История изучения Венеры – детектив, а история покорения Луны – приключенческий роман
Началось всё в нулевых годах, когда Павел занялся изучением истории межпланетных станций. Таким образом, определились основные "действующие лица" – Венера, Луна и Марс. "Всё просто, про Венеру был раньше собран материал. К Луне и к Марсу сейчас направляется множество аппаратов, и там можно писать бесконечно. У Венеры станций было не так много, поэтому и книга была завершена раньше всех. Издательства не загорелись идеей её напечатать, поэтому для сбора необходимой суммы решил воспользоваться краудфандингом – очевидно, что это быстрее, и я могу сам контролировать процесс. На сайте я собрал 900 тысяч рублей, но после оплаты комиссии Бумстартера и налогов (всего на это ушло 23% собранной суммы) осталось около 700 тысяч рублей. Все эти деньги были израсходованы, даже не хватало на отправку книг по почте".
Оказывается, немало людей интересуется наукой и готово спонсировать её популяризацию. Всего на помощь Павлу Шубину в первый раз всего за месяц пришли 439 человек, тираж книги составил 650 экземпляров. Сейчас объявлен новый сбор – на первую книгу о Луне – "Луна. История, люди, техника", причём пока только на создание макета. "Когда я работал над книгой о Венере, я написал, что история её изучения напоминает хороший детектив. Если с этих же позиций подойти к нынешнему тексту, то история изучения Луны больше напоминает приключенческий роман – роман серьёзный, с кучей сюжетных арок, интересными персонажами и неожиданными поворотами сюжета, – именно так презентует своё будущее произведение Павел Шубин. – Научно-технический, политический, социальный, экономический коктейль, который сформировался в 60-х годах вокруг Луны, достаточно сложен, но тем он и интересен. И мне, смею надеяться, удалось его аккуратно продемонстрировать". Выход книги "Луна. История, люди, техника" запланирован на 2017 год.
Павел рассказал, что первая книга о Луне посвящена истории – это историко-технический роман, рассказывающий о соревновании между СССР и США, о гонке. "Там будут и грустные, и весёлые истории. Например, как вы думаете, по какой причине мог отмениться запуск уже стартующей ракеты в США? – У космодрома отключили свет за неуплату". А у президента США Дуайта Эйзенхауэра запуск Советским Союзом искусственного спутника и межконтинентальной баллистической ракеты, благодаря чему Америка стала уязвимой, спровоцировал инсульт. Второй том расскажет про 21 век, современность. Какие есть планы на Луну – например, сейчас много разговоров об очень хорошем топливе для электростанций "Гелий-3". По всем оценкам, на Луне этого топлива достаточно много, и, возможно, его довольно легко будет добывать. Завершающая книга трилогии будет посвящена Марсу. Возможно, дальше будут и другие проекты, посмотрим".
Что там с американцами на Луне?
И в лекции о "Лунной гонке", и в книге о Луне прослеживается противостояние двух супердержав – СССР и США, причём, как подчеркивает Павел Шубин, СССР обыграл наших американских партнёров и в плане первого запуска искусственного спутника, и в первом фото обратной стороны Луны, и, конечно, в совершении первого полёта человека в космос. И только этап высадки на Луну выиграли американцы. Что можно сказать о месте России в космосе сегодня? "В космос могут летать не так уж много стран. США, Евросоюз, Россия, Китай – основная четвёрка, которая делает 99% космических программ, – утверждает Павел Шубин. – Индия, Израиль, Южная Корея, Япония – менее развитые в этом плане страны. Пилотируемые полеты есть только у нас и отчасти – у США, Китая. У нас нет межпланетных аппаратов, зато они есть у японцев. Но всё, что нам нужно в прикладной отрасли, у нас есть. Такой гонки, соперничества, как было раньше, уже нет, идёт в основном сотрудничество".
Не могли мы не задать и вопрос, который волнует многих: были ли американцы на Луне, и если да – то почему сейчас, спустя почти 50 лет, даже до МКС самостоятельно добраться не могут, из-за чего сильно зависят от России. Ведь если в ответ на санкции, например, Роскосмос откажется "подвозить" астронавтов США, им останется, по совету вице-премьера Дмитрия Рогозина, доставлять своих космонавтов на МКС с помощью батута.
"Американцы на Луне были, – уверен Павел Шубин. – А лишних миллиардов нет ни у кого, поэтому сейчас они пользуются нашими услугами. На Аполлон американцы потратили 25 млрд долларов, если перевести эту сумму на современные цены – около 120 млрд долларов. Мы на свою "лунную" программу потратили 4 млрд рублей. Основная проблема этих сумм – сложно оценить их масштаб. Допустим, в 1960-1980-е гг. в Кузбассе почти всё, кроме шахт и электростанций, было построено Главкузбассстроем: заводы, филармония, библиотеки, микрорайоны. Так вот, на эти стройки было потрачено как раз около 4 млрд рублей. То есть наша лунная программа была финансово сопоставима с постройкой города с населением порядка 1 млн человек.
МКС – большая международная станция. Например, энергопотребление в основном идёт из американского сегмента. Если их астронавты не полетят, они отключат энергию, и мы окажемся на голодном энергопайке. Кроме того, один из наших модулей полностью наш, другой сделан у нас, но на деньги американцев – они оплатили его создание, значит, он принадлежит и им тоже. Если начинать делёж, лучше МКС сразу затопить. Так что топнуть ножкой и сказать "прыгайте на батуте" мы можем, конечно, но это будет глупо. В этом нет смысла ни для США, ни для нас".
Стоимость космических программ серьёзная, и кроме того, что уже доступно, возможности необходимо расширять. Какую ещё выгоду в будущем можно получить от космических разработок, кроме топлива "Гелий-3"? "Конечно, на Луне должны быть и металлы, и многое другое, – отмечает Павел Шубин. – Но мы не настолько хорошо знаем, где они находятся, и добывать их на Луне будет выгодно, когда мы начнём строить там заводы и перерабатывать там же. Возможно, уже не в этом веке..."
Фото: Андрей Животов