Не все правила одинаково полезны: на каких улицах лучше отказаться от ПДД

Основная масса водителей учится по правилам, а ездит по ситуации. И спустя пару лет после окончания автошколы мало кто ответит вам на элементарный вопрос из синей книжечки с теорией. Но едут же как-то… И вот эта масса своей стайной моделью поведения на дороге диктует собственные правила. Как ни парадоксально, но есть нюансы и места, где безопаснее отказаться от ПДД. Наш автор Илья Аверин, водитель с десятилетним стажем, решил целый день поколесить по городу с абсолютным выполнением правил дорожного движения в поисках проблемных участков. Помогал нам в этом эксперименте действующий инструктор автошколы Николай Ильин.

16.08.2017  11:06
967

Разворот без нервов

Ну, поехали! Попробуем прокатиться без штрафов. Едем по главной транспортной артерии нашего города – проспекту Ленина. Доезжаем до улицы Тухачевского и собираемся выполнить разворот. Казалось бы, что может быть проще. Так и было, пока не возник вопрос о правильных радиусах. Пожалуй, самый взрывоопасный вопрос для мозга курсанта автошколы. Итак, по правилам дорожного движения мы должны выполнить этот манёвр по большому радиусу, доехав до ближайшей полосы своего направления. Едем…

И тут начинаются первые проблемы. Водители, которые едут с нами в одном направлении и поворачивают налево, начинают нас откровенно подрезать. Те же, кто планирует выполнить аналогичный манёвр со встречного направления, наглым образом вытесняют нас, буквально претендуя на ту же полосу движения. А некоторые водители при этом едут навстречу и крутят пальцем у виска, нервно сигналя. В итоге все полосы для разворота были заняты транспортными средствами одного направления (нами, движущимися по правилам, и соседями-нелегалами, движущимися по привычке вместе с потоком). Водитель встречки остался не у дел, приехал в лоб именно к нам и сильно словесно и не только нервничал по этому поводу.

Что думает инструктор: Да, уже на протяжении долгого времени опытные водители пренебрегают правилом разворота, выполняя его по малому радиусу. При этом разъезжаются автомобили не левыми, как того требуют ПДД, а правыми бортами. Это позволяет избежать дополнительных точек пересечения траекторий и закольцовывания потоков. Минус этого способа в том, что встречный автомобиль, уходящий на поворот или разворот, существенно ограничивает вашу видимость. Новички после сдачи экзамена часто попадают в такие переделки – занимают вроде бы правильное положение на проезжей части, а на него претендуют другие. В результате одни пугаются, другие ругаются. Моя рекомендация такова: если вы одни на пустынном перекрёстке, можете отдать дань ПДД и избавить совесть от угрызений. Если же вы находитесь на большом оживленном участке, идите вместе с потоком, не сопротивляйтесь ему, иначе вы можете, сами того не желая, спровоцировать аварийную ситуацию.

Самый простой манёвр не так прост

Экспериментируем дальше. Выполняем правый поворот с проспекта Ленина на улицу Терешковой (или любую другую) – что может быть проще! Никакой тебе встречки, все рядышком, никого не пропускаем, кроме пешеходов, если таковые имеются, тихонечко, по бордюрчику. Заезжаем по правилам в крайнюю правую полосу…

...и упираемся в задний бампер неверно припаркованного автомобиля. Водитель должен был оставить пять метров от края проезжей части, чтобы мы могли выполнить маневр без нарушений, но пробки, час-пик и другие обстоятельства не дали ему подумать о ближнем. Ладно, не страшно, немножко не вошли, но мы сейчас покажем левый сигнал поворота, перестроимся на вторую полосу и продолжим движение. Не тут-то было! Каково было наше удивление, когда обнаружилось, что по правилам дорожного движения повернуть направо решили только мы!

Что думает инструктор: Уже давно никто этого не делает, зная, что правая полоса – это зона парковки и автобусных остановок. Все выполняют правый поворот сразу во вторую полосу или даже третью. И водителю, соблюдающему правила дорожного движения, придется постоять, пропуская этот поток, прежде чем получится совершить перестроение и двинуться дальше. А на участках дорог со специальной полосой для маршрутных транспортных средств правильный поворот направо выполняют, пожалуй, только учебные автомобили. К тому же, разметка в таких местах нанесена очень неудачно: пунктирная линия так быстро становится сплошной, что водитель не успевает выполнить перестроение и вынужден нарушать правила, цепляя "сплошняк". Если вы будете выполнять данный манёвр по правилам дорожного движения, аварийной ситуации не создадите, но дополнительные трудности вам будут обеспечены.

