Курс валют не всегда был таким, да и твой паспорт всё еще хранит в себе отпечатки пережитых поездок за границу. США – мечта для многих. Это почти как Питер, только level up. Николай Баранов никогда и не мечтал жить в Штатах, но ради шутки решил поучаствовать в лотерее посольства. И выиграл.
Лотерея
– То есть, как выиграли?
– Всё просто. Консульство США раз в год проводит лотерею среди всех желающих. Если ты выигрываешь, получаешь возможность жить и работать в Америке. Мой московский друг предложил поучаствовать. И вот. Я выиграл.
– Вы всегда хотели перебраться за границу?
– Если честно, нет. Никогда не идеализировал Америку, как некоторые. Но считаю, что единственный способ понять, подходит ли конкретная страна для тебя или нет – приехать туда и попробовать пожить. Можно сказать, мне повезло испытать Штаты.
– Давайте по порядку. Как проходит лотерея?
– Она начинается в октябре-ноябре каждого года, продолжается примерно до мая. Далее интервью в посольстве, по результатам которого дают разрешение на въезд в страну. Или не дают. Лично у меня с момента подачи заявки и до въезда прошло больше года.
– Я правильно понимаю, что лотерея – это всегда случайные цифры?
– Да. Победитель выбирается абсолютно случайно. Знаю, что в 2011-м из-за сбоя программы отменили результаты. Просто оказалось, что 98% выигравших – это те, кто подал заявки в первые дни периода приема. По правилам это недопустимо.
Повезло!
– А что нужно сделать, если вдруг повезет?
– Во-первых, заполнить специальную анкету на сайте. Через несколько месяцев должно прийти приглашение на интервью. На которое, кстати, нужно взять с собой очень много документов. Помимо стандартных паспорт-диплом-военник, необходимо предоставить справку о том, что никогда не были судимы, выписку со счета и еще уйму всяких ксерокопий. Во-вторых, собственно, само интервью.
– Были ли какие-нибудь особенно неожиданные моменты?
– Ну, основное отличие оформления иммигрантской анкеты от туристической в количестве сведений о себе. В первом случае, как я уже говорил, их в разы больше. Плюс, чтобы попасть на интервью, нужно пройти медкомиссию в клинике Международной организации по миграции в Москве и обязательно поставить ряд прививок. Это стандартные требования для мигрантов. Без этого вас просто не пустят на интервью.
– Как проходит собеседование на роль иммигранта?
– Здесь важен ещё вопрос, когда оно проходит. Рано утром. Полицейский собирает паспорта у входа в здание, после этого позволяет войти. Внутри обязательно нужно было сдать мобильные телефоны. Что самое интересное, от здания консульства я ожидал большего. Все как-то обычно. Двигаешься себе по специальным дорожкам, сдаешь документы, оплачиваешь сборы… В конце концов тебя приглашают в небольшой кабинет на интервью с сотрудником консульства. Со мной разговаривала молодая американка. На русском, кстати. Уточнила некоторые детали и сказала "Ваша виза одобрена". После чего в моем загранпаспорте появилась виза, дающая право на въезд в страну в течение полугода.
На пути к Green card
– Но ведь виза – это еще не Green card?
– Вы правы. Сама Green card приходит по указанному в анкете американскому адресу. Срок ожидания – от нескольких недель, до нескольких месяцев. Вместе с ней приходит номер социального страхования. Это очень важно! Без него не примут на работу официально, не в каждом банке откроют счет… На самом деле, в Америке существует ещё много разных документов, без которых не очень удобно жить.
«Совок», «Яшкино» и Брайтон-Бич
– Расскажите немного о том, как и где вы живете в Америке?
– На первое время я выбрал для себя Нью-Йорк. Здесь достаточно большая концентрация соотечественников и неплохой выбор работы. Хотя многие мигранты считают, что это не лучший город для жизни. Слишком уж дорогой и суматошный.
– Много соотечественников – это значит, что знать английский на высоком уровне вроде как не обязательно?
– Я неоднократно слышал истории о людях, которые годами живут без знания английского. Им достаточно того, что люди вокруг говорят по-русски. Рестораны, кафе, аптеки – везде есть русскоговорящий персонал. Кстати, на Брайтон-Бич можно найти еще и продукты российского производства. Например, всевозможные вафли и печенье "Яшкино". Но многие мигранты на дух не переносят эту улицу. Считают, что это "совок" в его худшем воплощении.
Проблемы? Нет!
– А как у вас с английским?
– Я сейчас активно изучаю язык. Благо, в Нью-Йорке достаточно много бесплатных языковых курсов. Кстати, хорошего качества. Любой желающий может подтянуть свои знания.
– Хорошо. Раз язык – не проблема. С чем таким сложным человек сталкивается в первый день в Нью-Йорке?
