Ролевики и настольщики отыграли четвертый ROLEШТОРМ
5 февраля в Кемеровском Дворце молодёжи прошёл ROLEШТОРМ-4, главный фестиваль настольных и ролевых игр, который собрал больше сотни сторонников этих развлечений. Журналист AVOKADO, по совместительству ваша покорная слуга, которая до посещения этого феста играла разве что в "Монополию", решила узнать, в чём кайф таких игр, тем более, что организаторы обещали провести это мероприятие как раз для тех, кто до сих пор "в танке" и от слов лангедок и данжен впадает в анабиоз. Я именно такая, поэтому предложение мне пришлось как нельзя кстати!
За час до мероприятия в Дворец молодежи уже начал подтягиваться разномастный народ: молодежь, люди обоих полов постарше, семьи с детьми и даже солидные дядьки. Суета царила такая, что вытащить кого-то из организаторов фестиваля на серьёзный разговор оказалось весьма проблематичным. Зато выяснилось, что на "Ролешторме-4" будут работать 3 секции: настольных, настольно-ролевых и театральных игр. Я от греха подальше отправилась поближе к настольщикам, от них по крайней мере знаешь чего ожидать, да и вычислить их труда не составит. По количеству разноцветных коробок выяснилось, что настольщики народ дюже увлеченный и, самое главное, очень оптимистично настроенный: переиграть во все игры, которые они принесли с собой на фестиваль, можно было бы только в том случае, если бы "Ролешторм" длился примерно неделю. В других секциях ничего особо криминального замечено не было: атрибутикой любителей настольно-ролевых оказались только ноутбуки и планшеты, а также стопки абсолютно непримечательных листочков формата А4 да россыпь карандашей. Театралы также не смутили ничем, но в воздухе царило ожидание чего-то поистине интересного.
Спустя полчаса я побывала во всех локациях фестиваля: стала свидетелем нападения на город театралов в костюмах эльфов и друидов, которым для осуществления сего действа было достаточно лишь развернутой на столе карты местности; понаблюдала за сражением с орком и операцией спецслужб в секции настольно-ролевых и окончательно запуталась в том, что здесь происходит.
Юрий Новиков, один из организаторов фестиваля "Ролешторм" был пойман и незамедлительно допрошен мною прямо на лестничной клетке между этажами.
– Юра, расскажи, что же такое "Ролешторм" и какова его история?
– "Ролешторм" – это фестиваль для любителей настольных и ролевых игр, который мы сегодня проводим уже в четвертый раз. В январе 2016 года один человек проснулся и решил, что было бы неплохо поделиться своим увлечением с другими людьми, потому что оно сейчас перестаёт быть популярным… Но это только потому, что о нём мало кто знает. Где-то в начале 2000-х ролевое движение если не умерло, то стало немного загибаться. В основном из-за того, что старые участники перестали привлекать новых: у многих учёба, работа, семья и так далее. Одни уходят, а приглашать в движение свежих игроков некому. По сути, мы сейчас не предлагаем ничего кардинально нового – это всё хорошо забытое старое. Просто немного изменена форма, иногда что-то доработано. Любое искусство, любое увлечение должно совершенствоваться…
… Так вот этот человек решил, что неплохо было бы рассказать об этом другим, собрал четверых друзей и сказал: "Ребята, я один не вытяну, вы мне поможете? Они сказали: ок. Так и зародилась идея фестиваля.
– Какие секции представлены на фестивале? И чем там занимаются?
– Одно из направлений – настольные игры. Сразу скажу, что настолки мы создавали как секцию просто потому, что много людей понимают, что это такое. Куча народу играла в "Манчкин", "Имаджинариум", но потом они вылились не просто в придаток, а в полноценную секцию. Она очень удобная. Если на театральные и настольно-ролевые игры нужно записываться заранее и в среднем одна волна идёт три часа, то настольные игры – для более гибкой аудитории. Ты можешь прийти, поиграть минут двадцать, сорок, час. Потом пойти поиграть во что-то другое. Она занимает сейчас достаточно много людей.
Также у нас есть настольно-ролевые игры, данжены – это совместные игры повествовательного жанра. 5-6 людей сидят за одним столом. Есть общая история, которую рассказывает ведущий, все остальные участники – это персонажи этой истории. Они сталкиваются с различными обстоятельствами и от имени своих героев придумывают, как они будут действовать и от этого зависит, как игра будет идти дальше. Кроме того, в данженах для того, чтобы определить получилось у кого-то что-то сделать, например, "рубануть вон того гоблина мечом" игроки используют кубики. Это вносит в игру элемент случайности.
Есть также театральные игры, лангедоки, когда 10-15 человек собираются в одной комнате и "отыгрывают" каких-то персонажей, связанных общим сюжетом, но каждому нужно выполнить при этом свои задачи. Здесь самое главное уметь договариваться, объединяться, либо уметь спорить.
