Что о «ковиде» и дистанционном образовании думают дети
Не всякий родитель нынче способен сдержать нервный смех при словах «дети на самоизоляции и дистанционном обучении». Всем есть что сказать на эту тему, и не всегда речь эта цензурная. Но они взрослые! А каково детям в этой ситуации, когда со всех сторон твоя привычная жизнь рушится?
Да, привычная детская жизнь в корне поменялась, отрицать это невозможно. Не стоит забывать, по какой причине введены все эти ограничительные меры и отчего наши дети вынуждены учиться дома. И даже дошколята, которые продолжают ходить в детский сад, живут в мире коронавируса: о нём бесконечно разговаривают взрослые, он повсеместно в телевизоре, ежедневные новости похожи на вести с передовой о новых заразившихся, новых умерших. И даже милые детишки из рекламы напоминают:
— Сидите дома, спасите своих стареньких бабушек!
— А мы и сидели! — рассказывает мне свои новости подруга. — Один раз сходили в гости к свекрови, она болела давно, уже ясно было, что недолго осталось. Попрощаться, можно сказать, пошли.
Через пару дней бабушки не стало, а восьмилетний ребёнок — в истерику. Считает себя виновным в том, что случилось, ведь в рекламе же предупреждали — сидите дома.
Мой собственный тринадцатилетний сын сначала обрадовался, что объявили карантин: распланировал походы с друзьями, настольные и компьютерные игры, а потом узнал, что это всё вообще не так работает. Друзья, футбол и ТЦ отменяются, придётся сидеть дома и учиться.
От скуки пацан пересмотрел все новости о коронавирусе, рассказал мне, что вирус слабеет, и не в его планах убивать своего носителя, то есть, человека, ведь иначе заразе не выжить.
— Я думаю, зомби-апокалипсис нам не грозит, — подытожил сын. — Но лучше, конечно, не выходить из дома. Неизвестно, хватит на нас аппаратов ИВЛ или нет.
Я задумалась…
Вот еще приятельница рассказала:
7-летний племянник во время ее телефонного разговора с сестрой взял трубку:
— Тетя Маша, что происходит с мамой? — уверенным заходом в диалог выдал мальчик
— Да все в порядке, Артем, — максимально оптимистично ответила я.
— Да ничего не в порядке! «Артем, иди мой руки». «Артем, ты помыл руки?» «Артем, иди мой руки?» Да у меня уже дырки на руках скоро будут!
— Она переживает за вас из-за коронавируса.
— Я ненавижу этот коронавирус! Тетя Маша, ну, так же жить просто невозможно! — очень искренне-обреченно пожаловался маленький мальчик.
И мне стало его жалко… Раньше он никогда не говорил слово «ненавижу».
Детям нашим сейчас ничуть не легче, чем нам. У нас — гигиена, думы, как семью прокормить и здоровым остаться. А у них — нервные родители, со своими новыми страхами, бабушки и дедушки, за которых нужно бояться, а главное — цифровое счастье прогрессивного обучения — дистанционка. Она свалилась на их головы вместе с невидимой и непонятной пандемией. Без личного контакта, без школьных классов, без внимательных и чутких преподавателей и привычных одноклассников, без увлекательной и живой школьной жизни.
Вот что на этот счёт думает четвероклассник Матвей, который учится в 68 школе. Был твёрдым хорошистом, между прочим.
— Я из-за нового вируса сижу на дистанционном обучении. Из-за коронавируса я реже стал выходить на улицу. Я не сильно боюсь коронавируса, но всё равно уже много заболевших, поэтому у всех карантин. А из-за дистанционного обучения я стал учиться на тройки и четвёрки.
Свыкаться с тройками Матвей не собирается, а потому проводит времени за компьютером всё больше и больше… И если раньше родители регламентировали время у экрана, то теперь мальчик просиживает своё детство перед монитором на законных основаниях. А вопросов к прелестям принудительно-добровольного эксперимента становится всё больше.
Когда я затеяла опрос детей на предмет того, нравится ли им учиться из дома, то не думала, что будет два абсолютно противоположных мнения. Одни дети однозначно довольны тем, что могут учиться, не выходя из дома, другие же точно уверены: в школе лучше!
Отвратительная дистанционка, я лучше бы каждый день в 8 утра ходила в школу, чем сидеть дома и заниматься через камеру. Учителей очень плохо слышно — техника плохая или что. Да ещё и домашнее задание скидывают в непонятной форме, — жалуется Валентина, которая попросила не называть школу.
Я бы лучше в школу пошёл, — говорит Игорь, ученик 37 школы. — Одна тупая писанина. Даже по физкультуре задают делать эти рефераты, я бы лучше пробежался, отжался и пятёрку получил. Кому вообще это надо? Да и тяжело дома сидеть, особенно, когда смотришь в окно, а там все гуляют. Бесстрашные, наверное.
Мне не нравится, что приходится письменно отвечать на вопросы. Да там иногда такие вопросы, что на уроке я бы одним предложением ответил, а вот с этим домашним обучением такое не проходит. Приходится на страницу ответ растягивать. Иногда непонятно, что в задании требуется. То видео не открывается, то учитель из конференции удалила, потому что я не успел фамилию свою написать, — страдает Станислав, ученик 68 школы.
