Как пришла идея
Начиналось всё очень просто: молодой кемеровчанин Иван поехал в Новосибирск и там прокатился на сегвее. Если кто не в курсе, это – такой работающий на электричестве (буквально – на зарядке, как любой обычный электроприбор), самобалансирующийся самокат. Два колеса, расположенные по двум сторонам, подставка для ног, рулевой столб – вот, собственно, и всё.
Ездить на нём не просто, а очень просто: при наклоне ездока вперед и сегвей катится вперёд, при наклоне назад – замедляется или же даёт задний ход. Чем больше наклоняешься – тем быстрее езда. Повороты делаются с помощью руля. Заранее мандражировать, что не удержишься, не стоит: равновесие этот умный самокат, работающий за счёт гиростабилизатора, "держит" автоматически. И это вся сегвейная "арифметика".
В общем, Иван попробовал – и ему понравилось. Быстро стал фанатом сегвеев, а потом решил совместить приятное с полезным – начать свой бизнес. Тем более, что кое-какой опыт работы в торговле у него уже был. Ну а любимая супруга Екатерина, работавшая в системе страхования, идею Ивана всецело поддержала.
– Мысли начать своё дело приходили и раньше, – говорит Катя. – А тут мы как-то сразу поняли: это – наше. И решили открыть прокат сегвеев в Кемерове.
Как начинали
На "семейном совете" было решено приобрести два сегвея – да не каких-нибудь там, а прямиком из Соединенных Штатов, родины моднейшего самокатного агрегата. Понятно, что влетело всё в копеечку: только за один сегвей нужно было заплатить 360 тысяч рублей. Соответственно, в итоге расходы превысили 700 тысяч.
– Нет, конечно, можно было и китайские сегвеи купить: они на порядок дешевле, – рассказывает Иван. – Да только на самом деле выгоды тут никакой. Настоящие американские сегвеи держат зарядку не меньше восьми часов, как и положено, а те, которые ненастоящие, – бывает, и через двадцать минут "выдыхаются". В итоге, и клиенты будут недовольны, и вам куда больше мороки.
"Фирменных" сегвеев до сих пор, по уверению Ивана и Екатерины, в Кемерове только два – и оба у них. И хотя обошлась их покупка недёшево, супруги-предприниматели нарадоваться не могут. Совсем, говорят, неприхотливые машинки: заряжай их вовремя, колёса от грязи протирай – вот и всё "техобслуживание".
Аккумуляторные батареи каждого сегвея рассчитаны на тысячу полных циклов зарядки и разрядки. Переводя с технического на русский, это означает, что эксплуатировать "самокаты" можно лет пять-семь. Ну или, по меньшей мере, года три, но это, если уж очень интенсивно их "юзать". Словом, вполне приемлемо – и Ивана с Катей такое положение дел устраивает.
Как идёт бизнес
За два года эксплуатации изначально вложенные деньги уже "отбились". И даже стабильный доход появился, хотя прокат сегвеев – это такое дело, где очень важна сезонность. То густо, то пусто – такой вот девиз. Зимой на сегвее по Кемерову не больно-то покатаешься, а идеальный сезон в наших широтах – с мая по сентябрь.
– В первый же месяц мы заработали около 60 тысяч, – говорит Иван Ситников. – С тех пор бывает и больше. Схема простая – выиграли конкурс в администрации Центрального района, получили постоянное место "дислокации" – сперва у Филармонии, затем – у площади Советов. За это платили пять тысяч рублей в месяц, потом, правда, арендная плата возросла. Там и находили клиентов – всех, кто готов эту технику освоить. При необходимости и подучить можем.
Своего среднестатистического клиента Иван и Екатерина назвать затрудняются. Много семей с детишками и молодых людей. Но бывают и исключения. Например, постоянными клиентами предпринимателей является одна пожилая пара кемеровчан – бабушке и дедушке уже далеко за семьдесят. И оба от сегвеев в совершенном восторге – периодически берут напрокат.
