Александр Атаманов: автореклама для женщин не работает

Автомобиль всегда был признаком достатка и статусности. Чем больше твое авто напоминает субмарину, тем лучше – не так ли? Но за любой машиной нужно ещё и ухаживать. А как именно, мы узнали у Александра Атаманова, генерального директора компании "ШАНС Плюс" и автомобилиста с 30-летним стажем.

14.06.2016  13:20
481

Автомобильная грамотность

– Александр, давайте поговорим о самом насущном – об автомобильной грамотности. Мне кажется, сейчас автомобилисты вообще перестали заморачиваться по поводу того, что и как у них там под капотом.

– Не спорю. Раньше человек, который шёл получать права, первые пару месяцев изучал устройство автомобиля! А сейчас? Сейчас, наверное, не каждый знает, как капот открывается. Это, конечно, хорошо для сервисных станций, но… А если вам колесо менять внезапно придется? Ладно, если вы девушка…

– То есть девушка не обязана вникать в технические вопросы?

– Лично я считаю, что за рулем нет мальчиков и девочек. Есть некое бесполое существо – водитель. И есть вполне конкретные вещи, который водитель должен уметь делать. Поменять колесо – одна из них. Тем более, там нет ничего сложного.

– Не скажите…

– Наверное, вы просто руками пытались открутить болты. А нужно было ногами! Но тут проблема больше с мужчинами. Девушки вообще редко что-то делают с машинами, кроме как ездят на них.

– Что вы имеете в виду?

– Мы как-то пытались делать рекламу, ориентированную на представительниц прекрасного пола. Но оказалось, что это деньги на ветер. В большинстве случаев девушки даже никаких решений не принимают. Либо сразу приезжают с мужчиной, либо звонят ему по любому вопросу.

– Но ведь и мужчины бывают абсолютно безграмотны в автовопросах!

– Ну… Нельзя мужчинам такое говорить. (Смеётся). Нужно объяснять, что, зачем и почему. Чтобы он сам в итоге додумался и понял. Но в этом-то и проблема! Практически все автомобилисты перебрасывают ответственность за машину на работников сервисного центра. На поломки реагируют словами: "А почему мне раньше не сказали?" Так никто и не должен был ничего говорить. Содержание автомобиля в исправном состоянии – это задача владельца! Машина то чья? (Смеётся).

Вот, например, недавно приезжает к нам клиент. У него все чётко как по книжке: машине восемь лет, систему кондиционирования не проверяли ни разу – в итоге компрессор кондиционера вышел из строя. Вопрос: кто кроме владельца должен был следить за оборудованием? Вот если бы речь шла о холодильнике, там всё проще – он стоит на месте, не подвергается перепаду температур и ему хорошо. С машиной всё сложнее! Летом компрессор испытывает повышенные нагрузки, если система недозаправлена или давно не чистилась. А зимой по компрессору и всем креплениям бьет то –30 на улице, то +20 на закрытой парковке. Теперь этому клиенту придётся выложить примерно 35-40 тысяч за новый компрессор и его замену. Получается, что за каждый год эксплуатации кондиционера, не проходившего техобслуживание, он заплатит почти 5000 рублей. А ведь можно было просто один раз в два года проверять и обслуживать систему всего за 1300-1500 рублей… Как говорится, выводы делать только вам.

– То есть даже если водитель ничего не понимает в строении автомобиля, нужно просто регулярно ездить на техосмотр и всё будет хорошо?

– Здесь стоит разграничить термины. Есть "техосмотр" – странная процедура, после которой вам выдают некую бумажку для страховой компании. Я же сейчас говорю о "техобслуживании" – это как минимум регулярная замена масла и фильтров. Да-да, делать это нужно регулярно. Производители сейчас обычно указывают, что сервис нужно проводить каждые 15000 км пробега. Хотя ещё 5 лет назад было не более 10000 км.

