Закатилось ли солнце русской поэзии? Обзор на фильм «Пророк. История Александра Пушкина».
Феликс Умаров — молодой кинорежиссер, решивший дебютировать в «большом» кино именно с этой работой. Несмотря на разделенные мнения о фильме и шквал критических отзывов и проклятий, направленных на него за нереалистичный и забористый сюжет и подход к картине. Как же иначе, ведь он посягнул на святое святых — биографию великого поэта, да еще и в современной интерпретации с песнями и плясками. Стоит все же отметить, что такая версия действительно с какой-то стороны делает фильм самобытным, ярким и в какой-то степени даже безумным, но помимо этого картине практически нечего предложить зрителю.
Аннотация к фильму гласит:
Пушкин молод, дерзок и любим публикой: он — звезда любого бала, поклонники носят его на руках, а девушки мечтают о его внимании. Но ни высокие покровители, ни верные друзья, ни известность не могут отвести от него злой рок — ссылки, дуэли и безденежье. Пока однажды он не встречает ту самую, единственную, кто осветит его жизнь и станет его судьбой.

Сюжет:
Жизнь и творчество светила российской поэзии в общих чертах известны любому жителю страны. Поэтому всё, что вы прочтёте ниже, ни в коем случае не является спойлером.
С самого начала фильма Пушкин предстает перед нами карикатурным «суперстаром» своего времени. Его книги буквально вырывают из рук, блюда в ресторанах рекламируют с помощью его имени, весь Петербург взрывается криками о новом светиле русской поэзии.
Чуть позже нас переносят к юному лицеисту - Пушкину (Кай Гетц). Малолетний «МС Саша» (потом поймете почему) вдохновляет своих сверстников на бунт против устаревших методов учителей, навязанного им устройства жизни в лицее, вызывая на рэп-баттл Пилецкого(одного из преподавателей), получая одобрение от Державина. Параллельно с этим зритель знакомится с его близкими друзьями Александра Сергеевича, Пущиным и Данзасом, также где-то в углу экрана мельком появляется и юный Кюхельбекер - известный будущий декабрист.

Рэп перед учителями и танцы создают ощущение абсурда и хаоса всего происходящего на экране. Понятно, что картину делали для молодежи, а молодежь нельзя привлечь скучным пересказом биографии поэта, но с этой сценой явно переборщили, слишком нереалистично, слишком ярко, слишком современно и не в тему.
Постепенно кадр сменяется, и мы видим, как его друзья Иван Пущин (Илья Виногорский) и Константин Данзас (Роман Васильев) ведут подросшего поэта (Юра Борисов) в светский салон княгини Голицыной (Светлана Ходченкова). Подвыпивший Пушкин запрыгивает на стол и начинает читать оду «Вольность» в ритме R&B.
Пораженная творчеством «юнца» Голицына предсказывает юному Пушкину великое будущее, а гадалка с «вечеринки» предрекает ему потерю друга и смерть от руки человека с белой головой. Пушкин, как ни странно, верит в эти предсказания и начинает свой путь к известности, практически стразу попадая в поле зрения главного цензора России — графа Бенкендорфа (Сергей Гилёв), а также находя утешение в страстных объятиях графини Воронцовой (Анна Чиповская).

После этого фильм начинает набирать бешеные обороты. Поэт отправляется в Михайловское на прием к государю Николаю I (Евгений Шварц), под венец с Натальей Гончаровой и на дуэль. Однако отсутствие некоторых знаковых событий, такие как знаменитые Болдинские осени или отсутствие фигуры Арины Родионовны(няня Пушкина), убивают весь драматизм. Зато мы видим достаточно смазанное восстание декабристов, где Пущин буквально в одиночку ведет своих товарищей на Сенатскую площадь. Сломленный потерей товарищей, Пушкин становится все яростнее, но теперь намного тише, да и рэп читает уже не с таким воодушевлением.
Во второй части фильма центральное место занимает Наталья Гончарова — юная, наивная и добрая красавица, которая станет женой знаменитого поэта. Их знакомство, свадьба и рождение детей происходят слишком стремительно, и вот перед нами уже изнуренная молодая мать, мечтающая о веселых вечерах на балах. Она все еще стройна и привлекательна, и ей не хочется оставаться запертой дома.

Именно в этот период экранный Пушкин абсолютно меняется. Из молодого повесы и бунтаря он превращается в заботливого и уставшего отца семейства, который ищет способы заработать деньги. Пока он трудится и создает все больше новых произведений, Наташа наслаждается балами. И на одном из таких мероприятий появляется Жорж Дантес, что становится началом конца.
Ревность к любимому человеку способна довести даже самого спокойного человека до безумия, а что уж говорить о Пушкине с его взрывным темпераментом? Осознавать, что злые языки обсуждают предполагаемый роман его жены с Дантесом, чувствовать насмешливые взгляды общества — это было для него настоящим испытанием.
Фильм прекрасно передает состояние поэта: с одной стороны, он сталкивается с финансовыми трудностями, с другой — его творчество подвергается притеснению цензоров. А колкие уколы со стороны императора лишь усугубляют его страдания. И, конечно, болезненная ситуация с женой добавляет ему еще больше переживаний. Последней каплей стало анонимное письмо, чье происхождение в фильме так и остается загадкой.