Времени на тупое сидение у экрана уходит куча: то виснет, то не слышно, то не видно, то занятие начинается с опозданием. А ты всё сидишь и ждёшь, когда начнётся нормальная работа. А через несколько минут учитель говорит: «Вы себя сегодня плохо ведёте. Разберетесь сами. ДЗ – в двойном объеме. И вырубается… На уроке в школе он же так не может – взять и уйти. А здесь получается попусту потраченное время. Всё равно приходится самому во всем разбираться, — рассказывает гимназист Иван из Кемерова.
А вот другая сторона медали. Есть те, кто приспособился получать удовольствие и от дистанционки.
Я, конечно, скучаю по одноклассникам, но учиться дома меня устраивает. У нас обучение через Я.Класс, приходят задания, я делаю уроки и их сразу проверяют. Никаких фотоотчётов и рефератов по физкультуре с нас не требуют. Единственное, в школе веселей. Но, в целом, и так нормально, — поделился впечатлениями Никита, ученик 69 школы.
Учиться дома — это моя мечта, — рассказывает Кирилл, который в этом году заканчивает одиннадцатый класс. — Все уроки у нас проходят в виде конференций по Скайпу, мы учителя видим, он нас — нет. Каждый урок начинается в строго отведённое время, я сажусь за компьютер, пью кофе и делаю конспект. Красота.
Когда я узнала, что из-за ситуации с коронавирусом Роспотребнадзор сообщил об изменении порядка аттестации, то думала, что этому будут рады все девятиклассники. ОГЭ в этом году планируют провести только по двум обязательным предметам — русскому языку и математике. Экзамены по выбору можно будет не сдавать.
Но на деле всё оказалось совсем не так. Вот что говорит об этом девятиклассница Валерия:
— Столько нервов потратила впустую, готовилась. А некоторые же репетиторов нанимали и деньги платили. Это же всё тоже не бесплатно. Знания, конечно, останутся, но всё равно обидно.
Не стоит забывать и о том, что помимо основного образования есть ещё и дополнительное. И если занятия по музыке или рисованию вполне можно провести онлайн, то как быть тем ребятам, которые посещают Центр детско-юношеского туризма? В поход по скайпу не сходить.
Разумеется, педагоги проводят занятия: устраивают викторины, делятся в соцсетях историями о своих первых походах, учат шить бахилы, чтобы снег в ботинки не попадал, и рассказывают, как выбирать спальники.
А что же сами дети? А дети хором говорят:
— Лишь бы лето не отменили! В поход хочется, сил нет.
Никто не может знать, как скажется на детях та реальность, в которой нам всем приходится жить. Поэтому я решила узнать мнение психолога на этот счёт. На мои вопросы отвечала Светлана Чигасова, психолог Центра социальной помощи семье и детям г. Кемерово.
— Светлана, скажите, как вести себя тем, у кого дети впечатлительные? К примеру, что делать родителям, чей ребёнок теперь считает себя виновным в смерти бабушки?
— Если родители начнут много и часто говорить о смертельных исходах от коронавируса, то дети — ожидаемо — начнут бояться. Не вся информация одинаково полезна для детей. Но, так или иначе, им всё равно придется столкнуться со смертью и её причинами. Тут важно с ребёнком говорить о его чувствах, контейнировать их.
(контейнировать — выслушать, успокоить, объяснить, что за чувства ребёнок испытывает — прим. ред.)
Но совсем детей от информации изолировать не надо. Детям нужно доступным языком объяснять, что происходит. Например, отвечая на детские вопросы: «Я заболею? А вы, заболеете? А если все-все заболеют?», важно не отмахиваться от детского страха, не стараться его уменьшить, дав ответ, что «мы точно не заболеем». Такой ответ может оказаться ложью. Лучше сказать спокойно: «Мы стараемся сделать все для того, чтобы не заболеть», «Если мы заболеем, то будем стараться вылечиться и обратимся за помощью к врачам, которые нам помогут».
— Школьники сейчас вынуждены обучаться дистанционно, и процесс этот, мягко говоря, налажен слабо. Можно ли требовать в данной ситуации от детей отличной учёбы, и какую роль должны играть родители в процессе обучения?
— Дети сейчас находятся в процессе адаптации к новому. Поэтому, чтобы снизить напряжение, желательно уменьшить требования к выполнению заданий. Но и не спускать всё на тормозах, разрешая не выполнять уроки. Важен баланс. Что делать родителям? Организовать сам процесс получения знаний, оказать помощь, если ребёнок чего-то не понимает. Сейчас все дети чего-то да не поймут, это не страшно. Потом наверстают.
Мы все сейчас находимся на взводе, но давайте помнить одну простую вещь: когда-нибудь это всё закончится. И в наших силах сделать так, чтобы дети вышли из этой ситуации с минимальными потерями. Потому что мы взрослые, и это наша первостепенная задача.
Cледите за главными новостями Кемеровской области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».