– Или год. Если не проезжаешь столько…

– Вообще, эти цифры не что иное, как мнение маркетологов, работающих на производителей автомобилей. Таким образом, нас пытаются убедить в том, что цена пройденного километра на данном автомобиле меньше, чем у конкурента. Ну, вот мы знаем, откуда взялось это мнение, но это не так и слепо доверять не следует. Давайте посмотрим на цели и задачи. Производителю выгодно, чтобы ваш автомобиль начал ломаться через конкретный промежуток времени и чтобы вы купили новый. Это раз! Во-вторых, масло окисляется, даже если вы не проехали нужный километраж. Фильтры… Ну, масляный вы явно поменяете вместе с маслом. Воздушному фильтру тоже года эксплуатации будет очень много. А салонный вообще желательно менять каждые три-четыре месяца. Тем более, нужно учитывать, что у нас чернозём, соответственно, много пыли. Сейчас пух полетит и можно будет сразу же менять все фильтры, связанные с воздухом. Но если вам нужны более четкие рамки, то я бы сказал так: на техобслуживание нужно ездить не реже каждых 10000 км или раз в полгода.

 – Давайте вернемся к вопросу безграмотности водителей. Есть ли какой-то базовый уровень, который должны освоить абсолютно все? 

– Нужно знать хотя бы элементарное устройство автомобиля. Это не значит, что вы должны разобрать двигатель или трансмиссию и собрать обратно. Надо просто понимать, как именно оно работает. Так будет намного проще следить за состоянием автомобиля. Плюс вы действительно поймете необходимость регулярного проведения технического обслуживания. Конечно, кризис повлёк за собой минимизацию затрат на всё. Но экономить на состоянии автомобиля – экономить на собственном здоровье, а часто – и на жизни. Я, например, не понимаю людей, которые летом ездят на зимней резине, а зимой – на летней.

– Обычно они говорят, что медленно ездят!

– Именно! Вот только даже при скорости в 50 км/ч можно пострадать очень и очень серьёзно. Посмотрите видео краш-тестов! Их проводят как раз при такой скорости…

ШАНС Плюс

– Представляю, сколько таких самонадеянных водителей вы видели за семнадцать лет существования компании…

– В компании да… Но я сам-то работаю в этой сфере аж с 1993-го года. Просто начинал в другой фирме – "Полисейф". Уже тогда мы начали развивать направление противоугонных систем и аудиотехники. Потом была ещё одна компания – "Сплав", уже здесь, на ул. Спортивной. У нас было шесть установочных центров в городе и один магазин. После кризиса 1998-го года из шести центров остался один. Тогда было решено заниматься конкретными направлениями раздельно в качестве эксперимента. Через год, в мае 1999-го, как раз появился "ШАНС Плюс".

– А как появилось именно это название, если не секрет?

– Честно говоря, первично компании не было. Был аудиомагазин. В тот момент был ещё один учредитель – Александр Пастухов. Он занимался регистрацией, а я занимался больше раскруткой. В общем, он поехал регистрировать торговую точку, оказалось, что "ШАНС" уже существует. Решил добавить "Плюс". Да и на тот момент нам было не важно, как называться. Нужно было понять, сможет ли это направление работать отдельно от основного вида деятельности тогдашней компании. Уже в ноябре 1999-го года мы начали активно развиваться, а к 2000-му году даже с названием смирились. (Улыбается).

– А о ребрендинге не думали?

– Позже думали, конечно. Но решили, что это слишком дорогое удовольствие. Тем более, мы в 2001-м году начали участвовать в соревнованиях по автозвуку, громко заявили о себе в Сибири… Было бы неверно что-то менять.

Автозвук

– То есть название сохранилось, чтобы вас помнили на соревнованиях или чтобы клиенты знали о ваших победах – эдакий рекламный ход?