Дальнейшие планы
Сейчас бизнес у кемеровских "сегвейщиков" немного затормозился, а всё потому, что вмешались "личные обстоятельства". Совсем недавно у Ивана и Кати родилась дочка, да и другие причины есть. Однако, говорят предприниматели, "передышка" эта – временная, и скоро они своё дело форсируют. В частности, есть планы расширять бизнес-географию – например, за счёт Новокузнецка. Да и другие кузбасские города сегвей-движением пока не охвачены. Правда, тут неизбежны изначальные большие траты.
Другой, более реалистичный, проект – это получать хороший доход даже в зимние месяцы, благодаря всяческим корпоративам, которых в кузбасской столице проходит совсем немало. И сегвеи на корпоративах воспринимаются как очень забавная диковинка – дело это уже проверенное.
– На сегвее не только по улице можно кататься, – говорит Екатерина Котлярова. – Он одинаково хорош и на асфальте, и на траве, и на полу в большом помещении. Примеров у нас уже хватает. В конце прошлого года одна наша крупная кузбасская компания "гуляла" на корпоративе – так они наши "машины" арендовали, на них официанты разъезжали. И заплатили в итоге…ну, скажем так, очень неплохо.
Вдобавок скажем, что не обязательно ведь давать покататься по пять-десять минут. Катя и Ваня сдают свои сегвеи и в "долгосрочную" аренду – на несколько часов. Плати – и катайся, причём хоть где. То, что дорогие "самокаты" попросту угонят, супруги не боятся. Мы, говорят, сразу предупреждаем, что это – как дорогую машину угнать, поэтому не затеряешься. Разве что в гараже на запчасти разобрать и там хранить, но смысл?
А так "с ветерком" можно неплохо прокатиться – разгоняется сегвей до двадцати километров в час. Главное – не увлечься, не упасть и нос себе не расквасить.
Трудности
Ну, во-первых, ясно, что для Кемерова сегвей – очень уж экзотический вид транспорта. Это в Германии на нём даже полицейские ездят, а у нас и не всякий молодой-продвинутый готов на подставочку между двух колёс встать.
– Парадоксальная какая-то ситуация, – сетует Иван. – Когда кемеровчане приезжают в Москву или в Питер отдохнуть, то там, бывает, и катаются на сегвеях: благо, что в столицах это дело как индустрия развлечения уже хорошо распространено. А вот у себя дома – многие ни в какую! Больно уж непривычно, "не по-нашему". И чем взрослее, тем тяжелее. Дети только легче "на контакт" идут. Вот эта проблема "непривычности" на самом деле очень сильно в бизнесе мешает.
Есть и вторая причина, насквозь практическая: всё-таки катание на сегвеях – удовольствие не самое дешёвое. Такса тут такая: пять минут – 200 рублей, полчаса – уже 1400. Правда, делай всё, что хочешь, и езжай, куда хочешь, но вот так сразу полторы тысячи – не у всякого в кармане просто так заваляются.
– А если и есть деньги, лучше, конечно, "пенных напитков" на них купить. Да шутим, шутим, – смеются бизнесмены-"сегвейщики". – Но правда в том, что иногда попробовать что-то новое – далеко не худший вариант. И, кстати, если что, пьяных мы за руль никогда не пускаем – это закон.
Выводы
Несмотря на неизбежные трудности, на то, что бизнес развивается не настолько быстро, как хотелось бы, молодые супруги совершенно ни о чем не жалеют. Даже наоборот – абсолютно уверены, что есть все условия для того, чтобы шло их дело в гору.
Прошло два года, о них многие в городе узнали: "сарафанное радио" работает вовсю, есть страничка "ВКонтакте", а прямых конкурентов (во всяком случае, с "настоящими" сегвеями) пока нет. Да и люди потихоньку перестают быть у нас такими уж "дремучими провинциалами". Вот и дети в парке Жукова, где корреспонденты AVOKADO встречались с Иваном и Екатериной, вполне в курсе – подбегают и говорят: "О, сегвей!".
Да и желание заниматься именно этим делом у супругов не пропало: "Мы ведь мечтали этим заниматься, и мечта сбылась". Вместе же вести бизнес всегда легче, тем более, что он не такой уж и обременительный. Это прямо как на сегвее ездить: там ведь тоже всё на два колеса опирается, а точку равновесия найти совсем не так трудно, как на первый взгляд кажется.