Пушкин получает записку: «Патент на звание рогоносца», содержащее насмешки и намеки на измену его жены. Это и служит причиной вызова на дуэль Дантеса, что, к сожалению, заканчивается смертью поэта.
Стоит отметить, что в фильме образ Александра Сергеевича излишне романтизирован. В первой половине фильма Пушкин – вечно бунтующий, веселый повеса со стаканом в руке, а во второй части – печальный и совсем «раскисший», но великий поэт.

Актеры:
Что касается актерского состава, многие здесь и правда играют на высоте. Наверное, Роман Васильев, исполнивший роль Дантеса, впечатляет больше всего. Хотя сцен с ним немного, каждая из них запоминается благодаря своей эффектности. Он создает образ лощеного и красивого французика, который любит приключения и регулярно попадает в пикантные ситуации. Да, это не делает героя привлекательным для зрителя, но харизма актера затмевает негативную характеристику персонажа.

Юра Борисов, исполняющий главную роль, смог передать сложность характера поэта, его романтическую натуру и импульсивность, что сделало его образ особенно запоминающимся. Актер мастерски передал эмоциональные моменты, демонстрируя как радость вдохновения, так и горечь разочарования, с которыми сталкивался герой в этом фильме. Это нисколько не выглядело плохо, но нередко находилось на грани.

Княгиня Голицына (Светлана Ходченкова) — актриса великолепно передала образ княгини, показав ее высокомерие и эпатаж. Известно, что Голицына сыграла немаловажную роль в жизни Пушкина, и не секрет, что он был в нее влюблен. Хотя в фильме не показана откровенная любовная история, намеки на это присутствуют.

Иван Пущин (Илья Виногорский) и Константин Данзас (Роман Васильев) — лучшие друзья Пушкина, которые разделяют с ним все горести и радости. Именно Пущин первым посетил поэта в ссылке, и в фильме видно, как Пушкин радуется встрече с другом, который, казалось, единственный неравнодушен к его проблемам.
Данзасу же выпала сложная участь быть секундантом в роковой дуэли Пушкина. Его взгляд и эмоции передают весь спектр чувств: боль от происходящего. Он понимает, что это может быть последняя дуэль, и пытается уговорить Пушкина не совершать роковую ошибку, но переубедить поэта с его взрывным характером невозможно.

Графиня Елизавета Воронцова (Аня Чиповская) — Их откровенная любовная история, где Пушкин был любовником замужней женщины, действительно имела место в его жизни, но как и в фильме, так и в реальности продлилась недолго. Актриса хорошо справилась со своей ролью, хоть некоторые сцены с ней выглядят как-то незакончено и оборванно.

Наталья Гончарова (Алена Долголенко) — последняя и, пожалуй, самая настоящая любовь Пушкина. Алена Долголенко прекрасно справилась с ролью жены поэта. Казалось, Пушкин наконец остепенился и нашел ту, которую искренне полюбил. У них семья, четверо детей — живи и радуйся жизни. Но Наталья не из тех, кто хочет сидеть дома и заниматься только воспитанием. Ей хочется веселиться и проводить время на светских мероприятиях. Именно на одном из таких балов она знакомится с Жоржем Дантесом, который разделит их жизнь на до и после. Хотя вся эта история показана сжато, суть раскрыта достаточно ясно.

Василий Жуковский (Илья Любимов) — важный персонаж в жизни Пушкина, его учитель и наставник. Илья Любимов в этой роли — стопроцентное попадание. Он серьезный, рассудительный и благоразумный человек, который постоянно направляет поэта в нужное русло.

Вывод:
Любителям исторической точности, вероятно, не понравятся некоторые недочеты в повествовании. «Пророк» — это фильм, восприятие которого полностью зависит от настроения зрителя. Если он настроен скептически ко всем эти современным «штучкам», то уже в начале картины сможет увидеть за вихрем юбок, кудрей и блесток слабости сценария, из-за которого большинству актеров просто не хватает материала для игры.

Скептики также заметят, что молодому режиссеру явно не хватало вкуса в некоторых сценах. Одна из самых неудачных сцен — это момент, когда Пушкин в михайловской ссылке лихорадочно пишет произведения под трек «Отпусти меня, божественный глагол». Это не выглядит комично, как это задумывалось изначально, это выглядит совершенно никак, абсолютно пустая сцена, как и многие другие, которые затянули повествование на два часа.

Нельзя сказать, что недочеты сценария компенсируются забавными, иногда хорошими музыкальными номерами и работой актеров, прежде всего Борисова, который играет поэта с почти животной естественностью. Сделать фильм-мюзикл про самого известного поэта в России уже было серьёзным вызовом для отечественного кино. В какие-то моменты действительно удалось вытянуть фильм, в основном за счет картинки и хорошей актерской игры, но в остальном фильм зазвучал только из-за фигуры Пушкина.

«Пророк» вызывает целый спектр эмоции. Этого не отнять. От дикого стыда во время рэп-исполнений, до искренних переживаний за героев, а конец и вовсе может заставить заплакать.

Такой фильм хорошо бы подошел для занятий в школе, он мог бы значительно пробудить интерес подростков к жизни и творчеству Пушкина у молодежи. Такие современные вставки и интересный подход к биографии могут сделать классическую литературу более доступной и увлекательной для нового поколения. Но так как фильм все же не дотягивает до исторического, потом вам придется объяснять детям, что Пушкин никогда не писал рэп.
Cледите за главными новостями Кемеровской области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».