– Ну… Тогда казалось, что эта связка будет работать. Несколько позже поняли, что построение своих машин для соревнований – это далеко не бизнес-ход. Клиентам на самом деле всё равно, сколько у вас кубков на полках в магазине. Вы в любом случае будете делать всё так, как он захочет.

– Почему вы перестали участвовать в подобных соревнованиях? Они ведь до сих пор проводятся…

– Это был интересный период в моей жизни. Много знакомств, много впечатлений, много городов… Но, к 2003-му году я стал понимать, что пора остановиться. Иначе не будет времени работать. Да, у меня есть коллеги в России, кто до сих пор участвует в соревнованиях, но… Но там ведь ничего не меняется. Покупаешь новую машину и снова её переделываешь. Однообразно. Поэтому тогда и зарёкся, что больше не буду участвовать в таких соревнованиях. Организовывать буду, а участвовать – нет. Опять же, в 2003-м мы успели стать чемпионами России в очень тяжелом классе. И заняли четвёртое место на Чемпионате Европы. Уходить нужно чемпионом! (Смеется).

– Ого!

– На самом деле, я тогда очень расстроился. Победа на России и такое место на Европе. Правда, мне потом один из судей объяснил, что расстраиваться нужно тем, кто занял пятое, шестое и седьмое места. Дело в том, что категория, в которой я участвовал – машины для выставок. На них не ездят, их просто привозят на эвакуаторах. Именно такие участники данного класса были на Европе. Я же приехал сам на своём Nissan Maxima через всю страну. Все, кто ехал на соревнования участвовать в такой "выставочной" категории, ехали за победой. А я взял и влез на своей обычной машине, на которой просто езжу каждый день.

– Да, я помню "Оку" и микроавтобус, которые постоянно привозили на местный "Автозвук". В них не то что ездить, в них залезть не каждый мог.

– Было дело. Но то, что я проводил в Кемерове – так называемый народный формат "Кто громче". На более серьезных соревнованиях, где мы участвовали, есть понятие SQ или "качество звука". В машину садились двое судей и слушали, оценивали звук по определенным критериям. А двое других оценивали правильность и безопасность установки и внешний вид, вплоть до чистоты двигателя.

– Соревнования вы уже пару лет как не проводите, а что вообще с аудиотехникой в городе? Она пользуется популярностью?

– Увы. Люди с небольшим достатком не могут себе этого позволить, а люди с хорошим достатком – не хотят. Здесь просто встаёт вопрос качества. Нельзя же просто кинуть сабвуфер в багажник и прокинуть провода через салон. Это не наш метод! Правильно будет заменить акустику, интегрировать усилители, сделать как минимум аудиоподготовку дверей. И нужно сделать красиво. Если они будут делать всё быстро, дней за пять, то получится… Давайте посчитаем. Нормальный специалист не будет работать меньше чем за 1000 рублей/час. Умножаем эту цифру на два, потом ещё на восемь часов и на пять дней. Интересная сумма получается. Хотя нельзя сказать, что это дорого. В 2000-х это стоило 2-3 тысячи долларов. Умножьте на сегодняшний курс. Получится ещё более интересная цифра.

– А если говорить просто о продаже аудиооборудования?

– Большая часть автомобилей, которые есть на рынке, уже оборудованы той или иной аудиосистемой. Кому продавать оборудование? Хотя да, остается категория людей, которые болеют соревнованиям. В этом году, кстати, бывшие участники решили сами организовать "Автозвук". Приезжали недавно, спрашивали, сколько это всё стоит – организация. Объяснил, что нормальный проект требует минимум 300 тысяч рублей. Ну не бывает меньше. Сам же я вкладываться уже не собираюсь.

Противоугонные системы

– Давайте поговорим о противоугонных системах. Неужели любой автомобиль можно полностью защитить?

– Можно и нужно! Но в любом случае это личное дело каждого. Бывают даже те, кого мы отговариваем от каких-то вариантов систем. Вот совсем недавно мне звонил клиент. У него Lexus, он узнал, что его машину можно угнать конкретным способом и нашел в "интернетах", как предотвратить это. Пришлось объяснять, почему это делать бессмысленно.