Моргни мне, если сможешь

Ещё одно сомнительное правило – подача сигналов поворота при проезде перекрёстка с несколькими пересечениями проезжих частей. Пример такого перекрёстка – ул. Космическая – ул. Двужильного. Едем по Космической и планируем выполнить левый поворот. На улице Двужильного имеется конструктивно выделенная разделительная полоса. Едем по правилам, а значит, перестраиваемся на левую полосу, терпим и заезжаем на перекрёсток без сигналов поворота, а перед вторым пересечением – ба-бах – притормаживаем и включаем "моргалку". Тем более, что перед перекрёстком установлен знак, предписывающий движение прямо и направо.

Сзади раздаётся визг тормозов и нервное "бибиканье". Потом раздраженный водитель обруливает нас справа и активно жестикулирует. Голову в этот момент лучше не поворачивать, стёкол не опускать. Мы же едем по правилам!

Что думает инструктор: По правилам мы обязаны подавать сигнал поворота заблаговременно, кроме тех случаев, когда можем ввести в заблуждение других участников дорожного движения. Перекрёсток с несколькими пересечениями проезжих частей воспринимается составителями ПДД как раз как один из таких случаев. Предполагается, что, если мы начнем моргать поворотником перед въездом на перекрёсток, другие водители подумают, что мы поворачиваем в первый проезд, то есть на встречку. Это в теории. На практике же получается другая картинка. Вы приближаетесь к перекрёстку. Водитель, который едет за вами, пытается спрогнозировать развитие ситуации. Допустим, он планирует проехать перекрёсток прямо, быстро и без остановок. Он анализирует ваши действия и думает: если вы движетесь по левой полосе, но при заезде на перекрёсток не подаете сигналов поворота, значит, планируете продолжить движение прямо. Он не перестраивается на правую полосу, предполагая, что никто из вас на перекрёстке тормозить не планирует. И тут внезапно прямо на середине перекрёстка вы включаете сигнал поворота и рушите все его планы: теперь ему придётся резко снизить скорость и ждать, пока вы пропустите встречку и освободите полосу. Если бы вы сообщили ему о своих намерениях раньше, такой неловкой ситуации бы не получилось. Моя рекомендация: этим правилом можно легко пожертвовать в своей водительской практике ради общего комфорта и взаимопонимания.

Поддай газку!

Всем известно, что разрешенная максимальная скорость при движении по городу – 60 км/час. А теперь вспомните дорогу по лесополосе на выезде из города, если ехать по направлению к Топкинской трассе и селу Мазурово. Ещё город, но нет ни людей, ни домов – одни ровно посаженные деревца. Попробуем не поддаться искушению и сохранить верность ПДД. Едем положенные 60 километров в час.

Первый водитель пролетел и ушёл, как от стоячих. Второй догнал, нервно поколесил несколько метров за нами, потом перестроился и добавил газу. Сигналить не сигналят, но спинным мозгом чувствуем, что бесим всех дико…

Что думает инструктор: С одной стороны, скоростной режим укладывается во вполне конкретные цифровые нормы и значения. С другой – правила рекомендуют нам двигаться со средней скоростью потока. Прямые неоживленные улицы города и мосты провоцируют водителей на ускорение. И когда пытаешься ехать не более 60 км/час по таким дорогам, автоматически становишься помехой и источником опасности. Я могу порекомендовать повысить скорость на таких участках до верхней допустимой планки – до 79 км/час. Это выше нормы почти на 20 км/час, но не предполагает административной ответственности водителя. Так мы приблизимся к средней скорости потока. А дорожникам и ГИБДД я бы советовал при помощи знаков легализовать более высокую скорость на таких участках.