– Метрополитен! Он невероятно огромный и очень запутанный. Лично мне потребовалось две недели, чтобы окончательно разобраться, как он устроен. А вот с жильём и работой проблем нет. В социальных сетях много объявлений по теме. Было бы желание. А для тех, кто ещё не нашел работу, есть бесплатная страховка на год. Похожа на наш полис ОМС. Помимо этого, существуют различные центры, помогающие эту самую работу найти побыстрее.
– То есть с работой там сложностей нет?
– Да, её здесь довольно много. Причём, на любой вкус. Лично я сейчас работаю в интернет-магазине. Если не лениться, можно зарабатывать от 100 долларов в день. Опять же, нужно быть внимательным и осторожным, на сайтах с объявлениями, например, очень много агентств и не самых порядочных людей. Я в Америке всего месяц, поэтому не успел понять, какие специальности здесь наиболее востребованы. Но заметил одну деталь, которую, наверное, мало кому будет приятно узнать. Сюда приезжает очень много людей из России и СНГ. На заработки. По туристической визе. Фактически – это нелегально. Да, туристам работать запрещено законом. Если поймают, сразу же могут депортировать.
Come back
– Так, а вы по специальности…
– По образованию я информатик-аналитик. Пока ещё жил в Кемерове, работал в "Билайне" инженером. Наш отдел поддерживал эксплуатацию сотовой связи по Кемерову и Кемеровской области. А потом уехал. Устал от привычного уклада жизни. Почему бы не посмотреть мир, пока ты молод? В Москве я нашел много друзей, а также хорошую работу по специальности.
– Но вы говорили, что между Кемерово и Москвой ещё путешествовали.
– Да, помимо всего прочего, я в свое время был волонтёром в скаутском движении при РПЦ. Мы тогда водили детей из неблагополучных семей по горам Кузнецкого Алатау, обучали их скаутскому делу.
– Это было каким-то внутренним порывом – стать волонтёром?
– Отчасти, я занимался этим по религиозным соображениям. Но не собираюсь отрицать того, насколько сильно меня манили горы. Это же потрясающе! До сих пор вспоминаю, как мы встречали рассвет на одной из вершин. Непередаваемое чувство… К тому же, в волонтёры не идут обычные люди, мне кажется. Очень хотелось оставить после себя немного больше, чем ты сам, поделиться чем-то важным с окружающими... Мне кажется, ради этого люди и идут в волонтёры. К тому же, благодаря этому я нашел огромное количество замечательных людей, с которыми дружу уже много лет.
– А сейчас бы отправились в горы?
– Смотря с кем. Сейчас именно этот вопрос – самый важный.
– Но ведь, по сути, сейчас в Америке вы совсем один…
– Не совсем. Я ведь всё-таки успел познакомиться и даже подружиться с несколькими русскими. Плюс, я живу не один, со знакомыми. Снимать квартиру одному здесь очень дорого. Да и общение через Интернет, слава богу, никто не отменял.
Другие миры
– Вы планируете остаться в Америке?
– Я бы хотел отправиться в путешествие по Европе. Пожить во Франции… Но сейчас там, видимо, не лучшие времена. Я познакомился здесь с супружеской парой из России, они прожили в Париже десять лет. Так они рассказывают, что мигранты там больная тема. На их глазах жгли машины и устраивали погромы. Они явно не собираются возвращаться туда. На самом деле, я сам очень люблю Россию. Москва, Питер, моя малая Родина… Но пока что возвращаться не хочется, больше тянет посмотреть другие миры.
– А вот если мы вдруг всей редакцией решим приехать к вам в гости, что вы нам покажете в Нью-Йорке?
– Мне очень нравится район Бруклин – именно здесь я остановился на первое время. Вам я бы показал еще Манхэттен. Это безумно красивые небоскребы, высота архитектурной мысли! Но жить там, к сожалению, очень дорого. А вот в Бронкс и Куинс я бы вас не повёз. Эти районы до сих пор считаются довольно криминальными. Хотя общая ситуация в городе изменилась в лучшую сторону по сравнению с тем, что было лет десять назад. Опять же, стоит отметить, что Нью-Йорк – откровенно грязный город. Такого количества мусора на улицах, в метро я не видел нигде. Московское даст ему фору в сто очков по чистоте, красоте и скорости! Но есть один плюс… Здесь течет полноценная жизнь: играют музыканты, люди общительные и вежливые, в отличие от того же столичного метро. Можно запросто подойти, перекинуться парой фраз.
– Расскажите напоследок, как вас приняли в Америке? Насколько я поняла, к мигрантам там особенный подход…
– Америка – многонациональная страна. Здесь все очень терпимо относятся к представителям любых рас. Исторически многие районы условно поделены по цвету кожи. Например, в Бруклине больше светлокожего населения, а в Бронксе – темнокожего. Там, где живу я, очень много евреев-хасидов. Но мне это даже нравится, они не шумные, аккуратные. Правда, внешний вид у них, конечно, очень странный. В общем, из России ты или из любой другой страны – это особой роли не играет. Америка – страна мигрантов, огромный плавильный котёл из различных культур и национальностей.
Фото: Личный архив Николая Баранова