– Но как противоугонный комплекс может быть бесполезным?

– Очень просто. Его автомобиль угоняется тремя разными способами. Представьте, что на штанах три дырки, одну из них вы зашили белыми нитками – вот он ваш комплекс. Зачем это делать? Как единственную защиту – глупо. Ещё 2 способа остаются как открытые двери. Сделать как дополнительную защиту к основному активному комплексу? От переизбытка денег? Ну, если только бюджет освоить нужно. (Смеётся). Мои коллеги в больших городах на этом, конечно, зарабатывают. Я бы тоже мог, но не вижу смысла. Да, мы всё сделаем, но будем вынуждены дать человеку в руки переходник, чтобы он мог попасть на техобслуживание. А знаете, где будет лежать этот переходник? В лучшем случае – в багажнике. В худшем – в бардачке. Это называется "приходите, когда нас нет дома, а ключи мы под ковриком оставили". Но совсем дёшево хороший комплекс стоить просто не может. Он должен быть эффективным для данного конкретного автомобиля. Есть, конечно, и "особо экономные" клиенты. Экономия на спичках в этом деле только навредит. Хотя я всегда готов предложить максимально бюджетный вариант – сходите в собор, поставьте свечку, купите иконку – может, поможет…

– Как же тогда понять, какой именно комплекс нужно ставить?

– Сначала нужно узнать, как угоняется ваш автомобиль. Чтобы всегда быть в теме, я начал активное сотрудничество с федеральным сервисом "Угона.нет". Это объединение людей, которые уже двадцать лет занимаются охранными системами, мы даже думаем одинаково.

– Это, конечно, здорово. Но ведь всё равно многие считают, что, сколько машину ни защищай, её все равно угонят…

– Ха. Это был хорошо продуманный информационный вброс в своё время. И да, он всё ещё работает. Поэтому приходится объяснять людям, что за автомобилем приходят не хулиганы с улицы. Особенно, если речь идет о высоком классе. Нужно уважать тех, кто стоит по ту сторону законодательства. У них тоже определенного рода бизнес и работу выполняют специалисты. Им не выгодно тратить много сил на неприбыльное дело. Вот объясните, зачем человек будет штурмовать нормальный противоугонный комплекс, если данная модель автомобиля стоит почти в каждом дворе? Он же не идиот. Помните, как три года назад была серия угонов дорогостоящих автомобилей? Особенно двухсотые "Крузаки" уезжали. От двух до пяти в неделю!

– Конечно, помню! Весь город на ушах стоял!

– Вот. Меня тогда приглашали в ГАИ, чтобы я дал свои комментарии, что и как происходит на видеозаписи угона. Так вот, я тогда ещё сказал, что на самом деле уезжать должен каждый первый "Крузер". Но их просто столько не нужно.

– Но, почему каждый первый?

– Да потому, что автомобиль хороший и популярный, но абсолютно беззащитный. Уезжает меньше, чем за минуту при помощи ретранслятора. Угоняется вдвоем: первый находится рядом с хозяином авто, перехватывает устройством сигнал с ключа, а другой держит вторую часть устройства, подходит к машине, нажимает кнопочку и вуаля. Автомобиль открыт и готов ехать. Даже ключ не нужен, потому что заводится машина с нажатия кнопки. Ретранслятор работает на расстоянии до 800 метров. Максимум, что сделает авто, когда угонщик на ней поедет, это пикнет, что ключа нет в машине. По задумке производителя автомобиля, водитель должен вернуться за ключом, чтобы у него была возможность снова завести машину, если он где-то будет останавливаться. Но если я угонщик, я не буду её глушить!

