Открытие выставки Рене Магритта: магический реализм и яблоки
Картины Рене Магритта не похожи на работы типичного художника-сюрреалиста: на них никогда не найдёшь растекающихся часов, как у Сальвадора Дали, или девушку, врастающую в землю, как у Фриды Кало. Напротив, Магритт изображает привычные и знакомые нам предметы в том виде, в котором они существуют. Однако их расположение на полотне на первый взгляд лишено всякой логики: это может быть яблоко, которое растёт в тесных бетонных стенах, или огромный камень и облако, которые парят в небе на одном уровне. Сам художник определял себя как "магического реалиста" и не особо любил объяснять смысл своих картин, ведь, по его собственным уверениям, он хотел, чтобы зритель задумался.
Выставка работ одного из самых загадочных художников 20-го века, которая носит название "Вероломство образов", объехала всю Россию и наконец-то добралась до столицы Кузбасса. До 14-го сентября она поселилась в "Доме художников", чтобы вызывать у кемеровчан синдром Стендаля и создавать броуновское движение в их головах.
11.07.2014 16:37
732
(сейчас читает 1 человек)
Единой экспозиции бельгийского художника нет: все его картины давно находятся в частных коллекциях. И, так как Рене Магритт при жизни не признавал никаких копий и литографий, вполне вероятно, что некоторые из них до сих пор не удалось найти. Только после смерти художника его жена, Жоржета Бергер, смогла растиражировать его картины, тем самым сохранив достояние мужа.
– Все картины, – а их здесь 48, – собирались с большим трудом из личных коллекций европейцев, – рассказывает Мария Бондарь, куратор выставки. – Конечно, – здесь не сами оригиналы, а литографии, сделанные с них. Занимались этим питерские ребята, и теперь выставка путешествует по России. До Кемерова экспозиция успела побывать в Новокузнецке – людям нравится, постоянно кто-то приходит. Тем более, выставка Магритта в Кузбасс приехала впервые, и неизвестно, когда она здесь будет ещё раз и будет ли вообще. 15-го сентября она уже возвращается в Петербург.
Экспозиция бельгийца Рене Магритта получила своё название в честь одной из его ранних картин, на которой изображена курительная трубка. Однако надпись на этой картине гласит: "Это не трубка", что немного сбивает с толку созерцающих посетителей. Несмотря на то, что надпись кажется противоречивой, она верна: ведь перед нами действительно не трубка, а лишь картина с её изображением.
– Сюрреализм – это реальность, освобождённая от банального смысла, – говорил Рене Магритт, подтверждая эту цитату своими работами.
Подобных полотен у художника много, и далеко не с каждым бывает всё так просто. Иногда кажется, что вот-вот поймёшь то, о чём хотел сказать маэстро, изображая тот или иной предмет на своей картине, но в последний момент смысл ускользает, срывается, словно большая рыбина с крючка удочки, и ты остаёшься ни с чем. Однако вся прелесть сюрреализма заключается в том, что в любой момент к такому "пониманию" можно вернуться, и для этого далеко не обязательно быть знатоком живописи: сюрреалисты в первую очередь обращаются к нашему сознанию, и там уже каждый сам расшифровывает их послания.
– Услышал от знакомых, что выставка будет интересной, да и художник интересный, – делится мыслями Михаил Кокоулин, один из посетителей выставки. – О нём толком ничего не знаю, хотя нравится сюрреализм, поэтому решил: почему бы не прийти и не посмотреть? Уже сейчас могу сказать: сложно понять, что Магритт имел в виду, глядя на ту или иную картину, и это хорошо, потому что заставляет задуматься. Хотя, как мне кажется, чтобы всё это прочувствовать, надо часами стоять и смотреть.
Пожалуй, самая известная картина художника – "Сын человеческий". Её-то и сделали афишей выставки. И не прогадали. Многие из посетителей честно признались: пришли только из-за того, что увидели что-то знакомое, заинтересовавшее их. Эту работу "младший брат Дали" писал уже в конце своей жизни как автопортрет. Вообще мужчина в котелке, чьего лица никак не разглядеть, – очень узнаваемый образ в его творчестве. По словам самого художника, несмотря на то, что сюрреализм – течение скандальное, он всю жизнь старался не выделяться из общей толпы, а котелок отлично обезличивает любого, кто его носил, – собственно, поэтому Магритт выбрал именно этот головной убор.
Анна Кункель – одна из немногих, кого привлекли не самые известные работы "магического реалиста". Наоборот, она подолгу стояла рядом с теми картинами, на которые, казалось, больше никто не обращал внимания.
– Мне очень понравилась картина "Личные ценности", – говорит Анна Кункель. – Тут изображены разные ценности людей, правда, очень гротескно: для кого-то это – красота, для других – это развлечения или, к примеру, спиртные напитки. И всё на небесном фоне, который, к слову, у Магритта получается очень хорошо, мне нравится. Здесь всё представлено в таком увеличенном масштабе, что невозможно это не заметить, а небо, может быть, – символ того, о чём каждый мечтает. Я абсолютно не пожалела, что пришла, хотя живописью не особо-то и не интересуюсь.
Основная особенность картин бельгийца в том, что, сочетая несочетаемые предметы, он показывает и позволяет понять суть каждого из них; пытается донести до всех своих зрителей единственную мысль: важен не сам смысл, а его необходимость в мире. Достаточно провести дольше пяти минут у любого из его полотен, и тогда понимаешь: Рене Магритт – действительно маг своего (да и нашего) времени. Так что, если будет возможность посетить выставку, обязательно сходите.
Оставаясь на сайте, Вы даете согласие на использование cookies, которые применяются для повышения качества
рекомендаций согласно Политике.
Отказаться от cookies, можно через настройки Вашего браузера.
Чтобы иметь возможность комментировать, вам надо авторизоваться на сайте.