– Как распределяются предпочтения между игроками?
– Сказать трудно, так как на театральные игры у нас есть сейчас только один ведущий, который некогда вёл и вёл очень хорошо. Мы чудом его нашли, и он согласился нам помочь. В одной игре занято примерно 15 человек. Если соберём всех ведущих настольно-ролевых игр, то там получится примерно человек 40-50. Если мы берём настольные игры, там по-разному – от 20 до 40 человек. Но у них и ведущих больше. Всё-таки основная наша цель – продвинуть настольно-ролевые игры. Раньше по ним был сильный недобор: до последнего дня было не ясно, останется ли какой-то мастер без игрока или нет. Сейчас у нас в первую очередь были закрыты все столы именно настольно-ролевых игр, то есть мы не могли туда больше добавить людей.
– Сколько человек участвует в мероприятии?
– У нас именные билеты. Если человек приобрёл билет заранее, то он получил неплохую скидку. К началу мероприятия у нас заявилось 78 человек. Это без учета наших спецгостей, которых мы сегодня пригласили сюда. От фестиваля к фестивалю явка у нас растёт, пусть не кардинально – человек на 10 становится больше. К нам приехал в этот раз мастер из Новосибирска. О нас уже потихоньку узнают в соседних городах, регионах. И самая главная наша фишка – соотношение игроков девушек к парням. Обычно оно 1:4. А у нас девчонки хорошо играют, наравне с парнями.
Мы ставили планку, чтобы у нас было 100 человек и перешагнули её. Это планка, которая показывает, что есть смысл что-то делать дальше, потому что начинали мы вообще с 50 человек. Это был бар "Buffer". Для проведения фестиваля мы заранее вносили депозит и думали тогда, что если никто не придёт, то нам придется погулять на 10 тысяч. Для привлечения участников использовали соцсети, писали знакомым, друзьям, что будем стараться и им понравится. Был большой риск, но, к счастью, мы не прогадали. Думали, что придет 10-20-30 человек, а пришло 50. Окрыленные успехом, мы продолжили делать это дальше с новой энергией. Потом была библиотека на Весенней. Ну а сейчас вот здесь проводим: получается примерно раз в четыре месяца.
– Для кого проводится это фестиваль? Увлечение-то специфичное…
– Дело в том, что этот фестиваль создан специально для тех, кто никогда ни во что подобное не играл. То есть человек может быть бухгалтером, экономистом, пожарным, военным – кем угодно. Большинство этих людей вообще никак не связаны с ролевыми играми. Я не совсем уверен, что это увлечение можно назвать специфичным. На самом деле, всё, что здесь нужно – это воображение, иногда ручка и бумага. Для театралов ручка с бумагой часто не нужны. Говорить может любой человек. Думать, размышлять, импровизировать – тоже. Просто у кого-то это не развивается в силу особенностей жизни. К нам, например, приходили люди, которые стеснялись даже отвечать на парах. А буквально через пару-тройку сессий они увидели, как их внимательно слушают. А в игре каждый получает какую-то важную роль! К человеку привлечено внимание по меньшей мере 5 человек, которые молчат и слушают его, иногда даже не дыша. И люди раскрываются гораздо быстрее, чем это может показаться на первый взгляд. В этом частично наш социальный смысл: свести незнакомых друг с другом людей, кинуть их в незнакомую обстановку, чтобы все они были в примерно равных условиях, и попытаться показать им что-то такое, чтобы они действовали одной командой и, возможно, им было что вспомнить. Потому что отбиваться где-нибудь в Техасе от бандитов или воровать компьютер в мире будущего – это очень интересно. По сути, организаторы, мастера просто создают форму и определенные условия, моделируя ситуацию, чтобы люди объединялись: у героев, как правило, есть общий враг или какая-то необходимость, либо ими движут какие-то положительные качества.
– Каков средний возраст игроков?
– У нас играют люди от 16 до 50 лет. Больше всего ребят в диапазоне 21-25. Тем не менее, умение фантазировать не зависит от возраста.
– Вы пригласили на фестиваль спецгостей. Для чего это нужно?
– Мы позвали нескольких людей творческих профессий: актёров, музыкантов, спортсменов, блогеров, фотографов и даже психолога. Чтобы люди, профессии которых связаны с рутинными действиями, смогли заразиться от них чем-то необычным. Когда человек достиг чего-то в своей творческой профессии – это всегда интересно смотрится. Например, вы играете фэнтези по Конану Варвару, при этом игра с профессиональным спортсменом-инструктором – это не то же самое, что игра с экономистом. Когда ты видишь игру актёра, ты не рвёшь на себе волосы, а перенимаешь какие-то фишки, ведь такие люди сражаются с рутиной каждый день.