– Неожиданно…

– Но это факт. Вот совсем недавно у одного нашего клиента пытались угнать машину в Новосибирске днём прямо на парковке IKEA. Это был очень показательный случай для меня. Обычно, если машина не пошла, её бросают. Но, тут не бросили. Когда хозяин вернулся на парковку, у машины были сняты подкрылки, разобраны пороги и низ панели. За пару месяцев до этой попытки угона нами был установлен достаточно экономичный, но эффективный комплекс, потому что машина ещё и застрахована. По сути, мы защитили её от угона "на рывок". В общем, угонщики завели машину, она дернулась, но встала. Её начали разбирать. И вот это уже заставляет задуматься. Значит, в их криминальных кругах всё не очень хорошо. Значит, им важно было найти возможность обойти охранный комплекс.

– Может быть, конкретному человеку хотели насолить?

– Клиент тоже задавался этим вопросом. Но если бы хотели насолить, взяли бы коктейль Молотова – намного быстрее и эффективнее.

– Вы сказали, что три года назад угоняли дорогие автомобили, а сейчас? Кто, как говорится, в зоне риска?

– Сейчас часто уходят более дешёвые машинки. Kia Rio, Hyundai Solaris, Ford Focus… Погуглите запчасти на эти машины. За Уралом уже продают даже бампера и крылья в цвет! Ладно, если двери. Они могли не пострадать в аварии. Но когда запчасти, страдающие в первую очередь в ДТП, предлагаются в цвет и под заказ – ну кого мы обманываем? Для двух-трёх специалистов разобрать автомобиль – один рабочий день.

– Но почему вдруг так поменялись приоритеты?

– Опять же, это вопрос, касающийся бизнес-стратегий. Спрос рождает предложение. В стране кризис, автомобилисты любых категорий ищут максимально дешёвые варианты. Названные выше автомобили ещё недавно являлись лидерами продаж в России и их очень много на вторичном рынке. То есть спрос появился. Соответственно, и предложение не заставило себя ждать. Да и добыча легкая, т.к. многие владельцы таких машин не защищали их из-за посыла "да, кому она нужна".

Системы кондиционирования

– Второй профиль вашей компании – системы кондиционирования. Вы ещё до интервью говорили, что многие просто забивают на диагностику этих механизмов. Но как понять, что пора ехать в сервис?

– Ха! У нас люди едут в сервис, когда уже всё сломалось! (Смеётся). Да и здесь проблема в том, что на начальных этапах поломку в системе заметить сложно. У вас просто нет критериев оценки. Вот если бы мы жили в теплом климате, могли бы заметить, что температура холодного воздуха постепенно повышается. Если стоит климат-контроль, то можно увидеть, что изначально вам было комфортно ездить, когда датчик показывает 22 градуса, а теперь – только при 20. Это и есть показатель того, что система стала работать хуже. И вы же сами начинаете её доламывать, потому что, понижая температуру, вы повышаете нагрузку на компрессор. Поэтому повторюсь: лучше всего просто приезжать на диагностику раз в два года.

– А если с температурой всё хорошо, но появился неприятный запах?

– Редко меняете салонный фильтр. Некоторые вообще без него ездят и это конкретная ошибка.

– Почему?

– Салонный фильтр появился на импортных автомобилях лет двадцать назад. Но отдача печек не была рассчитана на наш климат. Соответственно, чтобы зимой в машине было теплее, а стекла не запотевали, фильтр просто вынимали на зиму. Но, за это время автомобили эволюционировали! Они делаются для конкретного климата! Но всё ещё есть категория граждан, которые считают, что на зиму фильтр нужно вытащить.

– И при чём здесь запах?

– Вот вы знаете, что идет сразу после фильтра? Испаритель кондиционера. Все, что летит с улицы, должно оседать в фильтре, а так попадает именно на него. Во время работы кондиционера испаритель практически покрывается льдом. А при выключении кондиционера на поверхности испарителя образуется влага, смешивается с осевшей грязью, и мы начинаем чувствовать, что воняет "прелыми носками". Там такие чудеса можно увидеть иногда! Хорошо, что хоть мыши со змеями не заводятся. В таких случаях поможет только механическая чистка испарителя. Для регулярного обслуживания существуют химические составы – антибактериальная обработка. Опять же, говорим о регулярности посещения специализированного сервиса.

