентяйский электровелосипед – это уже не совсем про велосипеды.
Размер рамы
Велосипед обязательно должен соответствовать вашему росту. Иначе приятное времяпровождение превратится в пытку и сплошной вред здоровью. В Сети можно найти множество таблиц соответствия размера рамы росту. Но их в любом случае недостаточно - длина ног и рук по отношению к телу у всех разная. Соответственно, заказ велосипеда в маркетплейсе – не лучшая идея. Поэтому приходим в магазин, точно зная свой рост, и приступаем к долгой и обстоятельной «примерке». Мучайте продавца хоть часами, но попробуйте все примерно подходящие вам по росту модели. Если не нашлось вела, на котором вы сидите, как влитой, идите в другой магазин. Ни в коем случае не берите «лучший из худших». Лучше потерпеть лишний день без велосипеда.

Материал рамы
Для первого велосипеда стоит всерьёз рассматривать только два вида материала: сталь и алюминиевый сплав.
У стальной рамы есть два преимущества: низкая цена и высокая прочность. Городские велосипеды чаще всего стальные, потому что самые массовые и не должны быть слишком дорогими по умолчанию. А ещё стальные велосипеды в чести у велотуристов – для турингового велосипеда нет ничего важнее «живучести». Но сталь подвержена коррозии, а потому не так долговечна, как конкуренты.
Алюминиевые рамы намного легче стальных. К тому же алюминий вообще не ржавеет. Зато он подвержен усталости материала, что, под высокими нагрузками, чревато появлением трещин. А ремонтировать такую раму, зачастую, дороже, чем купить новую. Это самый популярный материал для горных велосипедов. Впрочем, городские велосипеды подороже, а также самые дешёвые «шоссейники» тоже бывают алюминиевыми.

Есть ещё, конечно, магниевый сплав – ощутимо легче алюминиевого, но дорогой и довольно хрупкий. И совсем уж дорогие рамы – карбоновые и титановые. Карбон – самый лёгкий и хрупким его не назовёшь. Но при точечном ударе может получить непоправимое повреждение. Учитывая цену, это катастрофа. Титан потяжелее, но зато совсем неубиваемый (а если каким-то чудом убиваемый, то ремонтируемый). По совокупности характеристик – наилучший материал для велосипедной рамы. Но готовы ли вы приобрести свой первый велосипед за 150 и более тысяч рублей? А если вам быстро разонравится?
Аксессуары, без которых не обойтись

Всё понимаем – вы уже и так выложили кругленькую сумму за велосипед. Но если дорожите собой и своей покупкой, придётся потратиться ещё. Вам критически необходимы:
Велошлем – вероятность того, что вы когда-нибудь упадёте, очень высока. А шлем действительно хорошо защищает голову. Пусть в момент падения он будет на вас.
Велоочки поляризационные – не счесть велосипедистов, которых подвело бьющее в глаза солнце. Незачем вам пополнять их ряды. Кроме того, отлетевший из под колеса автомобиля камешек – штука крайне непредсказуемая. Удар в тело или щёку очень неприятен, но не более того. А вот в глаз… Автор этих строк в прямом смысле слова получил по очкам в свой первый же выезд на трассу. Сами очки треснули, но как же хорошо, что они были!
Фонари – передняя и задняя велофары. В тёмное время суток водителю не видно, кто это такой красивый едет впереди на новеньком велосипеде. Не помешают, кстати, и светоотражающие элементы на одежде.
Замок – чтобы никто не украл ваш велосипед. Подавляющее большинство велосипедистов предпочитает тонкий трос, который можно примотать к раме. Но есть велосипедные воры, которые выходят на охоту со специальными кусачками, которые такие тросы перекусывают. Так что замок на цепи будет надёжнее. Но он ощутимо тяжелее и неудобен в перевозке.
Насос и запасная камера – в случае прокола колеса лучше быть во всеоружии.
Набор ключей или мультитул – чтобы снять то самое колесо или оперативно исправить другую мелкую поломку.
Велошорты с памперсом – это не тот памперс, нет. Речь о специальной подушке, защищающей ягодицы и промежность от натирания и ушибов. В первые недели освоения велосипеда она вам очень поможет. Очень. И в начале каждого сезона тоже. Без неё гарантируем вам довольно длительный перерыв в катании на залечивание боевых ран. Кавалерийская походка прилагается.
Cледите за главными новостями Кемеровской области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Чтобы иметь возможность комментировать, вам надо авторизоваться на сайте.