«Спасибо тебе, зелёная стрелочка»

Едем от вокзала по улице Сибиряков-Гвардейцев в сторону Соборной. Здесь нас будут интересовать светофоры. Аналогичное светофорное регулирование на пересечении улиц Баумана и Двужильного. Мы планируем выполнить разворот. Заезжаем на перекрёсток на зелёный сигнал светофора (основную секцию), проезжаем по большому радиусу (раз уж подписались ехать по ПДД), но даже не в этом суть: одновременно с нами движется не встречка, а часть потока со стороны Соборной.

Не весь, а только часть, и только направо. Значит, едут они на дополнительную секцию светофора. Ещё раз: мы разворачиваемся на основную, они поворачивают направо на дополнительную. Мы пытаемся завершить манёвр, имея преимущество при пересечении траекторий, но уступать дорогу нам никто не намерен… Набираемся наглости и пытаемся уверенно проехать этот участок – сигналят, кричат и крутят у виска. Чем здесь-то провинились?

Что думает инструктор: Такая история сплошь и рядом. Почему-то водители, движущиеся на дополнительную секцию, забывают о верной приоритетности. Они считают, что находятся в равных условиях с другими участниками движения и являются для них помехой справа, а значит, могут ехать первыми. И переубедить их во время движения не представляется возможным. Можно, конечно, пойти на принцип, подставиться, спровоцировать ДТП, а потом в ГИБДД услышать то, что правы именно вы. Но стоит ли использовать такие воспитательные меры? Машина-то ваша. Поэтому здесь я рекомендую забыть о гордости и проехать по ситуации: если попался грамотный водитель – уступит вам, если не очень – пропустите его. Так будет безопаснее.

Стой, кто идёт!

Снова едем по проспекту Ленина, подъезжаем к бульварному кольцу. Перед нами – пешеходный переход. Помнится, по правилам дорожного движения пешехода необходимо начинать пропускать, как только он сделал шаг на проезжую часть. Не вопрос! Общая ширина дороги – восемь полос. Едем по крайней правой. С противоположной стороны дороги, никуда не спеша, выдвигается мило воркующая парочка. Встали, стоим, пропускаем.

Если бы вы слышали, как гудит толпа неуемных водителей сзади!… Мы думали, нас порвут на части.

Что думает инструктор: Да, ПДД не разъясняют, на какую часть дороги должен ступить пешеход, чтобы мы начали его пропускать. Поэтому негласно водителями и инспекторами ГИБДД было принято решение: на широких дорогах с двойной сплошной линией разметки или разделительной полосой пропускаем тех, кто пересекает полосы нашего направления. Иначе мы станем помехой для других участников движения и создадим пробку. Не переживайте, за это вас не оштрафуют, мы уточнили.

В центре безопаснее

С пешеходами, с горем пополам, справились. Заезжаем на кольцо в крайнюю правую полосу. Собираемся выполнить разворот, то есть сделать круг почета и вернуться на проспект Ленина.

За время, пока мы ехали до нужного съезда, мы трижды чуть не попали в аварию! На каждом пересечении в наш левый борт норовил приехать водитель со второй полосы, пытаясь выполнить съезд с кольца.

Что думает инструктор: По правилам, мы должны заезжать на перекрёсток с круговым движением с любой полосы, а съезжать только с крайней правой (внешней). Но наши водители по каким-то неведомым причинам решили себя не утруждать перестроениями и сигают с кольца откуда ни попадя. Естественно, в этот момент они не думают о соседе, который не собирается покидать полосу и планирует продолжить движение по кругу. И в этих местах машинки встречаются. Поэтому главное правило для тех, кто едет по кругу: всегда смотрите налево. Если вы планируете выполнить затяжной манёвр (поворот налево или разворот), покиньте правую полосу от греха подальше, двигайтесь по второй, там безопаснее. А вообще нужно всех водителей хотя бы раз в пять лет отправлять на пересдачу всех экзаменов. Тогда порядка на дорогах, возможно, станет больше.

Мы сбились со счета, фиксируя количество аварийных ситуаций, спровоцированных нашей порядочностью. И поняли: главное правило – убедиться в безопасности манёвра, а потом приступать к нему, даже если соответствующий пункт ПДД говорит, что можно смело действовать. Наши дороги живут по своим законам.

Автор: Илья Аверин

Cледите за главными новостями Кемеровской области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».

Теги: АВТО