– Александр, а на что ещё обязательно нужно обращать внимание каждому водителю?

– Проблема в том, что для многих машина – средство передвижения. И не более. Что там и как – не важно. Если же вы более продвинутый юзер, советую обращать внимание на элементы тормозной системы. Руль начинает бить при торможении – плохой показатель. Скрипит что-то противно – посмотрите колодки. Ещё обязательно проверяйте масло! Достали щуп, протерли, опустили, снова достали – проверили. Это нужно делать хотя бы раз в месяц, так вы будете замечать, насколько быстро уменьшается количество масла. Помимо этого проверяйте уровень антифриза. Если машина холодная, он должен быть на минимуме, если горячая – на максимуме. Иначе встанете где-нибудь на дороге с открытым капотом, как в кино.

Модернизация

– Вы водитель с тридцатилетним стажем, много что делали и с чужими, и со своими машинами. Как вы вообще относитесь к модернизации авто?

– Считаю, что не нужно делать ничего лишнего. Конечно, если автомобиль пришёл с завода без брызговиков – поставьте, уважайте окружающих. Шумоизоляция автомобиля – тоже вариант полезной модернизации. Но здесь уже каждый сам решает, всё-таки это делается для комфорта, а не в качестве вложения денег. Машину вообще нельзя назвать вложением. Это трата. Вот вы купили автомобиль, выехали на нём из салона, а он уже подешевел на 10%. Прошел год – ещё минус 10-15%. Вспомнил! Ещё я против стайлинга осветительного оборудования на автомобиле! Слепить окружающих опасно прежде всего для вас самих. Ну и тонировать фары и стоп-сигналы тоже не стоит… Может, это и красиво, но крайне небезопасно. У водителя сзади и так мало времени на реакцию, а с таким "апгрейдом" его ещё меньше. Да и вообще, любая переделка должна быть в пределах разумного.

– Но ведь многие специально покупают не очень дорогие модели, чтобы потом изрядно переделать.

– Я по молодости тоже этим страдал. Купил машину, и уже через 3-4 месяца она перестала меня устраивать. Решил заняться глубоким тюнингом подвески. Благо, старший товарищ настоял, чтобы я просто сразу её продал. И ведь был прав. Нормально переделать в кустарных условиях у меня бы не получилось. Я бы вкинул денег, полгода её делал, потом ещё доделывал бы столько же. Поэтому лучше сразу все эти деньги вложить в нужный автомобиль. Единственное, что меня тогда останавливало от продажи – она мне нравилась внешне. Но и здесь наука – машину по картинке не выбирают. Это как с девушками знакомиться. Как вы думаете, где лучшее место для знакомства?

– Эм… Да хоть где, лишь бы не в Интернете.

– А вот и нет! В бассейне! Там мы видим фигуру безо всяких ваших способов утяжки, лицо без макияжа… То есть мы точно знаем, что увидим утром. А по картинке… У меня жена фотограф, я знаю, что это такое. (Смеётся). Конечно, внешний вид машины тоже важен. Но в первую очередь нужно думать об ощущениях во время поездки. Для этого и придуман тест-драйв! Придите в салон, покатайтесь и вернитесь через день. С автомобилем нужно переспать. Не в прямом смысле, конечно. Но ощущения могут меняться уже через сутки. Зачем покупать, а потом мучиться? И со временем вы не привыкнете, не нужно себя обманывать.

Фото: Александр Селюнин, google image
Читайте также: Александр Атаманов: о Volkswagen, любимом бизнесе и нелюбимых вещах

Автор: Юлия Даниленко

Cледите за главными новостями Кемеровской области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».

Теги: АВТО