Поскольку периодически нам намекают на то, что увлечение похоже на сектантство, мы специально решили пригласить практикующего психолога, чтобы она поиграла и выдала своё профессиональное заключение.
– По каким принципам строится игровое пространство в настольно-ролевых играх?
– На западе есть целая индустрия мастеров, которые придумывают приключения, играют и передают эти сценарии другим людям. Есть много готовых систем, миров, которые специально выделены в такую форму. Но у нас в России есть существенное отличие: в основном мастера придумывают всё сами. Это играет иногда в плохую сторону, здесь все зависит от того, насколько человек начитан и образован. С другой стороны, такая практика может рождать достаточно интересный контент.
Главный принцип построения игрового пространства: чтобы всем было интересно. Ты должен так рассказывать историю, чтобы это захватывало всех участников процесса. Если тебе не интересна научная фантастика, то заявляться командиром звёздного корабля не стоит. Если только ты не хочешь узнать об этом побольше. По этой причине мы стараемся не раздавать роли людям, согласно их принадлежности какой-то профессии. Например, врачам не рекомендуется создавать персонажей-врачей, потому что мы делаем это для того, чтобы побыть кем-то другим, почувствовать другие эмоции. Во-вторых, если профессиональный врач-хирург начинает описывать, как делает операцию, мастер не может оценить, насколько хорошо он это делает, потому что сам в этом не разбирается.
– Кто герои ваших историй?
– Это необязательно герой в прямом понимании этого слова, это может быть антигерой. Иногда играем истории откровенно плохих людей или плохих людей, которые вынуждены быть такими, или которых такими считают. И это одни из самых интересных дилемм, на мой взгляд. Иногда игра ставит в такие обстоятельства, когда перед тобой встает вопрос: насколько быстро ты сам превратишься в чудовище. Например, играя по сюжету Мира тьмы против вампиров, которые по сценарию имеют вполне убедительные человеческие формы, рано или поздно игрок попадает в ситуацию, когда случайно уничтожает кого-то не того. Что твой персонаж при этом будет испытывать – это большой вопрос.
– В секции настольных игр усилиями клуба "Подполье", магазина "GameBox" и посетителей фестиваля (что стало приятной неожиданностью) было представлено более 30 игр. Конечно, во всё сыграть не успели, но старались, как могли. Если я не ошибаюсь, ближе к обеду игры в настолки проходили одновременно на пяти столах. Меня лично порадовали: старые знакомые у которых появилась добрая традиция на "Ролешторме" играть хотя бы одну партию в какую-нибудь настолку; порадовали ребята, которые играли впервые, тем не менее с горящими глазами просили новые и новые игры; порадовала разномастность компаний, например за мой стол присаживалась семья: родители с двумя сыновьями, приблизительно 10 и 16 лет; радовали восторженные крики за соседними столами и общая неформальная обстановка мероприятия. Считаю что Ролешторм-4 удался, как в целом, так и в секции настольных игр. Немного расстраивала нехватка освещения и то, что я должен был находиться по другую сторону баррикад и в этот раз быть игроком, а не мастером. Но чего не сделаешь, чтобы показать непосвященным мир своих любимых хобби!
– Ни разу не играла в такие игры. Видела только, как играют герои мультфильмов и сериалов! После приглашения Юрия мне стало любопытно. Почитав о фестивале и посмотрев видео об играх, решила приобщить и знакомых. Я была за столом Александра Лукьянова, наша игра называлась "Цепь" – это была настоящая детективная история. Кроме того, что 3 часа пролетели как одна минута, хочу отметить, что меня поразила фантазия Александра, ему можно придумывать сюжеты для игр к приставкам. Подозреваю, что все ребята на фестивале обладают невероятным воображением и развитым логическим мышлением, у меня осталось ощущение, что я прошла квест! Очень реалистичный квест! Про слухи о "подозрении в сектанстве" – точно могу их опровергнуть. На секту никак не похоже. Атмосфера была очень дружная, думаю, фестиваль – это отличная возможность не только интересно провести время, но и найти друзей и единомышленников!
– Мне очень понравилось – провела на фестивале весь день! Ребята молодцы, что это придумали, хотелось бы, чтобы такие мероприятия проходили чаще. Участвовала в театральной игре "Битва за сердце". Павел отлично всё объяснил участникам, я вообще в первый раз участвовала в подобной игре и не пожалела, что пошла. Столько эмоций, что не передать словами! Понравилось, что приходится "включать голову", интересно, что развитие сюжета напрямую зависит от фантазии игроков. Я полностью вошла в свою роль Идейного вдохновителя. Всем советую попробовать!
Автор: Ксения Храмцова
Cледите за главными новостями Кемеровской области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».